Мои духовные переживания
У русского философа В. Соловьева встречается понятие и концепция «всеединства», в котором, как я понимаю, он пытался выразить свои глубинные переживания. А описать свои «неземные встречи» он смог только в поэзии. Тем не менее, понятие «всеединства» используется многими, в том числе и мной, для описания не столько моих мыслей, сколько ощущения или состояния.
Христианские мистики также используют понятийный аппарат, свойственный определенным концепциям, типа «Фаворского света». Я здесь умышленно не берусь оценивать многочисленные описания религиозных опытов, наподобие встреч с ангелами, с Богом в какой-либо форме, с демонами или другими образами, свойственными определенной религиозной традиции. Я хорошо представляю себе механизм появления конкретных образов в сознании, если они соответствуют той религии или того учения, в котором человек был воспитан и которому следует в данный момент. У меня также было немало «встреч» с так называемыми ангелами и демонами, которые характерны для христианства. И я могу поклясться, что в те моменты «встреч» у меня не было не единого сомнения в реальности этих образов. Многие из них оставили во мне неизгладимое впечатление и дали мне неисчерпаемый материал для самоанализа, когда я приобрел знания по психологии пограничных состояний и практической работы с людьми.
Поэтому я старался использовать описания только тех переживаний, которые касались универсальных, общечеловеческих представлений об ощущения, образах и понятиях. Я отдаю себе отчет в том, что данное описание, которое я предпринимаю сейчас, вряд ли будет понятным обычному человеку. И, кроме того, многие усомнятся в моей нормальности. Например, духовный опыт разотождествления с телом в психологии считается патологией и называется диссоциацией. Но такие понятия, как норма и паталогия, нормальность, естественный, обычный и т.п. слишком размыты и могут служить не только для того, чтобы уберечь психику человека от опасности полной потери своего я, но и для ограничения духовного опыта, который позволяет человеку познать себя гораздо глубже, чем ему будет позволено обществом. Особенно ярко такая размытость нормы и паталогии проявляется прямо сейчас в масштабах целой планеты в отношении таких казалось бы незыблемых представлений, как гендерная идентичность.
Я бы вряд ли когда-нибудь решился на такое публичное самораскрытие глубинных переживаний, если бы не настойчивая мысль, которая появилась у меня недавно. Поскольку я являюсь сторонником идеи о том, что у человека нет личных мыслей, что все они имеют определенный источник, которых у человечества всего два, то я отнёсся со всей серьезностью к подобному внутреннему запросу. Ценность описания личного опыта, необычных переживаний во все времена воспринималась духовными искателями очень высоко из-за их большой редкости. Для ищущего истину человека любые «хлебные крошки», оставленные на этом пути предыдущими путниками, могут оказаться сильным подспорьем в выборе направления своего движения. Хотя конечно есть всегда вероятность и увода в сторону, что я также понимаю. Именно поэтому я сосредоточился не на описании своих концепций, не на создании особого учения, а всего лишь на описании субъективного опыта. А субъективный подход перекладывает всю ответственность за использование моего опыта на того, кто захочет им воспользоваться. Вот так «легким движением руки» я обеспечил себе алиби). (Продолжение следует...)
Свидетельство о публикации №223080600372
Ганя Менская 25.09.2023 15:04 Заявить о нарушении
Богин Игорь 25.09.2023 20:03 Заявить о нарушении