Глава 263. Моцарт. Двадцатый концерт

Вольфганг Амадей Моцарт
Концерт для фортепиано с оркестром №20 ре-минор
Симфонический оркестр Северогерманского радио (Гамбург) (NDR)
Артуро Бенедетти Микеланджели (фортепиано)
Корд Гарбен (фортепиано)
Запись — 4–7 июня 1989 г., Бремен

Andrew_Popoff: Мой любимый концерт Моцарта в исполнении любимого пианиста!

karapyzik: Музыка красоты удивительной. Не случайно этот концерт так любил Бетховен и даже написал к нему каденции.

A_Bulycheva: Концерт ре-минор для фортепиано с оркестром принадлежит к числу самых популярных моцартовских концертов благодаря романтическому и страстному характеру. Первая часть предвосхищает патетические страницы «Дон Жуана», третья — финал Сороковой симфонии.
Партитура была окончена Моцартом 10 февраля 1785 года, а уже на следующий день композитор исполнял новое произведение в зале казино Мельгруб на открытии серии из шести концертов по подписке. Играть партию клавира, одновременно дирижируя, было его излюбленной формой появления на публике. Именно Моцарт в 1780-е годы совершил революцию, избавив фортепиано от роли аккомпаниатора (которую по традиции исполнял в оркестре клавесин и другие клавишные инструменты) и превратил его в настоящего солиста.
Моцарт предназначал свои концерты для самой широкой публики. В письме к отцу он говорит: «Именно концерты являются чем-то средним между слишком трудным и слишком легким, в них много блеска, они приятны для слуха, но, конечно, не впадают в пустоту; кое-где сатисфакцию могут получить одни только знатоки — впрочем, незнатоки безотчетно должны быть довольны ими».

karapyzik: Любопытно, для чего Бетховену нужно было писать новые каденции. Его каденции лучше? А чьи каденции играет Микеланджели?

victormain: Бетховен писал не «новые» каденции, а собственно каденции. Моцарт свои записывал редко, сохранились очень немногие, например в Симфонии-Кончертанте. Поэтому для фортепианных концертов Моцарта бетховенские каденции — классические.

sir Grey: А существуют моцартовские каденции для фортепиано?

Andrew_Popoff: Авторских моцартовских каденций сохранилось мало. Их в то время вообще редко записывали, часто импровизировали во время исполнения. В этом вся суть каденции — исполнитель демонстрирует не только технику, но и искусство импровизации. Говорят, особенно знаменит импровизациями был Бетховен, но мы, увы, никогда их не услышим. Несколько моцартовских каденций сохранились. Точно знаю, что есть авторские каденции к Девятому концерту, ко всем частям.
 


Рецензии