Мир созидающий?

  Мои замечательные приятели,  сербы, косовские беженцы, теперь проживающие в Вене привезли нам в подарок необычную книгу, со Святой земли Кипра :
«Храм святого апостола Андрея первозванного и всех святых в земле российской просиявших».
Проект Вечеслава Заренкова  - СОЗИДАЮЩИЙ МИР.
Так  книжка называется. И храм построен по проекту Вечеслава Заренкова.
 Подарок от дорогих мне людей, да еще со Святой земли, да еще и о всех русских святых. Приятно.
Вечеслав Заренков- петербургский миллиардер, президент ХК «Эталон» открыл на Кипре первый православный храм, в котором богослужения будут идти на русском языке. В прошлом году он перерегистрировал на Кипре головную компанию своего холдинга.
Снаружи храм красивый  - по канонам  – беленький, с синей кровлей и золочеными главками – сияет!
 Через остров ежегодно проходят более полмиллиона человек – туристов из России.
Церковь построена за два года и рассчитана на 650 прихожан. Внутри мрамор, резные деревянные двери, всё в позолоте. Расписан петербургскими художниками. Церковь открывали в понедельник, на кануне дня рождения Вечеслава Заренкова, которого здесь называют «великий благотворитель». Открывали с помпой: Никос Анастасиадис вручил ему орден за заслуги перед Кипром, митрополит кипрской православной церкви – орден за заслуги перед церковью Кипра, митрополит РПЦ – орден Святого Бонифация.
А еще Заренкова называют храмостроитель, что говорит о том, что храмов он построил уже много. И вообще у него много и других талантов – ученый, художник, писатель. Но главное – меценат.
Книгу посмотрел, роскошно оформлена, но чем дальше – тем не понятнее. Что-то  вдруг,  так огорчило.
Огорчила внутренняя роспись храма. И обстоятельства. И может быть, что особенно обстоятельства. Вроде, радоваться надо. А радости нет.  Попробую кое-что  обьяснить.
Чем сильны классические, написанные по канонам иконы?  Икона сильна духом. Некоторые, кто не знает,  иногда хихикают над средневековыми иконами. Мол,  монахи тогда путем и рисовать не умели. То у них лик на доску не помещается, то вдруг,  Евангелие написано с обратной перспективой, то глазки у святого какие-то необычные, так и сверлят зрителя. А на самом деле это – канон. Лик святого действительно не может разместиться на ограниченном пространстве. Лик святого должен выходить за его пределы.  Это не мы смотрим на икону, это святой с иконы смотрит на нас. Отсюда и обратная перспектива.  Мы сами не можем видеть Господа, это Господь входит в наши сердца через души и лики святых. Икона это не только нам в память о святом, это ворота из того мира, где они пребывают. Вхождение в наши души - в этом сокровенный смысл канона иконописи и вообще храмовой росписи..
Говорят – намоленная икона, намоленный храм. Да,  это действительно место пребывания Духа Святого.  Почему намоленная? Да,  благодаря  обратной связи. И то-же про храм. Это место питается духом входящим сюда как раз через лики святых. Господь незримо присутствует на каждой литургии.  Мы в это верим. Но сомнения никак не покидают нас, пока наша вера слаба. Но  Он открыт для всех. Это мы чаще всего от Него закрыты. Но продолжаем верить, потому как рано или поздно, начинаем ощущать эту обратную связь.
В намоленном храме, не зависимо от его размера,  всегда много прихожан. А есть громадные, роскошные храмы, где прихожан совсем мало. Так, разве что на праздник и любопытные. Но это пока еще не вера, это намерение, что уже, конечно,  тоже хорошо.
Почему ? Хорошо, потому как пришедший, даже этого до конца не понимая, ощущает присутствие чего-то таинственного. Этому способствуют и канонические иконы, и КАНОНИЧЕСКАЯ роспись и открытый  батюшка. Ну сегодня не проняло, но желание осталось. Главный смысл память о событии, а детали может и не так важны, откроются потом, откроются тому, кто того захочет.
А сегодня у нас война. Гибнут наши русские, самые достойные мужики. На фронте не хватает оптики, не хватает беспилотников, снарядов, бронезащиты. По всей России, те кто проснулся и понимает, что происходит, собирают, все кто может, всё, что  поможет  нашим бойцам на фронте.  А кто-то строит в это время дачи, скупает земли, виллы, яхты. Известно кто. Интересно, неужели им не икается? Ну да, кто-то строит и храмы. Чем плохо, когда много храмов?   Ну да, молитва нужна. Но главная и настоящая молитва сейчас,  похоже,  слышна только в окопах.

  А тут новый храм, да еще на Кипре. Как им там без нового храма? Никак.
Как-то строительство храма на Кипре и война с бандеровцами под покровительством НАТО,  между собой ни где не соединяются.
Иногда складывается такое впечатление, что строительство новых церквей, а и у нас в России,  поставлено на поток. А старые, уже давно построенные - пустуют.
  А роспись этого нового кипрского храма  откровенно огорчает.    Возможно, количество иногда переходит в качество.  Но как лубок может стать иконой – мне не понятно. Вроде художники питерские, должны бы были понимать, разницу между иконой и лубочной картинкой. Им то  было где увидеть канон. А напоминает роспись как раз лубочные картинки в брошюрках евангелистов. Сладенькая мадонна, сладенький спаситель, кудрявые барашки. И святые с натруженными крестьянскими ладонями. Живописные лубочные детали, а сюжет - то-есть  главный смысл  - теряется за деталями.
А что страшного ? – Спросите вы.
А вот как раз и страшно, что за формой  стирается содержание. Лик святого превращается в светскую картинку. За количеством последует формализм, успеет ли качество?
Конечно,  зтот храм будет посещаем, и даже со временем превратится в местную реликвию  лубочной живописи. Кстати замечу, что и лубок совершенно никудышний. Студенты первого курса Мухи  (теперь академии Штиглица) прописали бы хоть и  не по канону, но хотябы,  академично!
А так - получился красочный музей. Зато быстро и дорого!
Чем, кроме веры,  поражают православные храмы? Я здесь про наш Питер.  Исаакий, Казанский, Лавра. Сочетание роскоши и аскетизма!
А тут увы! Роскошь есть, а аскетизма нет. Ну да, ну да, какой аскетизм у местной русской диаспоры?   Не за тем ехали.
Много библейских сюжетов, но вот картины Страшного суда в храме, похоже,  вообще  нет.
Страшный суд?
Это о чем?
Зато есть райские кущщи. Очень здорово об этом говорят буддисты:  -Каждый создает свои Брахмалоки еще на земле. Брахмалоки – это небеса. Так что наши олигархи уже там!
Митрополит Волоколамский Иларион бывший на открытии храма, говорит, что на Кипре потенциальными прихожанами новой церкви могут быть до 50 тыс человек. Дай то Бог  вера там будет не потенциальная, но реальная, и батюшка исполненный духа святого. Вот интересно,  о чем там в этом Эдемском саду местная диаспора молиться будет.
  Сам Себя Меценат уже разместил на храмовой иконе. Может поторопился? Или я что-то не понимаю?


Рецензии