Скрепы 2 Святитель Герасим

                О святителе Астраханском Герасиме (Добросердове) впервые я услышала от Сергея Попова, в очередной его приезд из Самары на Иркутскую землю в поселок Кутулик. Сергей сокрушаясь говорил:

– К сожалению, до определенной поры я ничего не знал о святителе Астраханском Герасиме Добросердове, в миру Георгии Попове. Меня до глубины души тронуло житие этого святого, нашего земляка, уроженца села Бельск.

(В настоящее время село Бельск относится к Черемховскому району Иркутской области, а во время проживания в Бельске родителей Георгия Попова, будущего святителя Герасима, территориально Бельск относился к очень обширному Балаганскому округу Иркутской епархии. Балаганский округ позднее был разделен на несколько районов).

Сергей продолжил свой рассказ:

– То, что святитель родом из Бельска и имел от рождения фамилию Попов, меня очень заинтересовало. Ведь и я Попов! Сохранились дневниковые записи святителя Герасима, из которых известно, что при посещении Родины святитель неоднократно приезжал в Кутулик, пребывал здесь по нескольку дней. И у меня закралась мысль: а что, если он приезжал в Кутулик к родственникам? С этого момента святитель стал мне ближе, будто между нами появилась невидимая связь.

                Здесь я сделаю небольшую вставку и кратко перескажу житие святителя Герасима.

                Георгий Попов родился 26 октября 1809 года в семье причетника Иоанна. Но этому предшествовали следующие обстоятельства.  Отец Георгия овдовел, остался один с двумя детьми на руках и решил посватать дочь местного торговца Марию. Но ни сама дочь, ни ее отец такому жениху не обрадовались. Мария не хотела этого брака, так как жених помимо двух малолетних детей на руках не имел за душой ничего. Отец Марии, отказав жениху в руке своей дочери, уже стал забывать эту историю, когда четыре года спустя он увидел сон, «в котором некий благолепный муж в архиерейском облачении повелел ему не противиться воле Божией и отдать свою дочь за того самого Иоанна с двумя малолетними детьми. От этого союза родится сын, которому уготовано Господом великое служение». Проснувшись, Иоанн не стал долго раздумывать и благословил свою дочь Марию на брак. Через положенное время родился мальчик, которому дали имя Георгий. К семи годам мальчик бойко пел на клиросе и знал наизусть добрую половину Псалтири.

                Поражают эпизоды жития святителя Герасима. Он, непонятый близкими, даже своей матерью, был из Духовной семинарии помещен в дом для душевнобольных, сам будучи при этом совершенно здоровым человеком. Его признали и полюбили все обитатели дома скорби, а Георгий молился и утешал всех. После вмешательства «случая», вернее, воли Божией, он был переведен в дом для призрения убогих, где также очень быстро снискал признание и любовь ее постояльцев. Это место подвижник Христов называл «Эдемом сладости». Позже справедливость восторжествовала, Георгий был восстановлен в семинарии и окончил ее первым учеником. Но ректор, составляя список успеваемости выпускников семинарии, поставил его лишь вторым, чтобы Георгий не возгордился.

       Во всем этом видится забота Господа о Своем любимом избранном сосуде. С какой любовью шла огранка сего драгоценного камня! Претерпевал скорби будущий святитель и от своих сокурсников по семинарии. Когда это стало известно ректору, Георгий не выдал своих обидчиков, за что был наделен фамилией Добросердов. В то время существовал обычай (чтобы избежать слишком часто повторяющиеся фамилии): ректор некоторым семинаристам менял фамилии по своему усмотрению. Так была сменена фамилия святителя Иннокентия Московского, в свое время окончившего Иркутскую семинарию. Фамилия Попов была заменена на фамилию Вениаминов. Георгию же вместо фамилии Попов дали, как писала выше, фамилию Добросердов.

       Вехи жизни святителя Герасима (в миру Георгия): в 1832 году – окончание Иркутской Духовной семинарии, в 1845 году – зачисление в Духовную академию и принятие монашеского пострига на последнем курсе. В разные годы служение святителя Герасима проходило в городах: Иркутск, Тверь, Ставрополь, Симбирск, Харьков, Калуга, Новгород. В 1866 году – назначение на Самарскую кафедру, где он прослужил 11 лет. Потом было управление Астраханской епархией в течение двух с половиной лет. В Астрахани святитель Герасим и отошел ко Господу в 1880 году. В 1984 году состоялась канонизация святителя Герасима Астраханского для общецерковного почитания в составе Собора Сибирских святых.

      Есть и много других удивительных фактов в житийном описании святителя Герасима. Но я хочу вернуться к разговору за столом во время трапезы, за которой присутствовали отец Димитрий Петров, Сергей Попов и другие прихожане храма. Слушая историю, рассказанную Сергеем, мой муж Андрей произнес:

– А ведь святитель Герасим, возможно, и наш родственник. Брат (прот. Димитрий Бельков) неоднократно говорил, что Поповы из Бельска – наши родственники.

        При этих словах все заулыбались и оживленно заговорили. Батюшка Дмитрий Петров говорит:

– А почему нет? Все вполне возможно. Ведь не зря люди встречаются. Вот мы тут все сейчас собрались совсем не случайно. Все может быть.

          За столом на какое-то время воцарилась тишина. И вдруг в этой тишине еще один Сергей, присутствовавший за столом, неожиданно произнес:

– А святитель Герасим действительно нам родственник. Он сам об этом сказал.

          Здесь я опять сделаю небольшое отступление и несколько слов скажу об авторе вышесказанной фразы. Сергей, произнесший эту фразу – младший брат моего мужа по матери, единоутробный брат, как принято называть такое родство. Моя свекровь Людмила Александровна в браке со своим мужем Бельковым Виктором Георгиевичем родила трех сыновей. После гибели мужа, Людмила Александровна повторно вышла замуж за Владимира Михайловича Черниговского. От этого брака и родился Сергей.

          Нужно знать Сергея, чтобы понимать, что пустых слов на ветер он не бросает. Это тот еще молчун. Всегда удивляюсь этому качеству Сергея, пытаюсь учиться у него этой добродетели, правда безуспешно. Обладая таким уникальным и, на мой взгляд, безценным качеством, Сергей всю жизнь работает школьным учителем английской словесности. Проще говоря, учителем иностранного языка в школе (и одно время в Братской Православной гимназии).

            Если Сергей начал говорить, значит он говорит о важном. Между тем он продолжал:

– Святитель Герасим приходил во сне к нашей маме (Людмиле Александровне) в то время, когда брата Дмитрия рукополагали в сан дьякона. Это был сентябрь 2000-го года.

           За столом все оживились. Ничего себе! Как это приходил? Что он делал или что говорил? Сергей продолжил:

– Приходил несколько раз во сне. Всегда молчал. А в последний раз сказал: «Меня зовут Герасим. Я из вашего рода. Молитесь!»

            Не могу описать свои чувства, когда я услышала эти слова. Удивление, радость – все что угодно, только не неверие. Не верить Сергею у меня не было никаких оснований. Знаю его «сто лет» и НИКОГДА он не давал повода даже усомниться в его порядочности.

            Позднее я узнала уточняющие подробности. Моей свекрови святитель являлся в монашеской одежде – в клобуке и мантии. И в первые свои появления молчал, но лицо было очень доброжелательным, он слегка улыбался. Почему святитель приходил к Людмиле Александровне накануне рукоположения ее третьего сына Димитрия в сан дьякона? Он сказал «молитесь». В то время так нужна была молитва матери за сына, который ступает на очень трудную жизненную стезю, стезю священника, нужно было ее благословение!

             Наши родители трудно приходили к вере. Труднее, чем мы. В силу возраста, в силу устоявшихся взглядов на жизнь, наконец, в силу своего воспитания, которое они вынесли из безбожного времени. Кто-то из наших батюшек, не помню к сожалению его имени, сказал очень точные слова: «Всегда на Руси родители приводили детей к Богу. Мы живем в уникальное время, когда дети приводят родителей ко Христу». Наши с мужем родители – мой отец Виталий Михайлович и мама мужа Людмила Александровна не стали исключением. Сколько было поломано словесных шпаг и копий, сколько было пролито слез с обеих сторон! Хорошо, что мы со своей новоначальной горячностью не наломали дров, вовремя поняли, что все нужно предать воле Господней. И наши бедные родители потихоньку, с Божией помощью повернулись к Храму. Сегодня они тихие молитвенники за нас, наших детей и внуков.

             Тогда же, в августе 2000-го года Людмила Александровна буквально прибежала к нам в дом. Мама (свекровь я называю мамой) была очень взволнована, говорила о том, что Дмитрия собрались рукополагать. Говорила много других слов, из которых мне стало понятно, что она не может и не хочет понять и принять происходящее, что ей «стыдно». «Стыдно» за такой выбор сына. В тот вечер мы говорили с моей свекровью допоздна. Пыталась как-то успокоить свекровь: разве можно этого стыдиться? Она с удивлением и недоверием смотрела на меня. Это потом Людмила Александровна будет гордиться сыном – протоиереем Димирием, пожалуй, больше, чем другими своими детьми. Но в те дни августа и сентября 2000-го она была не готова к такому развитию событий. Возможно, поэтому святитель Герасим и приходил во сне к моей свекрови, просил молиться.

              В загашниках своей памяти я отыскала-таки обрывочные воспоминания – Людмила Александровна, скорее всего, делилась со мной содержанием своих необычных сновидений. Но и я в то время находилась только в самом начале своего воцерковления, и на меня эти рассказы Людмилы Александровны не произвели должного впечатления, и даже не сохранились в памяти. Поэтому так я благодарна двум Сергеям: Сергею Попову за его неравнодушие к святителю Герасиму (эту историю я пишу по просьбе Сергея) и Сергею Черниговскому за то, что столько лет хранил в своей памяти удивительные свидетельства милости Божией к нашей семье по молитвам святителя Герасима (Попова-Добросердова). И пусть я не являюсь кровной родственницей святителю, но в таком родстве со святителем, возможно, состоят наши дети, внуки, будущие потомки.
          
            P.S. Немного истории. Село Бельск – старинное купеческое село в Черемховском районе. В селе находится почти полностью разрушенный каменный храм Сретения Господня. В настоящее время ведутся работы по его консервации. В дальнейших планах – восстановление Сретенского храма.

           Визитной карточкой села является сторожевая деревянная башня, построенная без единого гвоздя и единственная, сохранившаяся на Сибирских просторах, как память о казачьих острогах во времена заселения Сибири русскими казаками.
           В Бельске жил прадед моего мужа Андрея Белькова – Терентий Бельков. Интересна его родословная. Приведу небольшой отрывок из нее.

           История началась в XIX веке, когда из Германии в Черемхово прибыл инженер барон Фредерик фон Краузе для строительства железнодорожной ветки Черемхово – Мальта.  (изучая историю строительства Транссибирской магистрали, наткнулась на факт – для строительства Транссиба действительно привлекали инженеров из Европы, в том числе из Германии).

          Из семейного предания мы знаем, что по образованию Фредерик фон Краузе был землемер. Вот у этого немецкого инженера случилась любовь с девушкой Аполлинарией (Полиной). По одной из версий по национальности Аполлинария была еврейкой. У Фредерика и Полины родился сын Терентий. После окончания строительных работ на железной дороге Краузе уехал в Германию. Аполлинария с сыном остались в России, а потом Полина вышла замуж за Андрея Белькова.
 
         По другой версии Полина до встречи с бароном фон Краузе уже была замужем за Андреем Бельковым. И связь с Краузе у Полины произошла во время пребывания ее мужа на военной службе. Какая из этих версий правильная? Пока ответить на этот вопрос не предоставляется возможным.  Надеюсь, что ясность в этот вопрос внесут наши потомки.

        Известно, что Андрей Бельков был купцом третьей гильдии и занимался продажей (и возможно изготовлением) обуви. Андрей женился на Аполлинарии (а если они были уже женаты – то простил ей ее грех), усыновил ее сына Терентия и дал ему свою фамилию. С тех пор фамилию Бельковы носят все потомки Терентия. Кстати, все дети и внуки Терентия были отличными обувщиками. Особенно хорошо они катали валенки, что для Сибири было жизненно необходимым ремеслом.

        Полина прожила недолгую жизнь и рано умерла. После смерти Аполлинарии-Полины Андрей женился второй раз. Известно, что кроме пасынка Терентия у Андрея было еще два сына – Владимир и Василий. Но были ли они детьми Полины или это дети, которые родились у Терентия в браке уже со второй женой – об этом точных сведений не сохранилось.

        Терентий был рослым сильным мужчиной со светлыми волосами и светлым цветом глаз. Его рост составлял почти два метра. Он обладал недюжинной силой. Часто во время работы нечаянно ломал орудия труда. Наконец, ему нашли работу по его силе – он один перетягивал паром через реку Белую. Известно также, что Терентий был верующим человеком, являлся прихожанином Бельского храма и нес при церкви послушание звонаря.

       Терентий с женой Устиньей жили в Бельске.  Устинья по семейному преданию была дочерью или внучкой цыгана. Еще в ее жилах текла русская и бурятская кровь. У них родились пятеро детей: сыновья Николай, Георгий, Аркадий, Валентин и дочь Таисия. Был еще шестой ребенок, который умер в младенчестве. (Отец Димитрий Бельков и мой муж Андрей являются потомками Георгия Терентьевича Белькова). После революции Устинья ушла в соседнее село в образовавшуюся там коммуну. Но, не выдержав условий, в которых жили коммунары, вернулась домой исхудавшая и очень больная.

       Носителем сведений о родословной линии Терентия стал его сын Николай (двоюродный дед моего мужа). А до наших дней эту информацию сохранила жена Николая, которая на склоне лет передала историю Терентия своей внучке. В семье деда моего мужа Георгия Терентьевича о многих подробностях не говорилось, но то, что среди предков был немец инженер – об этом знали всегда. Но говорили об этом не без опаски. В советское время многие предпочитали помалкивать о своих корнях. А сейчас хотелось бы спросить у стариков подробности их жизни и жизни их родственников, но спрашивать уже не у кого.

       Терентий, его братья и их потомки жили в Бельске. Это косвенно подтверждается списком погибших в Великой Отечественной войне воинов на обелиске в центре села – целая колонка имен с фамилией Бельков. Получается, что и Бельковы, и Поповы жили в Бельске приблизительно в одно и то же время, и вполне могли быть между собой родственниками. Отец Димитрий Бельков уже в наше время провел свое маленькое расследование, которое подтверждает это родство. Остается только радоваться, что есть на Небе такой молитвенник и особый заступник за нас, как святитель Герасим Астраханский (Добросердов), уроженец нашей земли.

       Тогда же, за трапезным столом, мы немного пошутили, что вот так неожиданно находятся родственники. И что удивительным образом во всей этой истории прослеживается связь между Сибирским Прибайкальем и Самарой.

       Святителю отче Герасиме! Моли Бога о нас!

P.S. После прочтения данной публикации Сергей Попов дополнил написанное о святителе Герасиме вновь обнаруженными им фактами из жития святого. Приведу слова Сергея почти дословно.
"Ух, читал вашу статью про святителя Герасима,  у меня мурашки по всему телу бегут и слезы в глазах заблестели. Видимо он родной мне человек.
Кровь так отзывается.
Я этого не знаю, а вот как-то внутренне чувствую связь.
  У святителя Герасима дедушка служил у нас в Кутулике настоятелем. Пока точно не знаю, где он похоронен. Но предполагаю, что у нас на церковном погосте.
 Откуда такие предположения? Свт. Герасим об этом писал в своих дневниках, когда посещал Кутулик.
Он писал о том, что местные жители ему, семинаристу, рассказывали про то, как сильно они почитают его деда -священника. Свеча, которую никто не зажигал, горела именно на могиле деда святителя Герасима.
Имя деда святителя Герасима пока не известно. В храме Кутулика служили два настоятеля с фамилией Попов и один диакон.

 Когда свт. Герасим стал епископом, своего сына Костю забрал в Питер. А до этого Костя воспитывался у  родной тёти в Бельске. Костя окончил Питерскую семинарию и по состоянию здоровья смог окончить только 2 курса Питерской академии. Костя женился там,  в Питере. А когда владыку Герасима назначили в Самару, Константин с женой тоже переехали в Самару. Позднее владыка Герасим рукоположил сына сначала во диакона, потом, через время, во священника в Иверском женском монастыре. Я в этот монастырь хожу!Представляете! История до мурашек!
Одного из сыновей святителя Герасима звали Добросердов Дмитрий Константинович. Он родился и вырос в Самаре, стал доктором химических наук, профессором Киевского политехнического института".
    Сергею я ответила:"Нет слов! Часто думаю о том, что наша жизнь состоит из,  как бы это сказать, кругов что ли. И мы в какой-то момент времени возвращаемся на важный нам жизненный перекресток, только на другом временном уровне".


На фото: святитель Герасим Астраханский (Добросердов), (в миру Георгий Попов)


Рецензии