Внезапно - Астрофест!

На весну 2022 года у меня не было вообще никаких планов, а уж тем более - запланированных путешествий... Но вмешалась Наташа Андриевская: "Ир, ты на Астрофест поедешь?"
В итоге - 12-15 мая я, неожиданно для себя, второй раз (первый был 5 лет назад) оказываюсь на крупнейшем в России фестивале любителей астрономии. Как и в тот раз, он проходит в доме отдыха "Снегири" в Подмосковье.

Программа фестиваля, на мой взгляд, была чуть менее насыщенная, чем в 2017 году, когда я была первый раз. (Кстати, тогда я написала о своих впечатлениях целых две статьи!) Но все равно график был очень плотным: в трех залах и на площадках возле здания параллельно фактически шли три разных фестиваля - для тех, кто интересуется общими проблемами науки о Вселенной и хочет послушать лекции о последних открытиях и интересных проблемах, для тех, кто активно наблюдает и хочет пополнить свой технический и наблюдательный уровень - и для самых юных участников фестиваля.
Честно говоря, я сомневалась, состоится ли фестиваль в этом году. Но, поскольку сама туда и вовсе не собиралась, особо не следила за этим. А за месяц до события вдруг собралась. Причем я всегда считала, что, если даты Астрофеста попадают не на апрель, а на май, то мне туда наверняка не попасть из-за моих домашних обстоятельств, в частности - начала дачного сезона. Но оказалось, что это не так :) Спасибо друзьям, которые поддержали и помогли это осуществить!
В путешествиях для меня главное - надежная компания. Если в прошлый раз я ездила с московскими друзьями (к сожалению, одного из них - Валерия Щивьева - уже нет в живых), то сейчас компания нашлась и в моем городе. Кроме меня, Наташи и ее мужа Влада, на фестиваль приехал Сергей Кондаков, администратор рязанской астрономической группы ВК "Меридиан-39. Всего же рязанский "десант" (по крайней мере, те, кого я знаю) насчитывал 6 человек. Для каждого из них, конечно, в фестивале было главным что-то своё. Наверняка, очень большую пользу для себя получили Наташа и Влад Андриевские, которые, кажется, не пропустили ни одного выступления на "технические" и "наблюдательные" темы. Наташа и сама выступила с докладом, который озаглавила так: "Городское астросообщество: история успеха?" В нем речь шла об обьединении любителей астрономии, сформировавшемся вокруг созданной Наташей группы ВК "RZNASTRO". Сейчас проект занял "площадки" и в других социальных сетях, странички постоянно пополняются материалами, активно проводятся и оффлайновые мероприятия, а в дальнейшем, по словам Наташи, возможно и создание организации. В свете всего этого, думаю, что ребята имели бесценную возможность обменяться опытом с другими активными любителями и организаторами.
Я же, как и пять лет назад, основное внимание уделила научно-популярной программе. На этот раз, по сравнению с программой 2017 года и следующих за этим Астрофестов (с их содержанием можно ознакомиться в интернете) на фестивале было чуть меньше выступлений профессиональных учёных. Однако, они все-таки были, и их очень интересно было слушать. Академик Лев Зелёный рассказал, что на данный момент известно ученым об экзопланетах. Кандидат биологических наук (и любитель астрономии) Полина Богачева прочитала очень интересную лекцию на стыке астрономии и биологии: "Деревья - летописцы солнечной активности".

Как и в прошлый раз, я с удовольствием послушала выступление Дмитрия Зигфридовича Вибе. Он - замечательный лектор, и один из наиболее известных отечественых популяризаторов астрономии в наше время. В прошлый раз он рассказывал о транснептуновых объектах, в этот раз темой его лекции стали протопланетные диски, которые сейчас активно открывают у других звезд. Могу сказать, что, несмотря на весь мой интерес к науке, кое-чего я не знала - оказалось, например, что я не вполне представляла себе разницу между протопланетным диском, из которого формируются планеты, и так называемым "обломочным" диском - состоящим из частиц и тел, которые уже не могут образовать планету (в нашей Солнечной системе - это пояс астероидов и пояс Койпера) На этой лекции звучало больше всего вопросов от зрителей, да и зал был наполнен едва ли не плотнее всего.

Впрочем, наверное, самое большое число зрителей в кинозале собралось на сеанс прямой связи с Международной космической станцией! Такое на фестивале впервые. Около 15 минут собравшиеся (в лице организатора фестиваля Андрея Остапенко, задававшего собранные заранее вопросы) общались с российским экипажем МКС, находящимся на орбите. И все же, на мой взгляд, прежде всего это было интересно как пиар-ход, а не как познавательное мероприятие….
А еще мне очень интересна была лекция, посвященная космическому телескопу Gaia и исследованиям звездных параллаксов, проводимым с помощью этой орбитальной обсерватории. Может показаться, что это скучно, а ведь измерение параллакса - это единственный прямой способ измерить расстояние до звезды, и все остальные оценки, основанные на физических свойствах объектов (по наблюдениям цефеид и других «стандартных свечей») необходимо калибровать, и чаще всего - по измерению параллакса. Но чем дальше звезда, тем меньше ее параллакс и тем выше вероятность ошибки, а ошибка в измерении расстояния приведет и к неверной оценке физических свойств - массы, светимости и т.д. Применение космических телескопов позволило значительно уменьшить эти ошибки, однако и у них есть границы точности, и часто приходится работать "на пределе".,.
На фестивале наравне с ученми выступали и любители астрономии. Темы их докладов были разнообразны и касались далеко не только проведения наблюдений и строительства домашних обсерваторий. Были там и доклады на тему истории астрономии, популяризации науки. Вновь приведу несколько тем:
«Как иезуиты привезли в Китай телескоп и что из этого вышло» - Е. Кузиков (Москва)
«Законы Кеплера: арифметика, геометрия и вера в физичность и гармонию мира» - А. Мереминский (Москва)
«Великая научная революция: четыре человека, перевернувшие представление о космосе» - Д. Селезнёв (Азов)
«Astro Channel: наблюдательная астрономия на Ютубе» - А. Смирнов (Вологда)

Два последних выступления из этого списка были мне особенно интересны - их авторами были популярные видеоблогеры. Дмитрий Селезнев, помимо видео, посвящённых технике астрофотографии, снимает практически полноценные научно-популярные фильмы, рассказывающие об истории астрономии и о великих астрономах. Героями его лекции стали Коперник, Галилей, Кеплер и Ньютон.

А Александр Смирнов в своём канале на Ютуб рассказывает о том, как проводить астрономические наблюдения, иногда делая это даже в прямом эфире - устраивая стрим во время выезда на наблюдения. Вообще, его видеоблог пестрит невероятными историями, связанными с наблюдениями - например, в 2019 году, в поисках "окна" в облаках для наблюдения редчайшего тесного сближения Юпитера и Сатурна, он в течение суток проехал от Вологды до Ряжска Рязанской области и обратно. Пять лет назад я брала у Александра заочное интервью для своей книги, а очно мы встретились и немного поговорили только на этом фестивале.

А с другим человеком, давшим мне тогда интервью - Тимуром Крячко - я увиделась на фестивале во второй раз. И с удовольствием послушала его доклад, озаглавленный - "Через тернии - к метеоритам". Буквально за несколько дней до фестиваля Тимур вернулся из Чили - куда попал уж точно "через тернии", вопреки всем обстоятелствам. И привёз новые метеориты, найденные в каменистой чилийской пустыне…
А потом мы с Тимуром оказались соперниками в интеллектуальной игре "Астро-Эрудит". Мне было очень интересно попробовать сыграть. Мы - два человека из рязанской компании - примкнули к ещё нескольким случайным людям, ищущим команду. А Тимур играл в команде из своего родного Воронежа - они так и назывались "Тимур и его команда". В итоге, в полном соответствии со своим названием, "тимуровцы" заняли первое место, а мы - предпоследнее. Но нисколько не расстроились, ведь главное не победа, а участие. К тому же, проиграли не "всухую" и кое-какие вопросы взяли - и отвечать было очень увлекательно.

Большую часть времени из 4 фестивальных дней я провела в залах, слушая выступления. Но получилось и погулять в окрестностях, и побывать вечером на наблюдательной площадке (в 2017 году это не удалось).Правда, в полной мере собравшиеся вокруг многочисленных оптических приборов владельца и любопытствующие могли насладиться лишь видом почти полной Луны, которая засвечивала и без того засвеченное подмосковное небо …
Каковы же для меня итоги? Прежде всего - получилсь приятное и интересное путешествие, и этого уже достаточно. В мозаику жизни добавлены несколько ярких кусочков….


Рецензии