Замок Кокоржин. Чехия

Возведение  воздушных замков - моё любимое занятие. Как говорится, чем бы дитя не тешилось, лишь бы в политику не лезло. И всё бы хорошо, но как на грех я увидела его. И всё, пропала.  Теперь я делаю тоже самое, только объект моих мечтаний - реальный замок. Да, вот такие бывают извращения. Писать о нем мне довольно сложно: боюсь съехать в душевный стриптиз. Даже не знаю, чем он меня так захватил: в сравнении с другими замками он крошечный и компактный как мой талисман - перочинный ножик. Издали он похож на корабль, который плывёт среди бушующего моря зелёных крон. Его первым увидел таким Гёте, а уже потом я. Находится вдали от магистралей среди  дремучего леса. Но это именно то, что мне нужно, ведь мой девиз по жизни: «Дурному нэ скучно й самому». Вот в этом мы с ним очень похожи. И подходим друг к другу. Только он в Богемии, а я в Бессарабии.
А теперь ближе к телу, как говорил Остап Бендер. Знакомьтесь: замок Кокоржин. К нему ведут несколько лесных троп через природный заповедник Кокоржинско. Можно, конечно, и проехать к замку, но лучше пройтись.
Заповедник - это отдельная песня. Кроме дремучего леса это ещё и причудливые скалы из мягкого песчаника. Они не такие колоритные, как в Андршпахе, но  бродить там точно скучно не будет. В отличие от Адршпаха, где турит на туристе, здесь сравнительно безлюдно. А если ещё знать, что несколько столетий это был разбойничий край, то компания из гордого одиночества - не лучший вариант. В последнее время сюда протоптали дорожку байкеры и велосипедисты. Здесь у них даже есть свой лагерь.
В Кокоржинско можно зависнуть надолго. Именно так и поступил чешский поэт-романтик Карел Гинек Маха. Тут он черпал своё вдохновение и писалось ему  легко и душевно.  Не зря эти места прозвали маховыми. Хотя и до него и после Кокоржин с окрестностями были местом действия романов и новелл чешских писателей. О нём невозможно не писать!
Кроме волшебной природы, которая окружает замок Кокоржин, он имеет хоть и не слишком длинную историю, но с трагическим прошлым и  удачным настоящим. Построен замок  был в начале 14 века неким паном Гинеком Дубом на высоком речном утёсе по всем канонам фортификации.  Богемия переживала  строительный бум. Строили все. Ибо было на что. 
Это сейчас у многих Богемия в основном ассоциируется со знаменитым богемским стеклом, а были времена, когда здесь добывали и обрабатывали серебро   по временам 14-го века в промышленных масштабах. А месторождение гранатов было самым крупным в Европе.  Встречались и другие камушки: топазы, рубины, сапфиры. Как говорится, не Уралом единым... Богемские ювелиры и стекольщики не знали себе равных и естественно, не бедствовали ни они, ни их клиенты.
Всё хорошее  когда-то заканчивается. Песец подкрался незаметно откуда не ждали. Последователи Яна Гуса подумали и решили, что мир к ним несправедлив - и понеслась душа по кочкам. Горели захваченные монастыри и замки, а участь их владельцев была незавидной. Кокоржин не стал исключением. Он был захвачен, частично  разрушен. Гуситы сделали Кокоржин своей резиденцией и совершали оттуда свои вылазки.   
После подавления восстания замок оставался бесхозным. Император Фердинанд II внёс Кокоржин в список «проклятых» крепостей. А это значит, что он подлежал окончательному разрушению. Ещё бы. Ведь замок имел стратегическое значение: расположен в труднодоступной местности, где легко можно было спрятаться, близость к Праге и вообще зачем такие серьёзные укрепления у себя под носом. Но не успел, потому что замок разрушили шведы. Более 200 лет о нём шла дурная слава. Шекспировская фраза: «Ад опустел, все черти здесь» как нельзя точно передаёт ту атмосферу, что творилась за станами Кокоржина. Бандиты устроили здесь свою «малину» и терроризировали местное население. Зачем работать, когда можно украсть. С другой стороны,  жизнь разбойника не стоит ни гроша. Случалось, гибли они в стычках с крестьянами, которые не горели желанием расставаться с кровно нажитым. А потом уже народная молва дорисовала привидения Дикого охотника и   дочки мельника, которую по легенде выкрал из отчего дома главарь шайки разбойников. 
В конце 19-го века удача повернулась к многострадальному замку лицом. Пражский архитектор, меценат и крез Вацлав Шпачек  выкупил замок ( интересно, у кого?), а его сын Ян провёл там грандиозную реконструкцию, чтобы подзаработать на туризме. Но опять не срослось. Грянула Первая мировая, за ней Вторая. Потом национализация, судебные тяжбы относительно права собственности. И в 2006 году замок возвращается законным владельцам - семье Шпачек. И  тут они с утроенным энтузиазмом стали облагораживать замок, создавать экспозиции не хуже музейных. Всё это сделано с такой любовью, что хочется здесь остаться подольше. 


Рецензии