И снова об отважных конниках, земляках - казаках

 
Недавно в «Калининце» была опубликована   статья о генерале   Антоне Филипповиче Скороходе, одном из комдивов Кубанских казачьих частей, о том, как создавали их в станицах по всей Кубани, как с боями прошли они до Великой Победы, о нашем земляке, служившем в коннице — Василии Васильевиче    Масенко, о приезде в Поповичевскую прославленного командарма Семена Михайловича Буденного. В финале газетного материалы было обращение к читателям с просьбой поделиться своими сведениями о других  земляках - славных конниках, отважно сражавшихся с немецко-фашистскими захватчиками.  Наш призыв не остался незамеченным.
Земляки не только благодарили за этот рассказ о ветеранах Великой Отечественной войны, но и за многие предыдущие, просили написать подробнее о создании казачьих подразделений, о боях за освобождение нашего южного края. 
Первым позвонил ветеран Великой Отечественной войны и педагогического труда, почетный житель Калининского района Виталий Павлович Попков. Он попросил написать о знаменитом поповичевском знатоке конного дела, участнике войны, одном из офицеров Кубанского казачьего  корпуса Дмитрии Михайловиче Савине и дал адрес родственников Савина, проживающих в Калининской.
 Выполнить его просьбу оказалось непросто, но об этом, немного позже.
Отличились даже в боях с японцами 
Вклад казачьих частей в Великую Победу трудно переоценить.  Уже с первых дней войны  они,  как регулярные, (в составе Красной армии), так и добровольческие, приняли активное участие в боевых действиях против немецко-фашистских захватчиков.  Уже ранним утром 22 июня 1941 года на направлении Ломжи вел неравный кровопролитный бой 94-й Белоглинский Кубанский казачий полк подполковника Н. Г. Петросьянца, вскоре к нему присоединились  48-й Белореченский Кубанский и 152-й Терский казачьи полки подполковников В. В. Рудницкого и Н. И. Алексеева.  С начала войны в рядах Красной Армии воевали свыше 100 тысяч казаков,  они проявляли массовый героизм, в том числе и в битве под Москвой.
На Кубани тоже начали создавать добровольческие кавалерийские эскадроны, полки и соединения:   62-ю Тихорецкую, 64-ю Лабинскую, 66-ю Армавирскую и другие. Кубанские кавалерийские дивизии из бойцов народного ополчения, военнообязанных старше 40 лет, а также 1-й, 2-й, 3-й Кубанских кавалерийских дивизий без ограничения возраста.
Примечательно, что  казакам 4-го Кубанского гвардейского казачьего кавалерийского корпуса довелось в составе Забайкальского фронта поучаствовать и в разгроме войск Японии в августе 1945 года. На Дальнем Востоке этот гвардейский корпус вошел в состав конно-механизированной группы советско-монгольских войск под общим командованием генерал-лейтенанта Иссы Александровича Плиева. Его конно-механизированная группа  прошла через пустыню Гоби и горный Хинганский хребет, ударила по японским войскам со стороны, считавшейся безопасной  из-за  непроходимости. В боях с японцами казаки-плиевцы провели одну из последних в истории войн кавалерийских атак.
Выезжали лошадей за станицей
Несколько лет назад мне довелось писать о бывшем жителе Калининской, успешном агрономе, руководителе сельскохозяйственного предприятия (живет в Тимашевске) Юрии Юрко. Он рассказывал о том, что  на толоке,   на окраине станицы, с давних пор казаки выезжали (обучали) лошадей. Преуспел в этом деле и его брат Трофим Юрко. Всю свою жизнь он посвятил работе с лошадьми. Погиб он в Великую Отечественную войну. Служил в кавалерии под началом Д. М. Савина (тоже из Поповичевской). Дмитрий Михайлович Савин еще до войны обучал казаков, а в армии стал командиром, был награжден четырьмя орденами Красной Звезды. Как непревзойденный знаток лошадей, он руководил проведением всех станичных скачек, возглавлял районное общество охотников и рыболовов.    Кстати, его сын, А. Д. Савин был знатным механизатором колхоза имени Ленина. В свободное от работы время собирал мини-трактора. Выйдя на пенсию, помогал людям обрабатывать огороды.
Откликнулась правнучка Елена
Контакт с родственниками знатного конника удалось по разным причинам установить не сразу.  Невестка его сына Анатолия, Валентина Ильинична Савина сказала, что все документы, в том числе и наградные, награды и даже шашку Дмитрия Михайловича семья передала в музей СОШ №1 еще в 60-е годы. Я попросила ее тщательно пересмотреть семейные архивы и оставила свой телефон. Сама же направилась в СОШ № 1, которой передан музей девятой Покрышкинской дивизии. Провела там более половины дня, но в своих поисках мало продвинулась.
Зашла в местный казачий музей. Леонид Николаевич Литвинов рассказал, что в четвертом Кубанском кавалерийском корпусе служили и другие станичники, но сведений о них мало.   Он нашел несколько ценных фотографий. Среди них - портреты Д.М. Савина и его сослуживца  И. Е.  Забарова, погибшего на Голубой линии, Почетную грамоту, которой Д.М. Савина наградил исполком Калининского сельского совета в 1968 году (в честь 50-летия похода Таманской армии). У нынешних казаков находится и такой раритет: памятный кубок, посвященный 60-летию Кубанского Гвардейского кавалерийского корпуса (1941 — 2001 гг.). Это массивное  красивое изделие из фарфора сделали к юбилейной дате на Краснодарской фабрике «Чайка».
Через некоторое время раздался долгожданный звонок от правнучки Дмитрия Михайловича Елены Буря.  На поиски документов ей потребовалось немало времени. Выручил  настойчивую девушку интернет. Многое  чего не оказалось дома, она нашла на сайтах военных ведомств. Огромное ей спасибо! Собранные материалы истинно бесценны. Все Лена отправила мне  по электронной почте (в виде фотографий), на копирование и расшифровку потребовалось немало времени, терпения и сил. То, что было написано от руки, да еще в полевых условиях, между боями, оказалось весьма трудно прочесть. Но зато помогло представить   яркую личность нашего героического земляка.
Службу начинал еще в гражданскую
На нескольких фото размещены страницы из военного билета со стандартными сведениями: «Дмитрий Михайлович Савин родился 16 августа 1898 года  (умер 13 июля 1971 года — дополнение автора статьи). Номер партийного билета. Национальность — русский. Родной язык — русский. Иностранными языками не владеет. Социальное положение — служащий. Образование общее и специальное — 5 классов. Образование военное — Центральная Кавалерийская школа С. М. Буденного — 1940 г. Ученых званий не имеет. Семейное положение — женат».
На паре листов расписаны этапы службы: «март 1918 —  июнь 1922 гг. - участие в гражданской войне.  Должности и звания:  красноармеец, старшина,   помощник командира взвода, врио командира дивизиона,   начальник кавалерийского клуба, курсант   Центральных военных курсов С.М.Буденного, начальник кавалерийского клуба».
А потом были долгие и трудные боевые годы. На   войне наш земляк пробыл, что называется: от звонка и до звонка (с июля 1941 года). Познать успел горечь отступлений и радость победы. Был   помощником командира полка по материально-техническому обеспечению.  Контужен в левую часть головы  в апреле 1944 года.  Отметка об увольнении  из армии в запас датирована 20 декабря 1945 года. А выдали этот военный билет бывшему фронтовику уже в мирном 1961 году Калининским райвоенкоматом. Подпись: подполковник Шарапов.
Указаны в военном билете и награды Дмитрия Михайловича: три ордена Красной звезды, орден Отечественной войны второй степени. Медали: «За победу над Германией». Отдельной строкой вписан еще один орден Красной звезды. Думаю, что нашего земляка отмечали и медалями в честь юбилеев Победы, но в выданный в 1961 году военный билет их не могли внести (20 лет Победы отмечали в 1965 году).
Краткое изложение личного подвига
Из текстов в наградных документах особую ценность, на мой взгляд, имеют два пожелтевших листа,  исписанных  неразборчивым почерком, ведь они  составлены были не в кабинете государственного ведомства, а во фронтовом блиндаже, где находился командный пункт полка. И уж, конечно, не за крепким и удобным письменным столом.
Первый: «Савин Дмитрий Михайлович. 1898 гр. Гвардии майор. В РККА с 1936 г. Место призыва — Кагановичский РВК, Краснодарский край, Кагановичский район. Место службы — 140 Гвардейский артиллерийский минометный полк, 8 Гвардейской казачьей дивизии, 33 армии. Дата подвига: 13.08. - 9.09. 1943 г. Гвардии майор Савин исключительно смелый, инициативный офицер. В период боевых действий с 13. 08 по 9.09 1943 года, благодаря его исключительной энергии и находчивости,  полк был  обеспечен в полном объеме продовольствием и фуражом. Он организовал четкую работу тыла полка, благодаря этому подвоз боеприпасов, эвакуация раненых производились своевременно. Исключительно благодаря работе т. Савина потери имущества в полку не значительные, так как все испорченное, подбитое и (не разборчиво) вовремя эвакуировалось с поля боя и доставлялось на ДОТ. Обладает личной храбростью» Подпись, очевидно, не вошла  на снимок.
На других  фото   списки военных, представленных к наградам (один из 49 человек). Тексты плохо читаются, но с описанием еще одного фронтового эпизода не могу не познакомить читателей: «Гвардии майор Савин находился в моем личном распоряжении и распоряжении моего заместителя Гвардии полковника  (фамилию разобрать не удалось). Хорошо справлялся с поставленной задачей обеспечения продфуражом частей дивизии в период марша и боевых действий. Сопровождая тылы дивизии, и будучи подвергнутым нападению со стороны просочившегося противника, т. Савин сумел быстро принять правильное решение. Вместе со своими обозами, подчинил себе проходившие обозы танковой части, организовал местное население, объединив их, принял командование, успешно отразил натиск противника, уничтожил при этом 40 гитлеровцев, взял в плен 180 солдат и офицеров противника. Лично тов. Савин проявил смелость, отвагу и мужество, умело организовал отражение и разгром просочившейся группы противника.
Командир первой Гвардейской кавалерийской дивизии  Морозов».
Когда читала это бесхитростное повествование, то за скупыми его строками, все представилось мне, как в кадрах документального фильма. Усталые сопровождающие  большого обоза, неожиданно столкнувшийся с врагом, их некоторое замешательство. Но  всех ободрили и заставили сконцентрироваться четкие приказы майора Савина. Ему всегда верили и не усомнились в том, что раздавят врага.  На мой взгляд, это много сложнее и требует больших усилий, чем действовать в условиях определенного планом штаба дивизии или армии боя на заданном направлении, по предварительно разработанному командованием  сценарию сражения. Наш земляк   попал в чрезвычайные условия и не растерялся,  принял на себя командование разрозненной группой военных тыловиков, многие из которых, наверняка, еще не бывали в бою. Таким образом он спас своих подчиненных, и оказавшихся рядом  военных  из обоза другой части, а еще и мирное население.  Это   иначе, как подвиг   не назовешь! Наверное, были во фронтовой биографии Дмитрия Михайловича и другие подобные случаи. Но и по этим двум скромным весточкам из прошлого понимаешь, наш земляк был настоящим героем!
Вместе дошли до Днепра
Ветеран Великой Отечественной войны Евгений Николаевич Садовников лучше многих других знал Дмитрия Михайловича Савина, ведь ему довелось  служить в кавалерии под началом майора, быть его ординарцем и вместе с боями дойти до Днепра. Их первое знакомство состоялось еще в тридцатые годы: «Рядом  с Богоявленским храмом находились райвоенкомат и начальная школа № 4. При военкомате  действовал клуб ворошиловских всадников  которым руководил  Дмитрий Михайлович Савин. Нас обучали джигитовке, конкуру,    упражнениям в седле.   Тем, кто сдавал установленные нормы, выдавали значки «Юный Ворошиловский всадник».   Как только началась война, Дмитрия Михайловича забрали на фронт. Мы с другом Васей Яценко попали в районный истребительный батальон, ставший потом партизанским отрядом. Когда Кубань освободили от фашистов, вернулся я пешком в Поповичевскую и не знал, что делать: отца убили, мать далеко, на фронт не берут из-за малого возраста. На попутных машинах все же решил попытать счастья, отправился ближе к фронту. Еду в кузове полуторки и нас дважды обгоняет открытый командирский автомобиль с двумя офицерами в бурках. Вскоре он затормозил, и мы тоже. Один из офицеров кричит: «Женька, ты куда едешь?». Это был Савин со своим адьютантом Федором Магасумовым.  Взяли они меня к себе. Доехали до Старого Оскола, где проходило дополнительное формирование 140 Гвардейского артиллерийского минометного полка 8 казачьей Гвардейской кавалерийской дивизии. Дмитрий Михайлович уже был заместителем командира полка по тылу. Меня определили в батарею рядовым, затем — ординарцем. Повоевать успел я не много - с апреля по октябрь 1943 года, пока не вышел Указ Сталина о демобилизации всех, у кого не призывной возраст. Мы тогда уже до Днепра дошли. Многому научил меня Дмитрий Михайлович! Отважный, смелый был человек! Помню как-то на привале отдыхали, Савин уселся на краю воронки и ноги в нее свесил. Говорит: «Женька, принеси-ка мне бурку». А тут нас и накрыло вражеским снарядом. Хорошо, что в воронку свалились».   Встретились мы,  уже в мирное время, когда я окончил училище, был летчиком, лейтенантом».
Достойный сын отца-героя
В музее 9 Покрышкинской дивизии на одном из стендов нашла фотографию   Анатолия Дмитриевича Савина, сына Дмитрия Михайловича, нашего героического земляка. Под фотографией короткая подпись: «Родился в 1927 году. Призван на фронт в 1944 году. Воевал в 2-м стрелковом батальоне. Принимал участие в освобождении Ровно и Львова. Награжден медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Работал в колхозе им. Ленина 47 лет». Среди присланных мне Леной копий нашла его Свидетельство об обучении в неполной средней школе. В нем почти все оценки «хорошо». По военному делу и черчению «отлично». В листке учета кадров большая часть отметок: «комбайнер МТС, комбайнер колхоза «Искра», электромеханик, звеньевой, комбайнер отделения № 3 колхоза им. Ленина».   
Награды: ордена  Ленина и Трудового Красного Знамени. Медали: «За доблестный труд во знаменование 100 -летия В. И. Ленина», «20 и 40 лет Победы в Великой Отечественной войне», «50-лет Вооруженных Сил СССР», «Ветеран труда».
Вот такие славные наши земляки — фронтовики отец и сын жили и трудились в Поповичевской, а потом — Калининской. Светлая им Память! Хочется, чтобы молодое поколение знало о них, равнялось на них.


Рецензии