80. Закон и правило

Раскол российского общества  начался давно. Это можно считать успехом вражеских сил на всех фронтах гибридной  войны. Агрессивных направлений было много, основным из них было переформатирование сложившегося российского менталитета. Сначала русского православного, а потом советского.
 
В советском менталитете исчезли многие качества православной личности, которые столетиями были основой русского общества, залогом сохранения государственности и прочным щитом от внешней угрозы. Эти основы заменили новыми заповедями, которые ориентировали население в первую очередь на процветание всего человечества, во вторую очередь на процветание России, решение же своих личных проблем стояло на последнем месте.

Такое видение мира легче всего было пропагандировать в русском народе благодаря  некоторым элементам  его менталитета, которые не свойственны западному менталитету.

В России ПРАВИЛО было всегда выше ЗАКОНА. Русские всегда чтили неписанные законы выше писанных. Для успешного внешнего влияния условие очень благоприятные. Писанные законы можно прочитать. Нравятся тебе они или нет, но нарушение закона является преступлением. Преступника положено предупредить или оштрафовать, злостных нарушителей закона ловят, арестовывают, судят, выносят приговор и лишают свободы. Для этого есть все соответствующие службы.

Неписаный закон невозможно прочитать. Неписаный закон - это не устное народное творчество, его невозможно пересказать. Неписаный закон - это правила поведения, которые нигде никем официально не обсуждались, не утверждались, тем не менее в России их сила выше Закона.

Любой депутат любого парламента любой страны имеет полное право выступить за отмену того или иного закона. Это выступление покажут по телевидению, оно будет опубликовано в газетах. У населения есть возможность выразить своё отношение к этому закону. Можно провести референдум, можно провести опрос населения, населения, можно выйти на митинги протеста или наоборот в поддержку закона.

Официально выступить против неписаного закона невозможно. Неписаный закон хранится не на бумаге, а в мозгах людей. Это правила поведения, на которые невозможно влиять официально через приказы, через уговоры, приговоры или какие-нибудь увещевания.

Эти правила складываются постепенно и чаще всего как протест против закона, который противоречит представлениям о справедливости.

Протестовать против несправедливого закона официально добиваться его отмены стоит многих усилий. Проще начхать на него и установить свои правила, которые тебе больше нравятся. Одним нравится одно, другим другое.

Потребности людей не всегда совпадают, поэтому создаётся зависимость одного человека от другого, которая противоречит не только несправедливому закону, но и тем представлениям о справедливости, ради которых на закон начхали.
Правильно – это как? По Закону или по Правилу? Нарушишь Закон - осудит судья, нарушишь Правило - осудят люди. Как быть? Быть преступником или правонарушителем? Вот и стой на ковре и выслушивай, что о тебе говорят.

В принципе, в нашем селе каждый раз на ковёр вместе с управом и парторгом надо бы было вызывать ещё и продавщицу Галю. К ней каждое утро приходили на исповедь дебоширы. Она выслушивала, решала кто в семейной ссоре виноват и умело регулировала ход деревенских сплетен в магазине. Её оценка имела решающее значение. Могла простить, могла и осудить.

Да много чего было в селе такого, что происходит в каждом государстве. Только в государстве все силовые линии так перепутаны, что ничего не поймёшь. В Верх-Ае работали все те же структуры, плелись все те же нити, но они все были на виду. Не только в государстве, но уже в большом селе многое происходит незаметно от глаз посторонних. В маленьком селе посторонних нет.

Закон и Правило. Это не одно и то же. В селе Сараса осенью старшие классы выехали на уборку свеклы. Помогали совхозу. Ботву обрезали вручную. Дети принесли с собой ножи. Сто ножей, среди них не только кухонные. Были охотничьи ножи, были финки, были даже кинжалы.

Изготовление холодного оружия закон расценивает как преступление и за это есть статья. За укрывательство преступника тоже есть статья. Осудить положено бы было как минимум человек десять родителей и всех без исключения учителей. И это случилось бы, подай хотя бы кто-то жалобу в суд или в милицию. И как бы это выглядело?

Да всё село возненавидело бы не только жалобщика, но и милиционера, принявшего жалобу, и судью и исполнителя, который пошёл бы собирать штрафы и изымать ножи. На статью закона начхали бы все без исключения и угрызениями совести никто в этом случае бы не мучился.

В этике не всегда так однозначно бывает. Взятка. Почему-то считается, что взяточник – это обязательно чиновник. Взятка – это не традиция чиновников, это общенародная русская традиция. Тот, кто будет бороться против чиновников, а не против традиции, никогда взяточничество не победит. Сила традиции выше закона. Кто нарушит закон, рискует потерять свободу; кто нарушит традицию, рискует потерять своё имя и станет проклятым. Приведу всего лишь пару примеров.

Во всех сибирских сёлах раньше держали коров. У всех подворье было: и у доярок, и у скотников, и у учителей, и у инженеров. Все держали коров. Жена готовит завтрак, я дою корову. Доча, так звали корову,  меня говённым хвостом по башке. Отмоюсь от навоза и иду в школу готовить детей к чудесам технического прогресса. Корове на зиму надо заготовить три-четыре тонны сена.

Стог надо привезти с покоса во двор. За трактор надо заплатить в совхозную кассу. Это не всё. Тракториста за услугу надо угостить. Чем не взятка? Ладно бы деньги на бутылку взял, так ведь не берёт. Это же взятка! Напоить тракториста фермы №3 до усери – это не взятка, это традиция! Если напоишь не до усери, то ты жадюга и в следующий раз тебе трактор не дадут, а если дадут, то он на полпути сломается.

Вы можете приказать трактору, чтобы он не ломался? Я не чародей и не жадюга, мне не жалко, но совесть грызёт и страх берёт. Пьяный тракторист за рычагами гусеничного трактора – это танк без пушки, который проутюжит любые окопы. За пять лет в селе Верх-Ая, в котором всего то сто дворов, было одиннадцать неестественных смертей. И всё на почве пьянства.

Так бороться с этим или не бороться? Жить по Закону Писанному и стать жадюгой, который «сам не живёт и другим не даёт» или по Закону Неписанному и быть для всех хорошим. Даже на похоронах. Пожимать плечами, сочувствовать, мол бывает, задавил товарища, так ведь нечаянно.

Другой пример из той сельской жизни. В 1980-х годах наступил такой момент, когда уголь стали привозить ужасный. Одна пыль. Водители грузовиков сказали, что для хорошего угля надо дать экскаваторщику в лапу.

Начали давать в лапу. Сначала по рублю, потом по тройке, потом по пятёрке, традиция росла и укреплялась и вот уже стали запрашивать по десятке. На школьное отопление и коммунальные услуги учителям в бюджете взятка не предусмотрена. Стою перед выбором:

1. Делаешь какую-нибудь финансовую махинацию, присваиваешь себе государственные деньги за фиктивную работу и из этих денег выплачиваешь экскаваторщику угольного склада за каждый грузовик по десять рублей взятки. Это два преступления. Совесть загрызёт.

2. Выкладываешь свои личные деньги на школьные нужды. Будет грызть совесть и будет грызть жена. У нас ведь не только ученики, но и свои дети есть. Четверо!

3. Плюнуть на всё и отапливать свой дом, школьную котельную и дома учителей углем, который не горит.

4. Бороться со взяточничеством.

Выбираю последнее. Для начала решил проверить врут шофера или нет. Еду вместе с шофёром на зиле в Бийск на угольный склад. Выехали ночью. До шести утра надо занять очередь иначе простоишь там весь день и только к вечеру тебя нагрузят. Стоим в колонне на морозе. Ждём.

Открыли ворота. Заезжаем. В огромном дворе две огромные кучи угля. В одной пыль, в другой отборные комки кузбасского антрацита. Между кучами стоит экскаватор. Даёшь десятку - ковш поворачивается направо, не дал - ковш поворачивается налево. Как всё просто! Шофера не врут. У экскаваторщика уже полный бардачок денег. Купюры форсисто торчат из-под крышки инструментального ящика. Шофёр мне поведал как он однажды обошёлся без взяток.

В Бийск пришёл целый состав высококачественного угля. Плохой кончился. Экскаватор тут же сломался. Очередь прождала до обеда, а экскаватор так и не приходит в нормальное состояние. Шофера жестоко побили экскаваторщика и совершилось чудо, экскаватор тут же завёлся и начал отгружать уголь.

Приехал я домой разъярённый и сразу же написал протест. Отослал заявление в газету и в крайисполком. Среагировали моментально. Запретили школам выдавать уголь с угольного склада и обязали совхозы обеспечивать свои школы на местах. При этом почему-то забыли увеличить совхозные фонды.

Пошла неразбериха и мы вообще остались без угля. Когда фонды совхозу увеличили, нам привезли всю ту же пыль. Учителя уже и рады бы были заплатить взятку, но платить её было некому. На меня смотрели как на больного.

Надо полагать, что управляющего российским государством проблем больше, чем у управляющего фермой №3. Он может подать на рассмотрение какой-нибудь законопроект, но не Правило!  Это закон можно сменить в одночасье, обычаи и традиции так быстро не меняются.

Это не афишируется, но над этим работают. в 2015 году я проехал по России на машине деять тысяч километров. Несколько раз остановили и пожелали счастливого пути. Прошлым летом меня гаишники останавливали три раза. Один раз предупредили устно, другой раз письменно без штрафа и лишь на третий раз оштрафовали. Через письменный протокол.    И такое просто так с неба не падает. За этим стоит работа. Огромная работа. И дай бог, чтобы она и дальше была в России успешной! Я за любую критику. Даже за жёсткую, за убийственную, но она должна быть конструктивной. И я поверю лишь тому, кто сам лично шёл в бой за справедливость и чего-то сам добился. Хотя бы самой малой малости, такой малости, чтоб на него не смотрели как на больного


Рецензии