Матвеевское, Сасовский район
Вплоть до начала 20 в. насел. пункт носил наименование Матвеевский Майдан; в совет. время – Матвеевское. Двойной составной характер топонима исторически объясняется необходимостью разграничения соседних населенных пунктов с общим компонентом майдан: Поляковский Майдан (совр. Поляки-Майданы), Шевалевский Майдан (совр. Шевали-Майданы), Боковой Майдан и т.д. Согласно «Толковому словарю» В.Даля, майдан м. – возвышенная прогалина и стоящий на ней лесной завод: смолокурня, дегтярня, поташня, смолевой, селитряный майдан, завод, работающий на воле; то же, что буда. Термин майдан отражает характер поселения, жители к-рого специализировались на выделке поташа и дегтя. Рязанский краевед Н.Левошин писал: «В сасовских местах нашей области «майданами» назывались расчищенные площадки в лесу, на которых выжигали древесный уголь, гнали деготь, заготавливали поташ. Заметный рост этих промыслов начался в первые десятилетия 17 в. Все кузницы в городах и селах работали на древесном угле. Требовалось много дегтя, а поташ даже отправлялся за границу. Понятно, что такие «майданы» были временными поселениями, но некоторые из них постепенно превратились в постоянные. Термин «майдан» стал их собственным именем». Происхождение наименования Матвеевский, Матвеевское не установлено. Михайловский краеведы И.Журкин и Б.Катагощин считали, что оно образовано от фамилии землевладельца Матвеева, однако, согласно документам, селение возникло на государственных (казенных) землях. Сасовский краевед П.Почиталин отмечал, что «среди местных жителей существует легенда о том, что когда-то здесь, на берегу руч. Журавка, поселился беглый крестьянин Матвей, и он якобы стал здесь жить вдали от барского своеволия. Затем к нему присоединились и другие беглецы», в результате чего и возникло селение.
Д. Матвеевский Майдан Замокшенского стана Шацкого уезда была основана в конце 17 – начале 18 вв. на «покидных» мордовских землях, как поселение будных крестьян, приписанных к Матвеевскому поташному заводу. Поташ (карбонат калия), ценное минеральное сырье, использовавшееся в мыловарении, производстве стекла и селитры для изготовления пороха, получали в то время путем вымывания из древесной золы. Поэтому поташные заводы возникали в местах, где произрастал лес соответствующих пород, а крупнейшим поставщиком поташа на мировой рынок в 17 – первой половине 18 вв. была Россия. Бочка русского поташа стоила в Западной Европе от 4 до 8 рейхсталеров. Поташное производство осуществлялось на поташных заводах (будных майданах) под открытым небом и состояло из колод, находящихся при них прикорытках, сборника и собственно гарта. Сырьём служила зола, полученная выжиганием вяза, клёна, орешника (реже сосны и берёзы). Зола засыпалась в колоды и на сутки заливалась водой. В результате выщелачивания образовывался щёлок, который через прикорытки направлялся в сборник. Самую сложную операцию составляло выпаривание щёлока в гарте, после чего полученный поташ выламывался из гарта и складывался в бочки.
Работы на поташных заводах были сезонными: начинались весной с оттепелью и завершались с наступлением морозов. Работали на поташных заводах приставы, подмастерья (администрация), бондари (изготавливавшие бочки), поливачи (смачивали золу и поливали её щёлоком) и будники (производили золу и засыпали ее в колоды). Основными специалистами были поливачи, вымывавшие щелок из золы и изготавливавшие поташ, но наиболее многочисленной категорией работников были будники, выжигавшие лес и поставлявшие золу на поташный завод. Поэтому каждый поташный завод был окружен целой сетью будных станов, где шла вырубка и выжигание леса. Причем для получения 1 кг поташа требовалось сжечь ок. 1 т древесины.
Поташное производство сопровождалось хищническим истреблением лесов, но оно было настолько выгодным, что в 1681 царское правительство ввело государственную монополию на экспорт поташа. Всю продукцию поташных заводов теперь следовало сдавать в казну, которая уже сама продавала ее иностранным купцам. Царь Петр I (1682 – 1725) пошел еще дальше: с целью ограничения вырубки лесов и получения наибольшей прибыли государством он в 1690 запретил производство поташа на частных предприятиях, а государственные (казенные) поташные заводы указал создавать в мордовских лесах по рекам Ваду и Мокше: «А, кроме того, нигде никому отнюдь поташа не делать, и никому не продавать под страхом ссылки в вечную каторжную работу. А которые по всяк год в деле – продажа быть поташом по 1000 бочек в год». Для выполнения этого задания царя требовалось вырубать ежегодно 1,5 тыс. дес. леса. Для работы на казенных поташных заводах привлекались, часто насильно, «всякие пришлые и гулящие люди», а к будным станам приписывались крестьяне окружающих сел и деревень, причем до 50% из них, по данным исследователей, составляла мордва. Для приписных крестьян это была новая, и весьма обременительная повинность.
Казенный Матвеевский поташный завод впервые упом. под 1701, когда на нем было изготовлено 73 бочки поташа (по 30 – 32 пуда в бочке). С 1707 казенные поташные заводы были полностью изъяты из ведения местных властей и подчинены Починковской поташной конторе, располагавшейся в с. Починки (совр. Нижегородской обл.); Матвеевский поташный завод был приписан к ее Шацкому участку. Рядом с Матвеевским поташным заводом изначально селились работные люди, что привело к возникновению вокруг него поселения, получившего название д. Матвеевский Майдан.
С 1708 – 1719 д. Матвеевский Майдан состояла в составе Шацкой провинции Азовской (в 1725 переименована в Воронежскую) губ. В 1760, в связи с упадком поташного производства (из-за вырубки лесов и конкуренции поташа из Северной Америки) и его полной нерентабельностью, Починковская поташная контора и ее заводы, в т. ч. Матвеевский, были закрыты. В 1779 в д. Матвеевский Майдан на средства прихожан была построена деревянная Николаевская церковь, после чего она стала писаться селом.
В том же 1779, в результате администр. реформы, осуществленной имп. Екатериной II (1762 – 1796), с. Матвеевский Майдан вошло в состав Спасского уезда Тамбовской губ.
К 1862, по данным «Списков населенных мест Российской империи», в с. Матвеевский Майдан Спасского уезда Тамбовской губ. при рч. Майдане насчитыв. 136 дворов, в к-рых проживало 657 душ муж. и 693 жен. пола. В селе имелась 1 православ. церковь. С. Матвеевский Майдан состояло во 2 стане Спасского уезда и находилось в 44 верстах от квартиры станового пристава в с. Зарубкино и в 56 верстах от уездного г. Спасска. На момент отмены крепост. права все крестьяне с. Матвеевский Майдан были государств. (казенными).
В 1881 в с. Матвеевский Майдан была открыта церковно-приход. одноклассная смешанная школа.
По данным подворной переписи 1882 в с. Матвеевский Майдан Боково-Майданской волости Спасского уезда проживало 872 души муж. и 921 жен. пола (всего 1793 чел.), в т. ч. 272 домохозяина. Грамотных было 26 муж. и 1 жен.; 12 мальч. учились в школе.
За с. Матвеевский Майдан было закреплено 3825,1 дес. обществ. земли (в т. ч. 50,5 дес. неудобной и 710,4 дес. леса), по 4,7 дес. на надельную душу. Леса было отведено из расчета 1,1 дес. на надельную душу. Безземельных было 6 домохозяев. Земли на правах част. собственности не было. Внутри общины сдавалось в аренду 16 душевых наделов. 60 семей, каждая по отдельности, арендовали 90 дес. пашни за пределами общины. Урожайность озимых (рожь) составляла сам-3,5; яровых – сам-2 (мест. крестьяне говорили, что «если посеять овес, то куколь родится», а потому сеяли др. яровые культуры). В селе содержалось 355 лошадей, 518 коров, 2906 овец и 517 свиней. 9 дворов имели по 3 и более лошадей. Не имели лошади 40 дворов, не имели никакого скота 26 дворов. В селе было 1520 плодовых деревьев и 721 колода пчел. Имели избы 259 домохозяев, имели по 2 избы 24 домохозяина. Бездомовыми были 7 домохозяев. В селе насчитыв. 205 клетей (горниц), 481 амбар и сарай, 86 риг и овинов. На заработки в отход уходили 59 муж. и 1 жен. В селе имелись 1 православ. церковь, церковно-приход. школа, 2 промышл. и 1 питейное заведения.
В 1894 на средства прихожан в с. Матвеевский Майдан вместо старой ветхой деревянной Николаевской церкви была построена новая, также деревянная, в прежнее храмонаименование.
К 1910, по данным А.Е.Андриевского, в с. Матвеевский Майдан Боково-Майданской волости Спасского уезда насчитыв. 317 дворов, в к-рых проживало 1061 душа муж. и 1080 жен. пола; имелись Николаевская церковь, церковно-приход. попечительство, церковно-приход. одноклассная смешанная школа и церковная биб-ка в 94 тома книг. Небольшая р. Журавка. Жители имели по 2 дес. земли душевого надела и занимались земледелием и лесным промыслом.
Николаевская церковь с. Матвеевский Майдан была деревянной, теплой, с 1 престолом – во имя свт. Николая Чудотворца. В причте Николаевского храма по штату состояли 1 свящ., 1 диакон и 1 псаломщ. Во владении причта находилось 3 дес. 1800 кв. саж. усадебной и 38 дес. 2250 кв. саж. пахотной земли; последняя в 3 участках на расстоянии в 1, 1,5 и 3 верст. от церкви. Причт получал ежегодное пособие от казны в размере 550 руб. Земля давала годового дохода 300 руб. Братский годовой доход составлял 900 руб. Руга печеным хлебом. В состав прихода Николаевской церкви с. Матвеевский Майдан входило одно только это село.
С 1918 по 1995 с. Матвеевское являлось администр. центром сельск. совета. Постановлением Президиума ВЦИК РСФСР от 04.01.1923 районы компактного проживания русскоязычного населения Салтыковской и Боково-Майданской волостей Спасского уезда Тамбовской губ., в т. ч. с. Матвеевское, были переданы в состав Шацкого уезда с включением в состав Рязанской губ. Постановлением Президиума ВЦИК РСФСР от 20.02.1924 Шацкий уезд был включен в состав вновь образованного Сасовского уезда. 31.08.1925 Боково-Майданская волость была упразднена, и входившие в ее состав селения, в т. ч. с. Матвеевское, включены в состав укрупненной Сасовской волости. Постановлением ВЦИК РСФСР от 12.07.1929 была упразднена Рязанская губ. и входившие в ее состав уезды и волости; вместо них вводилось администр.-террит. деление на области, округа и районы. В результате с. Матвеевское вошло в состав Сасовского р-на Московской обл. В 1930-е в с. Матвеевское была осуществлена коллективизация сельск. хоз. и создан колхоз; в то же время была закрыта, а позднее полностью разрушена сельская Никольская церковь.
Постановлением ЦИК СССР от 26.09.1937 была создана Рязанская обл., в состав к-рой включен Сасовский р-н с с. Матвеевское. К 1940 с. Матвеевское состояло в составе Сасовского р-на Рязанской обл.; в селе имелись нач. школа, клуб; действовал колхоз. В нач. школе с. Матвеевское (зав. Иван Иванович Шпак) работало 7 учит. и обучалось 283 учащ. (1937). К 1980 в с. Матвеевское проживало 287 чел.; имелись отд. связи, медпункт, неполная сред. школа, клуб, биб-ка; действовало отд. совхоза «Свобода» (пос. Придорожный).
С. Матвеевское – родина известного совет. писателя-мариниста Алексея Силыча Новикова-Прибоя (1877+1944). Здесь он родился 24 марта 1877, провел свое детство, учился у дьячка, затем в церковно-приходской школе. С 1898 служил матросом, затем баталером на эскадреном броненосце «Орел» Балтийского флота, участвовал в походе 2-й Тихоокеанской эскадры на Дальний Восток и в Цусимском сражении 1905. После возвращения из японского плена начал литературную деятельность. Автор исторической эпопеи «Цусима» (1935), целого ряда романов и повестей. После революции 1917 А.С.Новиков-Прибой жил в Москве, но не забывал и о родных местах, ежегодно приезжая в с. Матвеевское. Не раз вместе с ним гостили в с. Матвеевское Э.Г.Багрицкий, П.Г.Низовой, А.В.Перегудов, Л.Н.Сейфуллина. В селе сохранился дом, где родился и жил А.С.Новиков-Прибой. В 1977, к 100-летию со дня рождения писателя, в нем был открыт литературно-мемориальный музей. Недалеко от с. Матвеевское, на оз. Имарка (Респ. Мордовия), до недавних пор сохранялся его охотничий домик (заброшен и разобран на дрова в 2003).
По данным на 2019/20 в с. Матвеевское имеются отд. почтовой связи, дом-музей писателя А.С.Новикова-Прибоя (филиал Сасовского краеведческого музея), фельдшерско-акушерский пункт (ФАП) и биб-ка.
Достопримечательности:
• Дом-музей писателя А.С.Новикова-Прибоя (филиал Сасовского краеведческого музея), 1977.
• Памятник односельчанам, погибшим в Великой Отечественной войне 1941 – 1945.
Известные уроженцы:
• Новиков-Прибой Алексей Силыч (Новиков Алексей Силантьевич; 1877+1944) – российский и советский публицист и писатель-маринист; лауреат Сталинской премии 2-й степени.
ПЕРСОНАЛИИ:
НОВИКОВ-ПРИБОЙ АЛЕКСЕЙ СИЛЫЧ (НОВИКОВ АЛЕКСЕЙ СИЛАНТЬЕВИЧ; 1877+1944) – российский и советский публицист и писатель-маринист; лауреат Сталинской премии 2-й степени. Алексей Силантьевич Новиков родился 12/24 марта 1877 в селе Матвеевский Майдан Спасского уезда Тамбовской губернии (совр. село Матвеевское Сасовского района Рязанской обл.) в крестьянской семье. Его отец, Силантий Филиппович, 25 лет отслужил в Российской императорской армии. Мать, полячка по национальности, была религиозной женщиной, мечтала о пострижении сына в монахи. Алексей обучался грамоте у дьячка, затем в церковно-приходской школе. Воспитывался в семье со старшим братом Сильвестром. В 1899 А.С.Новиков был призван на военную службу и добровольно ходатайствовал о службе на флоте. С 1899 по 1906 проходил военную службу матросом, затем унтер-офицером на Балтийском флоте. Усиленно занимался самообразованием, посещал воскресную школу в Кронштадте. В 1903 в газете «Кронштадский вестник» была напечатана его статья, в которой он призывал матросов посещать воскресные школы. В том же 1903 был арестован за революционную пропаганду. Как «неблагонадёжный» был переведён с крейсера «Минин» на броненосец «Орел», вошедший в состав 2-й Тихоокеанской эскадры, направлявшийся на театр военных действий Русско-японской войны 1904 – 1905 на Дальний Восток. Участвовал в Цусимском сражении 1905; попал в японский плен. Во время нахождения в плену у Новикова возникла мысль описать пережитое. Он начал сбор материала. В лагере военнопленных в городе Кумамото, куда он попал, находились команды почти со всех кораблей, и матросы охотно делились воспоминаниями. Вернувшись из плена в родное село в марте 1906, А.С.Новиков написал два очерка о Цусимском сражении: «Безумцы и бесплодные жертвы» и «За чужие грехи», изданные под псевдонимом А.Затёртый. Брошюры были сразу же запрещены правительством. В 1907 А.С.Новиков был вынужден перейти на нелегальное положение, так как ему грозил арест. Он выехал вначале в Финляндию, а затем в угольном трюме торгового парохода – в Великобританию. За годы эмиграции с 1907 по 1913 он побывал во Франции, Испании, Северной Африке, плавал матросом на судах торгового флота. В 1910 в Лондоне А.С.Новиков познакомился со своей будущей женой – Марией Людвиговной Нагель, дочерью Людвига Фёдоровича Нагеля, выпускника Московского университета, высланного из России в конце 1880-х за революционную деятельность. В Лондоне Людвиг Нагель работал инженером на шоколадной фабрике и был активным деятелем русской диаспоры. Будучи атеистами, Алексей Новиков и Мария Нагель не венчались, оформили брак они только в 1926 в Москве, уже имея двоих детей. С 1912 по 1913 А.С.Новиков жил на вилле М.Горького на острове Капри. Горького он считал своим учителем и наставником в литературе, и позднее говорил: «Горький поставил меня на ноги. После учёбы у него я твёрдо и самостоятельно вошёл в литературу». В 1911 А.С.Новиков написал один из первых крупных рассказов «По-тёмному», в котором, используя факты из своей биографии, описал революцию 1905. Горький одобрил рассказ и помог опубликовать его в 1912 в журнале «Современник» под псевдонимом А.Прибой. Вновь переехав в Лондон, А.С.Новиков продолжил литературную работу. Ко времени возвращения в Россию в 1913 он был уже автором многих произведений. В 1913 А.С.Новиков в связи с амнистией, посвящённой 300-летию династии Романовых, вернулся в Россию. С 1914 А.С.Новиков публикует небольшие статьи в российских журналах, впервые используя при этом псевдоним Новиков-Прибой, подсказанный ему Викентием Вересаевым, предложившим писателю объединить паспортную фамилию и псевдоним моряка. В том же 1914 им был подготовлен сборник «Морские рассказы», однако книгу изъяли в наборе, напечатана она была только в 1917. Во время Первой мировой войны с 1915 по 1918 А.С.Новиков работал в госпитале на санитарных поездах Земского союза. Весной 1918 А.С.Новиков был назначен начальником эшелона, отправленного в Барнаул для обмена мануфактуры на хлеб для Московского продкомбината. О своей поездке в Барнаул весной 1918 в качестве начальника эшелона и в память о Максиме Горьком – участнике поездки, Новиков-Прибой написал очерк «За хлебом». В июне 1918 его снова направили в Барнаул с группой писателей и художников для культурно-просветительской работы. Остался на территории, занятой белыми, был мобилизован в армию адмирала Колчака, воевал с красными. Из-за затянувшихся боевых действий писатель жил в Барнауле до 1920, принимал участие в литературной жизни, в том числе в литературном объединении «Агулипрок». Здесь им были написаны произведения «Певцы», «Под южным небом», «Две души», «Море зовёт», «Судьба» (автобиография), «За городом». Печатался он в журнале «Сибирский рассвет», 8-й номер вышел под его редакцией. В архиве Новикова-Прибоя (РГАЛИ) есть наброски о событиях в Барнауле в 1918. В 1927 А.С.Новиков-Прибой принял участие в коллективном романе «Большие пожары», публиковавшемся в журнале «Огонек». Его перу принадлежат также рассказы и повесть «Подводники» (1923), «Женщина в море» (1926), «Солёная купель» и др. В конце 1920-х А.С.Новиков-Прибой приступил к работе над своей главной книгой – историческим романом-эпопеей «Цусима». Этому способствовала находка сыном его уже умершего брата в старом улье в селе Матвеевском архива писателя, его дневников и записей свидетельств матросов 2-й Тихоокеанской эскадры, которые его брат спрятал еще в 1907, скрывая на всякий случай от полиции, а потом не смог разыскать. Получив доступ к архивным документам, А.С.Новиков-Прибой изучил обширные исторические источники. В 1932 роман-эпопея был готов и опубликован (1-е издание). Эта книга стала главной в творчестве А.С.Новикова-Прибоя и внесла выдающийся вклад в русскую и мировую литературу. Впоследствии автор обратился через газеты ко всем участникам Цусимского боя с призывом предоставить ему свои воспоминания. Более 300 цусимцев прислали свои дневники, воспоминания, фотографии, рисунки. В 1940 – 1941 были написаны дополнительные главы. До 1941 «Цусима» переиздавалась не менее 7 раз. От издания к изданию автор вносил дополнения и поправки в текст; основной считается 4-я редакция (1940). В 1939 за работу над романом-эпопеей «Цусима» А.С.Новиков-Прибой был награжден орденом Трудового Красного Знамени; а в 1941 ему была присвоена Сталинская премия 2-й степени. В годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 А.С.Новиков-Прибой выступал со статьями и очерками о военных моряках, которые печатались на страницах газет «Правда», «Красный флот» и журналах «Краснофлотец», «Красноармеец» и др. Был членом редколлегии журнала «Знамя», по его инициативе был создан Дом творчества писателей в Малеевке под Москвой. В 1942 – 1944 публиковал роман «Капитан первого ранга» (не закончен). Алексей Силыч Новиков-Прибой скончался 29 апреля 1944 в городе Москве; похоронен на Новодевичьем кладбище.
• Источник: Новиков-Прибой Алексей Силыч //Сайт Википедия. Свободная энциклопедия: https://ru.wikipedia.org/wiki.
ПРИЛОЖЕНИЯ (ДОКУМЕНТЫ):
ИЗВЛЕЧЕНИЯ ИЗ ОПИСИ ДЕЛ, ПОСТУПИВШИХ НА ХРАНЕНИЕ В АРХИВ Г. ТАМБОВА.
[1713 г.]. Выписка из документов Адмиралтейской канцелярии 1713 г.: В прошлых годех на государевых будных станех, которые заведены были в Алаторском, в Нижегородском, в Арзамаском, в Кадомском, в Шацком, в Темниковском, в Ломовском, в Инсарском уездех в порозжих и мордовских лесах делан поташ мастеровыми и работными людьми, которые на будных станех изстари живут, а за то поташное дело дано им денежное и хлебное жалование по указным статьям, а пашенных земель и сенных покосов и всяких угодей за ними мастеровыми и работными людьми в даче не бывало. А на которых майданех угожие леса на поташное дело вырублены были, и с тех майданов мастеровых и работных людей сводили в иныя места. А во 195[1687] г. в отписке из Арзамаса воеводы Бориса Квашнина написано: будных станов земли, на которых угожие леса на поташное дело вышли, и многие розданы помещиком и вотчинником, и поселены крестьяня, и живучи пашню пашут и хлеб сеют, и сено косят, а по какому указу, того не ведомо. И во 197[1689] г. посланы из приказу Большие казны в Поместной, в Казанской и в приказ Болшого дворца памяти, велено в приказ Большие казны отписать: В вышеписанных уездех будных станов росчистные земли кому имяны даны и по каким великого государя указам, и на сколько четвертей пашни и сенных покосов, и всяких угодей порознь. А по памятям из тех приказов в Арзамаском, в Нижне-Ломовском, в Кадомском, в Шацком, в Темниковском уездех будных земель в роздаче 7 человекам под усадбы от 30 десятин с полудесятиною, пашни 7118 четвертей с полуосминою и с получетвериком, сенных покосов 100 десятин 23000 копен.
А в 201[1693] г., по указу великого государя, на его государевых будных станех на время поташа делать не велено, от прошлых лет остаточного поташа в готовности было многое число, а мастеровым и работным людем впредь до поташной работы велено жить на будных станех без жалования и кормится работою своею, пахать на себя пашню, а о раздаточных будных землях выписать к великому государю в доклад, а впредь таких земель в роздачу в поместья и вотчины отнюдь отдавать никому не велено, и о том в Поместной, в Казанской и в приказ Болшого дворца памяти посланы.
А в 207[1699] г., по имянному великого государя указу, и по докладной выписке, послан был с Москвы в Вадскую, в Сергацкую, в Починковскую волости и на все будные станы, которые ведомы к тем волостям, думной дворянин Степан Остафьевич Власов да с ним дьяк, велено им все буцкие земли, которые в прошлых годех розданы из Поместного, из Казанского и из приказу Болшого дворца разных чинов людем в поместья и в вотчины, не сослався и не справясь с приказом Большие казны, а те помещики и вотчинники на тех землях построили себе дворы и поселили людей и крестьян, и теми буцкими землями и сенными покосы, и всякими угодьи владеют, и надобный лес, который годен на поташное и смолчужное дело, рубят и пустошат, и посторонних людей в те леса пускают, и те все роздаточные земли и угодьи тому думному дворянину велено осмотреть и описать имянно: кто имяны и каких чинов, и которых будных станов землями и лесами, и сенными покосы, и всякими угодьи владеют и по каким великого государя указом и с которого году, и что за кем в дачах четвертей пашни и сенных покосов, и всяких угодей во всяких урочищах порознь, и сколько у кого на тех землях поселено люцких и крестьянских, и бобыльских дворов и в них людей по имяном, и что у них в тех дачех росчищено пашни и сенных покосов, а описав все имянно велено учинить тем раздаточным землям, и пашням, и сенным покосам, и всяким угодьям чертежи со всякою подлинною очисткою, а помещиком и вотчинником, и людем их и крестьяном, кому те будницкие земли в роздаче, сказать его, великого государя, указ с великим подтверждением, чтоб они на тех землях вновь не селились и лесов под пашню и под сенные покосы болше того отнюдь никто не росчищали, и никакого надобного лесу сами не рубили, и сторонних людей никого не пускали, и те леса оберегали с болшим опасением, и учиня то все, велено писать и тем всем буцким землям описные книги, и чертежи прислать в Москву.
А которые помещики и вотчинники буцкими землями и сенными покосы, и всякими угодьи завладели без дач насилством, или по дачам, а те земли и сенные покосы, и угодьи надобны к будным станам, где делают поташ, и те все земли и угодьи по розыску у тех людей взять и приписать к будным станам, и велено теми земли и угодьи владеть и на корм государевым лошадям сено косить будником и работным людем без всяких обид и утеснения, а помещикам и вотчинникам в те буцкие земли и сенные покосы, и леса, и всякие угодьи вступаться и владеть отнюдь не велено. А в приказы, в Казанский, и в Болшой дворец, и в Поместной приказ, посланы памяти: Буцких земель и угодей в роздачу впредь никому отдавать не велено. И будным станам земель, сколько кому в роздаче и что у кого поселено людей и крестьян, и росчищено земли и сенных покосов, о том думной дворянин не отписывал, и отписных книг и чертежей не присылывал.
[1779 г.]. По промемории из Шатскаго духовнаго правления в Шатскую провинциальную канцелярию о публиковании и сыске жены солдата инвалидной команды Семенова, Лукерьи. Семенов взят был в военную службу из поташных крестьян села Матвеевскаго Майдана, где осталась жена его Лукерья. По отдаче мужа в солдаты, она вступила в новый брак. Семенов просил Рязанскую консисторию отдать ему Лукерью. Духовная консистория вытребовала ее и мнимаго мужа ея, чрез Шатскую канцелярию, и после распросов отдала ему с роспискою жену его. Прожив с ним одну неделю, она убежала от него. Семенов просил Духовную консисторию о разрешении ему вступить во второй брак, так как он не желает жить с женой, если она и явится из бегов. Духовная консистория определила публиковать и отыскивать ее через Шатскую канцелярию. Нарочно посланные из этой канцелярии солдаты донесли ей, что в Шатском уезде ея ни в одном селении нет.
• Публикация: Известия Тамбовской ученой архивной комиссии. – Тамбов, 1884 – 1918. – Вып. 1 – 58.
Свидетельство о публикации №223080501079