Месяцы человеческой жизни

Спектакль «Месяцы»
Режиссёр и художник - Анна Шишкина (Матушка Медоуз)
Актёры: Скотников Олег, Ветошкин Даниил, Стефанов Павел, Воробьёва Анастасия, Погожева Евгения. Свет и звук Сычёв Алексей, Манири Наталия 
Спектакль «Месяцы» фокусирует взгляд зрителя на сложном, многомерном объекте именуемым пространством человеческой жизни, его главных компонентах, тенденциях и факторах, определяющих в каждой человеческой жизни. Присутствие этих у каждого из нас не подчиняется никаким универсальным формулам и правилам, сложные сплетения и комбинации этих факторов создают в каждом человеке уникальный жизненный паттерн, который не повторим. Процесс его создания и формирования в жизни человека является объектом познания мириад мыслителей науки и творцов искусства. В спектакле «Месяцы» исследование и осмысление этой особенности человеческой жизни осуществляется при помощи комплекса сценических приёмов и методов, позволяющим извлечь объект познания из плена различных концепций и предубеждений и поместить его на плоскость, предоставляющую зрителю возможность многостороннего исследования, проведения сопоставительного и критического анализа.
 Для проведения подобного исследования в сценическом пространстве создаётся проекция мира, фрагмента жизненного пространства в котором одновременно живут и сосуществуют различные люди. Проекция этого пространства в спектакле создаётся методом вариативного сюжетного моделирования, так как он позволяет создать реальную, живую проекцию человеческого мира во всём его многообразии. В этом рамках этого моделирования сценического пространство - это маленькая модель мира, модель которого визуализирована и зафиксирована в сюжетной конструкции спектакля. Её границы здесь обозначены контурно, они очерчивают, заключённый в этих пределах сложный многомерный объект, который можно условно назвать сфера человеческой жизни. На ней сфокусирован наш взгляд так как в этих пределах осуществляется исследование пространства человеческой жизни, в ней мы познаём аксиому человеческой индивидуальности, постулирующей отсутствие единого жизненного паттерна, универсально-применимого к каждому.
Многообразие и вариативность мира воплощается в этой конструкции достигается посредством создания множества реальных проекций человеческой жизни, которые мы наблюдаем в коллекции небольших этюдов, изображающих фрагменты человеческой жизни. В спектакле они не выстроены в линейном порядке сюжетной линии, когда мы изучаем их последовательно, один за другим, все они здесь возникают и развиваются одновременно и это создаёт репрезентативную реплику мира, в котором различные люди по-разному проживают один временной отрезок.
Эти этюды вариативны и фиксированы в своей сюжетной основе, их воплощение осуществляется по канонам бродячего, площадного театра, в котором всё театральное действо создаётся на глазах зрителя, в режиме реального времени, по методу управляемой импровизации. Сюжеты этих этюдов не плод вымысла, они заимствованы из повседневной жизни и хорошо знакомы зрителям, так как легко узнаваемы, в них зритель может увидеть фрагменты собственной жизни, моменты и истории из глубин их памяти. Другой особенностью этих этюдов в форме их воплощения, они оживают и развиваются в интерактивном формате, при котором роль зрителя теряет статичность пассивного наблюдателя театрализованного действа. В этом действе в её первых картинах, формируется интерактивный тандем актёра со зрителем, запускающим процесс творческого синтеза, благодаря которому фиксированная сюжетная основа обретает уникальную наполнение, драматическую насыщенность и рельефность. 
Одновременно в результате этого взаимодействия запускается процесс эмпативного вовлечения зрителя в сценическое действо, он разрушает границу между зрителем и театральным действом, известную под названием линией рампы. Долгие столетия в истории театрального искусства, она делило пространство на два условных субконтинента: один зрителей –пассивных наблюдателей, а другой сценический- театральный. В рамках этого процесса происходит нивелирование границы между этими мирами, создание предпосылок для зрительского эмпатического восприятия спектакля. В спектакле «Месяцы» в первых двух картинах сценическое пространство стирает эту линию раздела двух миров и трансформируется в мир где есть две условные категории зрителей: одни в тандеме с артистами воплощают проекции человеческой жизни, а другие полностью погружённые в эмпатическое наблюдение и сопереживание происходящему в сценическом пространстве. В этом форме присутствия зрителя в сценическом пространстве обе категории являются частью одного сценического действа, так как все они эмоционально вовлечены в происходящее, в нём им всё близко и понятно, Их наблюдение или непосредственное участие оно помещает в фокус их внимания фрагменты человеческой жизни, нацеливают их на критический анализ и осмысление увиденного.
Другой примечательной особенностью спектакля является временное пространство этой сюжетной конструкции, оно условно ограниченно временным отрезком, который обозначает ночь. В этой истории этот короткий промежуток времени экстрадирует человека из окружающего его мира, нивелирует многие факторы, оказывающие влияние на его поведение, принимаемые им решения и действия. Для персонажей этой истории ночь уводит на задний план многое, что определяет их поведенческий паттерн в дневное время, ограничивает их жизненную активность до маленького пяточка спальни. В спектакле «Месяцы» пространство спальни с кроватью и одеялом - это точка на пересечении осей времени и пространства, где человек оказывается наедине с собою, вне влияния других внешних и внутренних факторов его жизни.
В этой особой точке жизненного пространства человек погружается в сон, который подобно машине времени создаёт окно возможности для возврата в прошлое, возможность сделать несколько шагов назад во времени, превращается на короткое в ребёнка, немного помечтать и пофантазировать о своём будущем. Этот тайм-трансфер предоставляет возможность человеку смоделировать для себя новый мир, иную жизнь, в которой не будет горького опыта ошибок прошлого, он сможет сделать окружающий его мир лучше.
В спектакле ночь - это временное пространство человеческой жизни, которое открывается в конце дня, когда землю окутывает мрак ночи, скрывающей всю суету повседневной жизни, обезличенную монотонную рутину будней. В этой истории восхождение месяца на ночное небо - это момент обозначающий наступление особого времени человеческой жизни в котором всё происходит по своим законам. В этом временном пространстве месяц - это сложный метафорический объект, который по своему значению далеко выходит за пределы утилитарных границ определений и законов физики небесных тел. В этой истории пространство его образа включает теологическую основу, некой личности незримо-присутствующей в мире людей, в нём он эмпатически –наблюдает за всем происходящим. Для него люди под одеялом – его дети, получившие уникальный шанс исправить всё в их несовершенных жизнях, во сне они погружаются в иной мир, где их фантазии и грёзы – это их попытки поиска иных путей, позволяющих направлять корабли их жизни в обход рифов и штормов, попытки найти путь который поможет им избежать разочарований и неудач прошлого в будущем.
Многоликая картина жизни людей, оживающая в сценическом пространстве, интерактивно трансформированного в множество маленьких спален - это пространство, где каждый зритель получает возможность наблюдения внутреннего мира человека, той невидимой сферы, скрытой от постороннего взгляда оболочкой повседневной суеты. В нём скрывается человеческая индивидуальность, которая в спектакле обретает видимые черты в момент, когда на небо восходит месяц. В спектакле в коллекции этюдов, изображающих внутреннего мира человека, мы видим картины, написанные при помощи яркой палитры обладающей всем богатством красок и оттенков трагикомедии. Каждое из этих сценических изображений индивидуально, в каждой из них есть свой месяц, который взошёл на небо ночи и дал основание для оптимизма и надежду на будущее без бед и несчастий человеку.
Это видение выделяет в пространстве образа месяца на ночном небе яркий элемент символизма, на нём он метафора человеческого оптимизма, так он внушает каждому надежду не его свет, который разрежет мрак неизвестности и откроет каждому некую путеводную звезду направляющую к счастью. В историях персонажей эта идея мультиплицируется, у каждого из них есть свой месяц, свой источник надежды и оптимизма. Во всех этих историях мы видим появление месяца, каждый из них индивидуален, со своим эмоциональным оттенком, но все они эмпатично наблюдают за развитием этих маленьких трагедий, сопереживают персонажам, дают им надежду, поддерживают в них веру в счастье.
В этих историях месяцы посылают зрителю, завуалированный мессенж человеколюбия и оптимизма, который можно сформулировать подобным образом: «Самая долгая, мрачная ночь, рано или поздно подходит к концу, за ней наступает светлый день, начинается новая жизнь». Это видение находит своё воплощение в финальной картине спектакля наполненной жизнеутверждающим оптимизмом и верой в человека, в его силы, в его возможность справиться со всеми невзгодами и неудачами жизненного пути, сможет обрести простое человеческой счастье.
Спектакль «Месяцы» создаёт сценической действо, в котором месяц – это символ гуманизма, оптимизма и веры победы добра над злом, одновременно «Месяцы» - это особая призма человеческого взгляда, через которую зритель получает возможность взглянуть на собственную жизнь, увидеть вне предрассудков и предупреждений, переосмыслить её и таким изменить себя и сделать мир лучше и добрее.
Видеофрагмент спектакля и его краткий разбор вы можете посмотреть на моём авторском YouTube канале «Мой Не_Критический Взгляд»:https://youtu.be/8EtaDqC4f8A
 


Рецензии