Легенда о голубом замке

        Множество легенд бродит по свету, которые рассказывают о необыкновенных историях судеб. Одна из них о голубом замке всплыла в сегодняшнем времени. Вслушайтесь, о чём она говорит!
        Пришёл однажды в один посёлок бедный странник, постучался посохом в первые двери и попросил пить. Напоили его хозяева и заметили, что его истрёпанные одежды очень дорогие, а он мало того, что нищий, ещё и совсем слепой. Они и спрашивают его:
- Дедушка, а ты когда-то богатым был? Может быть ты по болезни ослеп, и тебя злые родственники ограбили и выгнали из дома? Какая беда у тебя случилась?
        Вслушался странник в их вопросы, глядя перед собой слепым взглядом, и говорит:
- Нет, меня никто не грабил, не лишал крова и ослеп я не от болезни. Я к этому всему пришёл сам.
- Как это?! – изумились хозяева.
       Старик недолго подумал и говорит:
- Если вам так интересно это узнать, я расскажу вам немного о своей жизни в надежде предостеречь вас от своих бед. 
        И он сел на ступеньку крыльца и рассказал то, что и стало в этой легенде в назидание жадным.

        В одном городе жил-был богатый купец. Очень много золота и всякого богатства скопилось в его теремах, но ему всё было мало и мало. Ведь, чем больше жадный имеет, тем больше ему хочется. И вот однажды на базаре в торговых рядах он услышал разговоры приезжих купцов с востока о каком-то замке.
- Шёл наш караван через три огромные пустыни, - рассказывали они. – И когда у всех силы были на исходе, предстал перед нами чудесный замок с большими распахнутыми дверями! Мираж то был, или не мираж, но стоял посреди пустыни тот замок голубой, словно чистое утреннее небо, в своей красоте сверкая как само солнце! Из дверей же его виднелось видимо-невидимо сокровищ!..
      Услышав такое, жадный купец не дослушал их речи до конца и кинулся домой! Там он срочно снарядил в путь-дорогу длинный-предлинный караван верблюдов, чтобы увезти на них как можно больше богатства, забрал в помощь всех своих работников, держа от них втайне цель путешествия, простился с семьёй и тронулся в путь через пустыни.
      Путь тех пустыней оказался очень труден! Там горами ходили сыпучие пески, от которых порой не спасала даже закрывающая до самых глаз лицо арафатка. Через плотные одежды беспощадно пекло солнце! Совсем нигде не попадалось ни одного колодца и живительного оазиса. Уже все сосуды опустошились до последней капли воды, запасы еды истощились. От этого стали умирать и работники, и верблюды. И когда караван проходил вторую пустыню, от него осталась лишь половина. Не страдал разве что купец, ни с кем не делясь запасом своей воды и пищи. В эти минуты он смотрел на гибнущих людей и думал, утопая в чёрной алчности: «Лучше пусть все они до одного погибнут! Ведь если они доберутся до замка, то тоже наберут себе полно драгоценностей!»
       Когда же караван вошёл в третью пустыню, обессиленные работники взбунтовались и потребовали ответа:
- Скажи, купец, куда мы идём? Не на верную ли погибель ты нас ведёшь? Не скажешь – мы назад повернём!
        На это купец тут же коварно ответил, обрадовавшись в душе:
- Куда идёт мой караван – дело только моё! Поэтому можете идти, куда хотите!
        И он злорадствовал, провожая взглядом в спины уходящих в обратную дорогу работников. Купец отлично знал, что за время перехода двух пустыней они все до одного погибнут. Теперь в путь с остатком верблюдов тронулся он один.
       Но проходили дни и ночи, в которых бушевали песчаные бури, огромными волнами перекатывая горы барханов, и не было тому пути конца края, как и не было никакого голубого замка. Вот уже упал последний верблюд, и купец в отчаянии взмолился на небо в знойном мареве:
- О, Боги! Неужели сокровища голубого замка всего лишь чей-то вымысел, из-за которого я погибну в проклятой пустыне, как и мои работники, которым я пожелал верной смерти? Не дайте мне умереть, Боги, позорной смертью нищего! Я верю в вашу силу!
        И вдруг на самом горизонте перед ним замаячило невероятной красоты чудо! Словно чистое утреннее небо там солнцем лучился голубой замок. И с мгновенным приливом бодрых сил купец сейчас же воскликнул:
- Боги или не Боги меня услышали, но вовремя я избавился от работников! В замке, как и при любом дворце, должны быть слуги и скотина. Слуги мне помогут загрузить новый караван, и я вернусь домой самым богатым купцом в мире!
      Но сколько он не бежал до замка, добежать не смог. Всё это оказалось коварным миражом. И купец от усталости упал в песок и взмолился:
- Простите меня, Боги, что я вдруг стал презирать вашу силу! Только не лишайте меня богатства, за которым я пошёл на край света!
        Так он лежал и просил прощения, пока не почувствовал, что может идти. А когда встал, то снова увидел голубой замок, только в другой стороне, и хорошенько вгляделся в него, гадая:
- Может быть это опять мираж? А может быть не мираж… Если мираж, то я снова потрачу силы на пустую дорогу. А если не мираж, на меня обрушится несметное богатство!
       И он скорее побежал к заветному замку. Но сколько не бежал, замок лишь таял вдалеке в дымке марева, пока не растаял совсем.
- Тьфу!!! – в сердцах плюнул туда купец и вновь воздел руки к небу: - О, Боги, Боги, чем я вас прогневил, что вы так потешаетесь надо мною?! Неужели вам жаль хоть малую толику того богатства, что хранят сокровищницы этого замка?!
        Перед его же глазами вместо заветного замка появился далёкий мираж, в дымке которого уходили его работники в сторону родной земли. И, глядя на них безо всякой жалости, купец лишь пробурчал:
- Ушли, ну и ушли. Мне больше будет! – и снова воззвал к Богам, протягивая руки к небу и упав на колени: - Услышьте меня, о Боги! Я многого не прошу! Дайте мне столько, сколько будет унести в силах!
        Но Боги словно не слышали его, и совсем обессиленный купец долго брёл по раскалённым барханам, то падая, то поднимаясь, чтоб не быть заживо засыпанным песками. Наконец, когда у него совсем закончились силы даже о чём-то просить Богов, перед ним не в мираже, а наяву предстал голубой замок!
- Наконец-то! Наконец-то я достиг своей мечты, которая сделает меня самым богатым в мире! – не помня, как он добрался сюда, кинулся купец лобызать сияющие стены.
        Когда же он огляделся, к своему удивлению не увидел ни одного человека прислуги. И не было не только двора, но и вокруг самого замка даже обыкновенного забора. Везде стояло пустынное безмолвие. И вдруг купец увидел, что на крыльце его встречает старый-старый старик с белой бородой до пояса, за спиной которого вместо широкой распахнутой двери была всего лишь одна небольшая дверь.
- Приветствую тебя, путник! – низко поклонился он ему и радушно пригласил: - Проходи отдохнуть в мой замок. Будь дорогим гостем.
- Здравствуй, отец, здравствуй… - растерянно ответил купец на приветствие, с досадой думая: «И как я сокровища повезу, если у этого старика ни кола ни двора, ни народу, ни хилой клячи нет? Мне же почти ничего не достанется!»
        А когда он вошёл в замок, то едва не лишился рассудка! Все стены там были в самых дорогих кораллах! Открытые сундуки горели золотом и серебром! На длинных столах и лавках наваленные валом переливались жемчуга, янтари, бриллианты и прочие драгоценные каменья! А на стенах семицветами играли ружья, мечи и сабли!
       От такого богатства глаза купца разбежались, не зная, на чём остановиться, а в голове пронеслось чёрным вихрем: «Выходит, что всем этим добром владеет какой-то один единственный старикашка?!» И от такой несправедливости купец задрожал, как в лихорадке, с ненавистью глядя, как тот готовит ему кувшин воды и пищу, чтобы восстановить его силы после тяжёлого пути! От хозяина замка исходила одна доброта. Но купец уже решился в мыслях: «Раз я не смогу увезти много сокровищ, значит хозяином этого богатства стану я!» И, выхватив из-за пояса свой кинжал, он с размаху вонзил его в старика!
        В тот же миг над замком разразилась страшная гроза, и засверкали такие молнии, что все сокровища вспыхнули тысячью искрами и настолько ослепили глаза убийцы, что он не только ослеп, но и забыл, как его зовут и откуда сюда пришёл!..

         Тут странник поднялся с крыльца и печально закончил свой рассказ: 
- Вот с тех пор я и брожу слепой и нищий, проклиная свою судьбу! Из-за страшной жадности лишившись сокровищ голубого замка, я потерял всё, что нажил вплоть до семьи. Всё иду к ним, а откуда я, какого имени, роду и в каком городе жил – ничего не помню. Крепко помню только то, сколько загубил душ. Видеть ничего не вижу, а загубленных вижу всех. Так и живу с этой тяжестью на белом свете. Хорошо хоть добрые караванщики подобрали меня в пустынях.
        И странник дальше отправился в свой бесконечный путь.
        На этом история о голубом замке закончилась. Вымысел это был или фантазия, из которых сложилась эта чудовищная легенда, но её конец иначе и не мог закончиться. Ведь, где ненасытная алчность доходит до убийства, ничего не будет хорошего. Пусть это запомнит каждый!

(г.Суздаль 2023)


Рецензии