Смотритель Галереи. Купание Красного Меня!..

(наброски к прозе)

+
В заголовке опечатки нет. Это шуточная фраза поэта-танаита Виталия Калашникова, философа,
поэта и художника. «Танаитами» себя гордо называли энтузиасты раскопок древнего городища
Танаис под Ростовом-на-Дону.  Здесь на железнодорожной станции Недвиговская, надо было
успеть выскочить из электрички, которая делала остановку лишь на одну минуту… А потом по
холмам с разросшимся разнотравьем в течение получаса шагать к археологическому музею, на
территории которого проходили творческие фестивали, куда приезжали гости из разных городов 
России и зарубежья.

+
«Радостны мы, т а н а и т ы!..» – это нечто вроде гимна поэтов «Заозёрной школы» (литературного
сообщества-братства) с Дона, который во времена греков, побывавших на этих землях, именовали
Танаисом. С ударением – не знаю… Ставят и на литере «а», и на «и». «Красному Коню» Петрова-
Водкина, «досталось на орехи» и первоклассное сено!.. Кто только не зарился на эту ''жареную
тему''… Поэт Виталий Калашников был интересным художником-графиком и керамистом. Его
стихотворное творчество вышло не только из «гоголевской шинели», как у всех российских
литераторов, но также – из вдохновенной античности: из складчатой тоги Платона, Сократа,
в лавровом венке Вергилия, Овидия или Горация…

+
Куьма Сергеевич Петров-Водкин – провинциал из небольшого приволжского городка Хвалынск.
Он был сыном сапожника. Своему ремеслу учился сперва в Саратове, затем в Петербурге, в школе
Штиглица, а потом – в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Любимым педагогом
у него был В. А. Серов. Петров-Водкин ценил и уважал Врубеля. Памяти Серова и Врубеля автор
«Красного Коня» посвятил картину «Играющие мальчики». Этика самобытного живописца из
захолустья была чиста до наивности. Его восторгало древнерусское искусство, он изучал
иконопись, что отразилось на сюжетах его полотен.

+
В начале двадцатого века Петров-Водкин охотно занимается философией, путешествует по Европе
и Африке. Много времени отдаёт теории живописи. «Мыслите о Земле как о планете…», – как же
современны слова русского художника в наше время, когда человечеству грозит уничтожение из-
за ядерного оружия!.. Мне нравится рассматривать «Автопротрет» этого удивительного человека,
написанный Петровым-Водкиным на следующий год после Октябрьского переворота. А портрет
Анны Ахматовой его кисти (1922 г.) – это шедевр, его не спутаешь с работой другого мастера.

+
Картина «Купание красного коня» много критиковалась в началн минувшего века. Тем не менее,
в живописи Петрова-Водкина заметно влияние искусства Высокого Возрождения. Таков вывод
специалистов нашей современности. Ещё в годы обучения Петров-Водкин писал своей матери:
«На божьем свете такая масса слёз, горя, нужды непроходимой, что всё радостное затерялось в
мире, а счастья и за хвост не поймаешь». Это ведь и о нас, сегодняшних. Вы не находите? Петров-
Водкин застал годы Первой мировой войны. Но не застал Вторую мировую. Художника не стало в
39-ом… Он учил и учит философии неравнодущного «живого смотрения», противопоставляя такой
метод поверхностному ''эстетству''. <Продолжение следует…>.


Рецензии