О падении Люцифера
Бог создал ангелов чистыми и высокоразумными существами со свободной волей. Наличие свободной воли у ангелов и у людей является необходимым условием их добровольного служения Богу и участия в Его любви. Существа, не наделенные свободной волей, не могут любить Бога и участвовать в Его бытие, тем более быть Ему помощниками. Таким образом, каждый ангел помимо всех прочих достоинств, обладал свободной волей. При создании людей и ангелов, Бог вложил в них стремление к Себе, без которого их бытие в Боге было бы невозможным. Это стремление к Творцу является одновременно и необходимым условием для причастия Божественной благодати как к источнику вечной жизни. Вместе с тем, такое стремление необходимо поддерживается волей существа, которая призвана постоянно контролировать это стремление, чтобы оно не угасало и не замещалось другими желаниями. Отсутствие такого контроля или его ослабление ведет к отвлечению внимания, и как следствие, к его переключению на другие объекты помимо Бога. Как только внимание к Богу ослабевает и переключается на иное, происходит некий вакуум в сознании, временный разрыв существа с источником жизненной силы, т.е. с благодатью. В свою очередь, как только ослабевает источник благодати, ослабевает сила существа. В таком ослабевшем существе мгновенно зарождается порок, который не имеет собственного бытия, а является следствием ослабления благодати. (Как тело, лишенное жизненной силы, быстро начинает разлагаться и гнить). Подтверждение этому мы находим у прп. Максима Исповедника, который в своем толковании на произведения свт. Григория Богослова "О различных трудностях Богослова Григория", пишет: " Как не-порча логоса (Божественной природы, идеи, воли Бога, который предшествует бытию всякой твари) опосредствована "вниманием", так и порча - "невниманием". Об этом же сакрально возвещает и Священное Писание: "Внемли себе" (Втор.15:9).
Укоренившись, порок сразу же поражает разум, как Богом данный защитный механизм души, и порождает в нем мечтательность. Пр. Нил Мироточивый называет эту мечтательность «псилафизмом», т.е., «мысленное прельщение чувственностями и небрежения о небесных благах». Мечтательность – есть мать и всех чувственных наслаждений. Она убивает в человеке веру (нельзя одновременно смотреть на небо и на землю), побуждает ум блуждать туда-сюда и стремительно уводит его, а, следовательно, и внимание человека в область пустых и иллюзорных мечтаний. Они, в свою очередь, порождают греховный помысел. Тот, не пресеченный пораженным разумом, ведет к совершению греха, который, как известно, рождает смерть. Характерно, что Апостол Петр стал погибать, как только перестал смотреть на Господа и отвлекся на бушующее море. (Мф. 14:24). Относительно Люцифера это отвлечение внимания проявилось в зарождении гордыни – первым и главным грехом, первой раковой опухоли в душе человека. Преподобный Пафнутий – друг и сподвижник преподобного Макария Египетского (IV в.), однажды в беседе с ним сказал: «Ум, отпавший от Бога, впадает либо в ярость, либо в похоть», что и произошло с сатаной, который отпав от Бога, возомнил себя равным с Ним и превыше Него. Святитель Иоанн Златоуст писал: «Гордость в каждом производит то, что он не знает самого себя, и после многих трудов уничтожает все сокровища добродетели… Она зарождается в нас, когда мы поступаем правильно.
Обыкновенно ничто так не производит гордости, как добрая совесть, если мы не будем внимательны». Это внимание к себе Ангел Света утратил, и произошло его падение. Святитель Василий Великий говорил: «Повредилась же душа, уклонившись от того, что ей естественно. А что было для нее главным благом? Пребывание с Богом и единение с Ним посредством любви. Отпав от Него, она стала страдать различными и многообразными недугами». Люцифер на какое-то мгновение отвлекся от богообщения (именно в силу свободной воли и разума), стал невнимателен к себе, переключил свое внимание на иное, в нем ослабла благодать и стал быстро развиваться порок. «А порок быть и не вредить не может», - говорил блж. Августин. Порок привел ум Люцифера к мечтательности: «Взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему» (Ис.14:12-17). Этим Денница лишился, силы Божьей и в нем начал действовать греховный помысел, а тот, в свою очередь, привел к гордыни и восстанию против Бога. Затем последовало изгнание первого ангела из рая. Антоний Великий так об этом сказал: «Денница чрез высокомудрие заблудился, свергся с высоты небесной и ниспал во глубину адскую». Став источником злой воли, дьявол стал генерировать ее в планетарных масштабах и, заразив этим ядом, увлек за собою в падение мириады ангелов света.
Дьявол крайне не заинтересован, чтобы людям была открыта тайна его падения, поскольку они будут знать, как уберечься от этого. Господь приоткрыл нам эту тайну в истории жены Лота, которая на мгновение, отвлекшись от главного, превратилась в соляной столб. К сожалению, подавляющее большинство людей давно уже превратились в такие столбы, но еще не знают об этом, ибо дьявол скрывает это от них. Поэтому, для каждого очень важно находится в постоянном внимании к себе, своим помыслам, и, главное - в богообщении, чтобы наше внимание не уклонилось в сторону от благодати, не дало места для зарождения порока, злой воли и не привело к грехопадению. Средством для этого может и должна стать молитва и непрестанное внимание к себе и своим помыслам. Человек не в силах сам восстановить утраченное богообщение. Предвидя это, Бог и заложил в него стремление к Себе. Поэтому, для того чтобы восстановить общение с Богом, необходимо не впускать в свое сердце посторонние помыслы, и тогда заложенное в нем стремление к Богу, при помощи благодати Святого Духа начнет активно действовать, воссоединяя человека с Творцом.
Со временем, если внимание человека не ослабевает, и он с помощью благодати находит в себе силы противостоять помыслам и искушениям, это стремление, эта сокрытая в глубинах человеческой души божественная сила, воссоединит его с Богом, восстанавливая целостность человека, утраченное единство с Богом, исцеляя пораженную гниением греха душу, вводя его в Царствие Небесное еще при жизни на земле. Поэтому, если наши помыслы и внимание не связаны в первую очередь с Богом, если наше сердце очищенным не отдано Творцу, то все, чем бы мы не занимались, включая и благочестивые на первый взгляд вещи такие как: служение в храме, изучение богословских наук, священного писания, творения св. отцов, благотворительность, попечение о других и пр., способствуют не воссоединению с Богом, а наоборот, отдалению от Его благодати, что сатана активно и использует.
До прихода в мир Спасителя, в силу первородного греха, человеку был закрыт путь воссоединения с Богом, несмотря ни на какие заслуги. Он был заражен этим грехом от рождения т.к. «в Адаме согрешили все», как сказал апостол Павел (Рим. 35:12) и очиститься от него не мог. Поэтому, каждый умерший попадал под власть смерти, становился ее рабом, а смерть передавала его в область греха. Грех и смерть, как скажет Иоанн Златоуст, «наследствовали друг другу». Вместе с приходом Спасителя люди получили крещение во имя Отца и Сына и Святого Духа, которым первородный грех смывается. Святитель Иоанн Златоуст писал: «Когда же явилось Единородное Божие Слово и сделалось человеком, грешники исчезли, остались только виновные в беззакониях». Это уничтожение первородного греха через Таинство крещения открывает путь для воссоединения человека с Богом силой благодати, через заложенное Богом стремление к Нему. Но злоупотребляя свободной волей, человек становится «виновным в беззакониях», т.е. в грехе не по наследству Адама, а от действия собственного злого произволения. Однако, и это не препятствует ему, как ветхозаветным людям, воссоединиться с Богом, поскольку он может в Таинстве покаяния очиститься от греха и снова восстановить нарушенный союз с Богом. И эту спасительную возможность ему дала искупительная кровь Господа нашего Иисуса Христа, пролитая им за всех людей на кресте.
Свидетельство о публикации №223080400944
Борис Сударушкин 06.08.2023 13:57 Заявить о нарушении
Категория свободы и воли, что у ангелов, что у нас – одна и таже, потому что и мы, и ангелы творение Божие, наделенные свободной волей, и имеющие бытие от Бога. Ссылка на блж. Августина в данном вопросе не совсем корректна, потому что нового дьявола не будет не только среди добрых ангелов, но и среди и злых. Дьявол уже есть, он один и говорить о патетической возможности появления другого нельзя.
Что касается ссылки на прп. Иоанна Дамаскина, то Вы сами приводите его слова об ангелах: «Они - трудно склоняемы ко злу, хотя не непоколебимы». Т.е. гипотетическая возможность «поколебимости», т.е. измена ангелов прп. Дамаскиным не отрицается, в отличии от Вами же приведенного блж. Августина.
Категориями времени нельзя мерить мир ангельский, ибо в нем действуют иные законы, поскольку: «У Господа один день как тысяча лет, и тысяча лет, как один день» (2Пет. 3:8).
Игорь Устичев 06.08.2023 15:23 Заявить о нарушении