Московские рассказы-2 глава 15

  "Деревенские лошадки!"


   Как я стал любителем лошадей.Все в нас идет от детства,ну,а уж там,как у кого сложится.Кто еще ползунком в машине копается отцовой,кто пилит,строгает-портит хороший  материал неумелыми пока ручонками,кто с "младых ногтей" принимает на грудь нехорошие напитки...Результаты потом соответственные!
   Ну,а мне вот достались четырехкопытные.Их в нашем сельском окружении тогда было много и они даже кое-где еще использовались на подсобных работах в колхозе и по нуждам жителей.Старшее поколение умело обращаться с лошадьми и передало эти навыки нам-пацанам.Были и девчонки-любители потрястись на костлявом хребте деревенского маштачка.Лошади конечно были беспородные,хотя некоторые из них несли в себе явные признаки культурной крови-рысаков или тяжеловозов.Но видимо в самых отдаленных предках.Держали это разношерстное поголовье в бревенчатой конюшне на окраине соседнего Федосьина(от нас через поле с километр в сторону Киевской ж/д).Заправлял там старый конюх по кличке Глушок,приобщивший к этому занятию и своего сына Витьку.Наша тетя Шура Кучерова,по прозвищу Болявая(об этом позже в главе о жителях нашей деревни),тоже раньше была там конюхом и приобрела там решительность и лексикон,что не раз помогало ей при разборках с соседями.Но вообще она была тетка добрая и нас вихрастых очень любила.По весне она брала в конюшне лошадь посильнее и лихо вспахивала себе немалую деляну под картошку.Часто помогала с этим и односельчанам.Но мы и сами бывало со спросом или без него пользовались услугами лошадиной братии.Я их и по сей день помню по кличкам-Казбек-серый в гречку длинный и высокий,слепой на один глаз,Славная-похожая на него серая кобыла с вислыми ушами,Кобчик-чалый меринок с разлапыми конечностями,Майка-складная кобылка рыжей масти,злая как кошка,Огонек-гнедой косматый мерин,здоровенный,как слон,Тарзан-тоже светло-чалый,наш пастуший любимец,хитрюга и лентяй,Петух-молодой жеребчик,темно-рыжий,с белыми чулками на всех ногах,его часто угоняли в итоге-запал,лошадь нерабочая.Еще был темно-серый жеребенок Мальчик,такой складный и резвый,но его угнали цыгане,стоявшие табором у Мичуринца в лесу,Неман-старый уже работяга,с провисшей спиной,на нем уже и не ездили,были еще меринки неплохие-Орлик,Пионер,Сокол....По мере старения их списывали на колбасу,а новых не приобретали,да и своих жеребят не заводили-жеребца не было,да и не зачем,все одно техника всюду уже.
   Но нас лошади привлекали как магнит,и даже общее поветрие угонов лошадей нас не миновала.Дурачье конечно,раньше бы за такое по крайней мере выдрали бы нещадно.Лошадь для крестьянина-главная ценность,и конокрадство каралось самым жестоким образом.
   У меня с этими лошадками было немало интересных историй.Вот несколько.Как-то зимой,в лютую стужу 1971-72 года,мы с отцом возили на Кобчике бревна из леса,там было немало поваленных ветром сосен.Нагрузили длинные разводные сани,а коняга уперлась и ни шагу,то ли тяжело стронуть,то ли хитрит скотинка.Ну мы с криками и матами уперлись и дело пошло,и дорога вполне скользит,но стоит нам отвалить,как Кобчик встает колом и ничем его не сдвинуть.Так доплелись до дома,и пар валил не от лошади,а от нас...
  Другой раз я еще мальцом приехали с отцом в телеге к деревне,далее батя пошел к мужикам,а мне сказал-Сынок,отгони конягу и телегу в конюшню.А я и рад,самому править.Вот только зря я обрадовался и править мне не пришлось.Казбек,гад,почуяв направление к конюшне,понес дурнем без дороги,заложив уши и скособочив голову(один глаз у него зрячий),телега высоко подпрыгнула на засохших колеях,я вылетел как пробка из бутылки,а подлый мерин умчался через поле с одним передком.Глушок потом долго материл нас за разгильдяйство.
  Как-то мне удалось где-то достать настоящее спортивное седло,правда старое и кривое.Мы пригнали двух лошадей с ребятами,я надел на широкую спину Майки седло,только уселся,как подвыпивший батя хлестнул кобылу по заду прутом.Та взбесилась и так пару раз отбила на скаку задом,что гнилая подпруга лопнула,и я сидя в проклятом седле совершил далекий полет,хорошо,что в траву.А кобылка умчалась домой как ветер.
  Или вот еще.Лето,жарища в полдень.Мне пять лет,я верхом на Тарзане пасу стадо коров,пастухи где-то спят пьяные.Коровы через поле у Пыхтина прут к речке Ликове-пить охота.А у меня Тарзан вырвал повод и жрет себе спокойно траву посреди поля.А внизу уже голосят бабы,которым дурацкие коровы топчут неогороженные посадки по берегу.Я сползаю вниз,потом закидываю сыромятный повод через шею жующего мерина(причем он и ухом не ведет).До стремени мне не дотянуться,я лезу на голову Тарзана,чтобы по шее взобраться наверх,но он возмущенно сбрасывает меня и опять начинает свою жвачку.Чуть не плача тяну гада за повод вниз к стаду,но он еле-еле переставляет копыта.Когда меня увидели возмущенные пыхтинские бабы,они были изумлены-Это кто ж такой пастушок,а где эта сволота пропитая?Помогли мне усесться в седло и даже угостили яблоками.Коровы подались опять в поле и я за ними.Тарзан пыхтел и косился на яблоки,но я ему предателю фиг чего дал....


Рецензии