К 70-летию Великой Победы. Герои наших семей, геро

В номере нашей районки, посвященном К 70-летию Великой Победы на первой полосе был огромный снимок. Эта фотография - настоящий раритет. 1945 год. Последние дни войны. У поверженного Рейхстага группа военных, а в центре совсем юная девушка-кубаночка. Это связистка-радистка Панасенко Елена Яковлевна из хутора Лебеди. Вглядитесь в лица военных. В них вместе со страшной, безмерной усталостью столько радости, счастья! Война в долгие четыре года, кровопролитные бои, тяжелые раны и гибель фронтовых друзей, море страданий, лишений,боли и горя, - все это позади. И они — победители, уже мечтают о встрече с родными и близкими, о мирной жизни.
Подробнее об этой фронтовичке и других участниках Великой Отечественной войны читайте далее.   
70 лет миновало с той поры, как отгремели последние залпы орудий. Заросли полевой травой окопы и рвы. Но душевные раны залечить труднее. В каждой российской семье и семьях бывших республик Советского Союза о Великой Отечественной войне свои воспоминания, свои  повествования. В альбомах – фотографии родных-фронтовиков, на стене, на самом почетном месте – их портреты, в бархатной коробочке или шкатулочке, украшенной искусственными самоцветами – самые дорогие, бесценные реликвии – награды отцов, дедов и прадедов.
Всего пару месяцев назад, обратились мы к читателям с предложением принести фотографии своих родных, бывших фронтовиков Великой Отечественной войны и рассказать о них. Мы сомневались, успеют ли люди до Дня Победы, ведь у каждого столько повседневных дел… Но оказалось  так много неравнодушных селян,   не забывающих о своих солдатах, что   стало проблемным поместить все материалы до славной даты и в праздничный номер.
Пожалуй, не было дня, в который не появился бы в моем кабинете посетитель. Чаще всего это были пожилые люди, для которых сложно прийти в редакцию с отдаленных улиц районного центра, не говоря уже о поездке из отдаленных станиц и хуторов. Большинство не догадались, а чаще, просто не смогли сделать записи о своих фронтовиках. А рассказывали из-за нахлынувших воспоминаний — сбивчиво, волнуясь. Нередко чувствовалось, что у моих собеседников подступал комок к горлу, поблескивала слезинка в глазах. А во взгляде — огромная, нескрываемая любовь к уже ушедшим из жизни дорогим людям,  желание поделиться ею с окружающими, чтобы все знали и помнили их  солдат Великой Отечественной.
Постепенно накопилось таких моих записей две толстые папки. Когда работала над этим материалом, рядом будто незримо присутствовали все, кто принес сведения о своих фронтовиках. Старалась, хотя и кратко из-за дефицита газетной площади, но правдиво и душевно изложить все истории. Истории эти: каждая особенная, но все объединены несказанной общей болью. Болью далекой страшной, кровопролитной войны.  Тем, кто не найдет своего письма в сегодняшнем «Калининце», обещаем, что сделаем это в одном из следующих. Весь год – юбилейный и мы не будем прекращать рассказывать о земляках, подаривших нам мир. Тема эта – вечная.
«Привет из Берлина!»
Вглядитесь в эту фотографию. На ней выведено крупными буквами: «Привет из Берлина!». Такие открытки с собственными снимками отправляли домой наши военнослужащие уже после войны. Эта датирована ноябрем 1947 года. На ней наш земляк Орлов Михаил Алексеевич. Эту фотографию-открытку и фото еще двух своих родственников принесла жительница Старовеличковской Меланья Михайловна Орлова. Ее свекр Орлов Михаил Алексеевич (10.11.1924 — 5.07.1976 гг.) проживал на хуторе Гречаная Балка, участвовал в боях на Курской дуге, освобождал Кениксберг и Берлин (открытку прислал в ноябре 1947 года). Награжден орденами Красной Звезды и Отечественной войны, 11 медалями. 
Брат матери Меланьи Михайловны — Дорошенко Михаил Данилович (26.12.1917 — 18.09.1943 гг.) воевал на Голубой линии, на Украине. Погиб в сентябре 1943 года в Запорожье, похоронен в братской могиле.
Мама, Габрильян Евгения Даниловна (26.1918 — 1.09.2008 гг.) — труженица тыла, мать-героиня, ветеран труда. В годы войны в Кагановичском районе вместе с другими женщинами копала окопы, носила снаряды из Тимашевской в Красноармейскую. В мирное время работала на СТФ колхоза «Октябрь», награждена почетными грамотами ВДНХ и юбилейными медалями.
Может кто-то помнит моего деда, пропавшего без вести?
Николай Салакин из Калининской посетовал: «Давно надо было мне обратиться в газету, а я все надеялся на военкомат. Может быть уже и удалось что-либо выяснить о моем пропавшем без вести дедушке! Звали его Трутень Алексей Матвеевич (родился в 1905 г.). Проживал на хуторе Карманцы (потом — им. Чапаева) Кагановичского района. В начале войны ушел на фронт, оставив дома жену и четверых маленьких детей. Известно, что он был рядовым и  неоднократно ранен. В сентябре 1942 года — пропал без вести. У нас осталось лишь одно довоенное фото, на котором дед с бабушкой Соломией Петровной. Дорогие земляки, может кто-то знал моего деда или слышал о нем? Сообщите, пожалуйста, по адресу: ст. Калининская, Заливная 69 или по телефону 8-989-825-34-13.».
По моему совету мужчина сходил в калининскую библиотеку и в «Книге памяти» нашел подтверждение того, что уже знал: что его дед пропал без вести. Но, безусловно, родным хочется найти более подробные данные.
Могилу отыскали следопыты
Лариса Владимировна Подоляк  из Старовеличковской очень благодарна следопытам Старовеличковской восьмилетней школы № 16 (ее объединили с СОШ № 5) за то, что помогли отыскать место захоронения ее деда. Оно находится в Житомирской области на хуторе Леплень. А был он настоящим героем! Карандеев Тимофей Дмитриевич (1915-1944 гг.) родился и жил в Тимашевском районе на хуторе Кирпили. До войны работал в колхозе трактористом. С первых дней пошел на фронт. Отличался исключительным бесстрашием. Об этом говорят его награды: ордена  Красной звезды, Славы первой и второй степени, медаль «За отвагу». А орденом Ленина его наградили посмертно. И погиб он героически: сгорел в танке, но не покинул поле боя, не нарушил приказ!
Дома его не дождались с войны жена Мария Евдокимовна и двое сыновей.
 Воевал на Украинском фронте
Антон Васильевич Буря  (16.01.12-912 — 15.02.1992 гг.)  призван Кагановичским военкоматом и ушел на фронт из Поповичевской 24 августа 1941 года. Был красноармейцем, станковым пулеметчиком 181-го стрелкового полка, 307-й стрелковой дивизии, первого Украинского фронта. При наступлении около села Грушевка, что южнее города Кмева, его тяжело ранило в левую ногу. После излечения отправили в запас. Работал в колхозе имени Коминтерна.За ратную службу кубанца наградили орденами Славы третьей степени, Отечественной войны первой степени медалью «За отвагу». В мирное время — юбилейными медалями. С женой воспитал семерых детей. О храбром воине рассказала его невестка Ольга Вениаминовна Буря.
Пулеметчик из Гривенской
Калининцы - любители театра хорошо знают Марию Петровну Марченко, она долго была режиссером народного театра Калининского Дома культуры. Она тоже откликнулась на призыв редакции и пришла, чтобы поведать о своем отце Петре Георгиевиче Шурбаеве (1909-1986 гг.).
Перед войной их семья жила в Гривенской. Отца призвали на фронт 23 июня 1941 года. Мама, Мария Митрофановна, ей тогда было всего 27 лет, осталась одна с четырьмя детьми. Старшей было девять лет, а младшему — два.
Петр Георгиевич был пулеметчиком,  служил в Грозном, потом под Орлом, где его в 1942 году тяжело ранило. Шесть месяцев находился в военном госпитале в Сальске, после чего его комиссовали. На Кубань ему пришлось идти пешком. В одном месте его увидел с самолета фашистский летчик, и стал охотиться, расстреливать с воздуха. Чудом остался жив. Вернулся 18 февраля 1943 года в только что освобожденную,  разоренную после оккупации Гривенскую. Дом его снарядом разрушило, но семья уцелела.
Жили тяжело, но дружно, после войны появилось еще четверо детей. Отец, несмотря на инвалидность (бездействовала правая рука) пошел работать. Бережно дети и внуки хранят старые фотографии, награды отца:орден Отечественной войны второй степени, медаль «За Победу над Германией», юбилейные медали.
Эту фотографию супруга послала в 1941 году Петру Георгиевичу на фронт и она прошла с ним по всем военным дорогам.
Отличился под Сталинградом
«Посмотрела в «Калининце» на фотографии знакомых участников Великой Отечественной войны, - сказала мне Любовь Яковлевна Черевко из районного центра, - и думаю, надо и мне рассказать об отце».
Крат Яков Григорьевич (4.03 1917 — 19.12.1998 гг.) работал в колхозе. Призвали его в армию в 1941 году. Служил в артиллерийских войсках рядовым. Под Сталинградом отличился, за что и получил медаль «За оборону Сталинграда». Дошел до Кенигсберга, а потом и до Берлина. Воевал и в Манчжурии. Дважды был ранен. Награжден медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и «За победу над Японией». После войны работал в строительной бригаде колхоза имени Ленина, ветеран труда.
На снимке у памятника Родине-Матери в Волгограде он — в центре первого ряда.

Разведчик из Поповичевской
Иван Данилович Котов родился в Поповичевской 22 марта 1915 года., умер 14 июня 1997 года. На фронте - с 1941 года. Был разведчиком В 1942 году его тяжело ранило. Служил до 29 августа 1945 года. Освобождал Керчь, Севастополь, Карпаты. Дважды награжден медалью »За отвагу», медалями «За боевые заслуги» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Инвалид Великой Отечественной войны.
После возвращения с войны работал трактористом в колхозе имени Ленина. С женой Анной Афанасьевной вырастили шестерых детей.

Хватил лиха в немецком плену
Надежда Ивановна Гладченко из Калининской рассказала о своем отце Каракай Иване Филипповиче (1909 — 1994 гг.). До войны он работал конюхом, развозил горючее по предприятиям и организациям. На фронт ушел в 1941 году. В 1943 году раненным попал в плен. Работал на  заводе в Германии. Когда наступали наши, его опять ранило, уже в концлагере. Наши бойцы отправили его в санчасть. Все осколки хирурги не смогли у него вынуть из ноги, так и доживал, часто мучаясь от нестерпимой боли. Вернулся домой стал работать на МТФ, по 18 фляг с молоком перевозил.
Награжден медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», к юбилейным датам Победы, «25 лет Вооруженных сил СССР».
Мать Анна Терентьевна Бинько  имеет медали: «За доблестный труд в Великую Отечечественную войну 1941-1045 гг.» и «Материнство» (вырастила пятерых детей. 
Заведующая Гривенской библиотечной системой Алла Подорожко рассказала, что в Лебединской сельской библиотеке не один год собирают по крупицам сведения о хуторянах — бывших фронтовиках. К 70-летию Великой Победы оформлена большая книжная выставка. На ней есть объемная папка с фотографиями земляков и сведениям о них. Часть из них библиотекари передали в редакцию для опубликования. Все бывшие фронтовики, кроме Ивана Ивановича Крята уже умерли.
Радистка Леночка
О ней совсем мало сведений, зато уцелели уникальные фотографии. Настоящий раритет — группа военных, а в центре совсем юная кубаночка, в последние дни войны у поверженного рейхстага (ее вы видели на первой странице). На другой — она в военной форме. На погонах всего одна лычка, значит она — ефрейтор. Брови вразлет, округлое милое личико, красивые, миндалевидные глаза, в которых столько усталости и непоколебимости.
Панасенко Елена Яковлевна родилась в 1920 году. После окончания школы училась в Ростовском торговом техникуме. В 1941 году добровольно ушла на фронт из города Кропоткина. Служила в войсках маршала Рокосовского связистом - радистом. Прошла всю войну. Дошла до Берлина.

Награду вручили спустя долгие годы
Иван Иванович Крят - коренной житель хутора Лебеди.  11 мая 1943 года призвали парня в  Красную Армию и сразу же отправили на передовую в составе 221-го стрелкового пехотного полка. Освобождал Нижнюю и Верхнюю Баканку. Под Темрюком  его сильно ранило. Друзья во время боя на себе с решили  перенести его в безопасное место, но попали в засаду. Ивана Ивановича с другом оставили в окопе и сами пошли в бой с немцами. В это время недалеко от окопа, взорвалась ещё одна бомба. Ивана Ивановича контузило и раздробило вторую ногу, друг его погиб.  Когда бой закончился,  ему оказали первую медицинскую помощь, отвезли в  Крымск, в госпиталь, потом в  Краснодар. Ноги хотели ампутировать, но врачи попытались сохранить их, сделали много операций. Перед приходом немцев в Краснодар госпиталь отправили  в Грузию. Всё оставшееся время он находился в госпиталях. Самостоятельно Иван Иванович встал на ноги только в 1959 году, до этого он ходил на костылях. После войны он работал в колхозе «Заря»  сторожем.
 Недолгим оказался фронтовой путь ветерана, но, глядя на его боевые награды, нетрудно догадаться, что было очень и очень трудно. В  канун 65-летия Великой Победы,   Ивана Ивановича нашла ещё одна награда - орден Славы третьей степени.  Дудка Михаил Леонтьевич
Родился 20 ноября 1923 года. На фронт ушел из хутора Лебеди. Свой первый бой Михаил Леонтьевич принял под Новороссийском. Бой был очень страшный, вокруг все горело и плавилось,  погибло много товарищей, а   его ранило, чудом остался жив.  После Михаил Леонтьевич служил в 421-м минном полку в звании ефрейтора. Освобождал Кавказ, Крым, Украину, с боями дошел до Германии, участвовал в штурме Берлина. После победы над
фашистской Германией ему довелось воевать  с Японией.
После окончания войны вернулся в свой хутор и работал в колхозе животноводом.
У Михаила Леонтьевича  немало наград: орден Славы первой степени, медали «За боевые заслуги»,   «За взятие Берлина»,  ь «За победу над Японией»,  много
юбилейных медалей и «За добросовестный труд».
Писем с фотографиями ветеранов Великой Отечественной войны осталось в моих папках еще немало: больше всего — из Гривенской, есть из Новониколаевской, Калининской, из Джумайловски — о труженике тыла. Все непременно будет обработано и опубликовано, ведь нельзя допустить, чтобы о наших земляках-защитниках Родины не знали их потомки.
Помните, «Реквием» Роберта Рождественского: «Это нужно не мертвым, это надо живым!». В 1965 году, в день 20-летия Победы в Великой Отечественной войне в одном из гарнизонов недалеко от Уссурийска открывали памятник солдатам-освободителям. Мне, восьмикласснице, поручили читать «Реквием» с импровизированной трибуны — большого военного грузовика.   Не забыть испытанное тогда большое потрясение: слушатели плакали.   Не только у женщин, но и у солидных военных блестели на глазах слезы. Теперь, спустя 50 лет, понимаю, что вызвали те слезы не столько проникновенные стихи, сколько воспоминания о пережитом. 20 лет — это еще, наверное, так мало... Ведь и сейчас, по прошествии 70 мирных лет у прошедших через горнило войны все еще очень живо в памяти: неистовые бомбежки, смерч артобстрелов, ледяная вода на переправах,  яростные атаки врага с победным «Ура!». Их еще мучают старые раны, боль утрат и потерь. Но над всем, конечно же, преобладает неудержимая, всесильная радость Победы. Именно она и помогает им жить в мирное время, что, порой, тоже является серьезным испытанием. Жить достойно, быть примером молодым. Спасибо вам, дорогие наши! Вы в неоплатном долгу перед вами!


Рецензии