Глава 200. Бетховен. Четвертая соната

Людвиг ван Бетховен
Соната для фортепиано №4 ми-бемоль мажор
Пауль Бадура-Шкода (фортепиано)

sir Grey: Не так часто бывает, что дело не только в днемонстрации старинного инструмента, но человек и играет хорошо. Жаль, конечно, что у него не оказалось под рукой хорошего современного рояля.

tagantsev: Ничего себе — «человек»! Бадура Шкода известнейший пианист и исследователь. Написал серию трудов об исполнении Моцарта и Бетховена. Кстати, обоих играет, не используя педали. Современный рояль ему не нужен, так как он хочет добиться аутентичного звучания. Довольно интересна его книга о мелизмах у Моцарта.

sir Grey: Середина третьей части на этом инструменте круто звучит! Грохот такой стоит! Вообще, эту часть Бетховен потом реализовал во второй и третьей частях «Лунной». Я так думаю.

Всех прослушал, никто эту сонату сыграть не может. А все потому — что это проект, это не преднзначено для игры. Играть надо Шестую, Седьмую, Пятнадцатую, другие — там все воплотилось. А эту — надо смотреть по нотам и пытаться разбирать — ощущение, что присутствуешь при сотворении мира.

Yu_A_Kremlev: Эта соната, опубликованная под наименованием «большой сонаты» в 1797 году, была посвящена юной ученице Бетховена графине Бабетте Кеглевич и, по свидетельству К. Черни, получила, вслед за выходом в свет, название «Влюбленной».
Сочинение сонаты совпало со светлым, жизнерадостным периодом жизни Бетховена. Ленц полагал, что это произведение находится «уже в тысяче миль от первых трех сонат. Лев сотрясает тут перекладины клетки, где его еще держит взаперти безжалостная школа!». Формулировки Ленца несколько преувеличены, но крупные дальнейшие шаги Бетховена к самобытности в данной сонате несомненны.


Рецензии