Андийцы, Андалальцы и Анты. В чём разница?

Андийцы, Андалальцы и Анты. В чём разница?


1. Анди (ГIанди) - это село в нагорном Дагhестане. Родной язык аварскому населению непонятен. Языковое взаимопонимание без языка-посредника нет. Самоназвание андийев- кванал/хванал. Слово "село" по-андийски hon. Как правило, андийцы знают общеаварское койне (болмацI). В пользу того, что андийцы входили в общеаварскую группировку указывает следующий факт:

В родительном падеже термин ГIандал (ав. "андийцы") получает суффикс "-дер", т.е. ГIандадерил "андийцев".

2. Андалальцы (ГIандалал)- аварские конфедераты (т.н. "вольное общество"), в прошлом самоуправляющаяся республика со своими законами. Язык - южный диалект аварского языка со специфической повсеместным мягким произношением согласных, частым избеганием труднопроизносимых для неаварского населения звуков. В целом обработка аварских согласных на местной почве напоминает даргинцев и чеченцев. Срабатывает тот же языковый механизм.То есть андалальцам присуще приукрашивание аварского языка, переформатирование его в более простые, несложные варианты. Речь в любой авароязычной среде взаимопонимаема с литературным аварским (общеаварское койне). Исторически андалальцы никогда не использовали в общении между собой общеаварское койне, все общались между собой на своих говорах и они были понятны. Сколько-нибудь убедительных следов вхождения в общеаварскую группировку у жителей Андалала нет. В род. падеже, в отличии от андийцев, их самоназвание- ГIандалал - не получает суффикс, указывающий на их вхождение в общеаварскую группировку, они не ГIандадерил, как андийцы, а ГIандалазул.

Совместно с соседними даргинцами из вольного общества Акуша-Дарго (ГIакъуша) выработали свод правил и законов, ставящих все ханов и беков - в позицию нежелательного контингента, если те, не считают себя просто "общинниками", а претендуют быть феодальным сословием. Так, за любые сведения, данные конфедератами ханам и бекам полагался штраф - 10 баранов, если конфедерат выполнил какую-либо работу для хана и бека, получив при этом плату, то последняя общиной конфисковывалась, а кнфедерат получал штраф - 10 баранов. Ханам и бекам запрещалось даже предоставлять воду и еду. Таким образом, гостеприимство в отношении феодального сословия отменялось. Более того, если где-либо за пределами вольных обшеств Акуша-Дарго и Андалал кто-либо зарезал хана или бека, после чего сбежал к ним, то его обязаны были принять и выдавать обратно категорически запрещалось, убийца представителей феодального сословия даже получал вознаграждение. Об истребительном характере свода правил и законов конфедератов вы можете прочитать в монографии Мамайхана Агларова "Сельская община в Дагестане".

Анты - славянская группировка на Балканах, чьё возикновение и исчезновение совпадает с созданием и гибелью Аварского каганата в Европе. Исследователь Лигети не исключает того, что на позднем этапе Аварского каганата в Европе, в их среде в роли межэтнического языка мог выступать один из славянских языков, так как славян в каганате было больше всех. За ними следовали протоболгары и восточногерманские гепиды. Среди пленённых византийцами "аваров", самих аваров всегда встречалось намного меньше чем славян и гепидов. Грузинские источники сообщают якобы о переселении части пленённых византийцами аваров в Дагhестан, но имели ли в реальности место такие события мы не знаем. Более подтверждённым является переселение на Кавказ представителей иудео-христианских и иудейских общин Византии. Последняя точно пыталась активно избавляться от тех и других.

На средневековых картах нагорного Дагhестана зафиксированы некие "андаки", но сам термин, как и ГIандалал (андалальцы) не имеют этимологии на местной аварской почве.

МОНГОЛЬСКИЕ ДАННЫЕ К ТЕМЕ

АНЬДА - исторически зафиксированный термин среди монголов для обозначения принадлежности к категории "названных братьев", чей престиж превосходил категорию реальной родни.

Халха-монг. АНД "друг, приятель, товарищ", АНДГАХ "клятва, присяга, честное слово", АНДГАЙЛАХ "кляться, присягать". Сюда же афганское (пушту) АНДИВАЛ "друг, товарищ, союзник" и т.п.,представленное в специализированных словарях, но отсутствующее в примитивном GOOGLE-переводчике.Насколько нам известно, среди тюркских племён, в собственно тюркской традиции такой институт как "названные братья" отсутствовал, а если где-то всё же имел место, но только не в том формате, засвидетельствованном среди монголов. Механизм "названных братьев" позволял инкорпорировать в монгольскую среду практически любого чужака со стороны. Так, напр., князь Александр Невский явл. "аньдой" хана Батыя (Бат хаан), отсюда и безграничное доверие последнего первому.

В дагурском монг. языке встречается и такая форма как АНДЛАЛ.

В этой связи интересна и критика советского термина "вольные общества" со стороны исламоведа Михаэля Кэмпера - профессора Бохумского Университета, который утверждает, что т.н. "вольные общества" представляли собой реально конфедерации и союзы конфедераций и они соответствуют швейцарско-немецкому термину "Айдгенноссеншафт" (Eidgennossenschaft) "конфедерация", букв. означающее "содружество/товарищество клятвы". По его мнению, на территории Дагестана, имело место функцирование достаточно мощного объединения, связанного между собой клятвами, договорами. Враг, вторгшийся в пределы земель, связанных между собой клятвами не сразу понимал в какое осинное гнездо он умудрился сунуть свою голову, так как всё быстро приходило в движение, двигаемое невидимыми ему нитями. Враг натыкался на ожесточённое сопротивление со всех сторон и казалось бы слабый противник неожиданно обростал всё новыми и новыми пополнениями, спешившими присоединиться к своим и принять участие в конфликте.

За пределами Сев. Кавказа, мусульманский мир, за исключением пуштунов с их араб. термином джамаhир (конфедерация) не знает подобного типа объединения. Сила этого типа объединения позволяла афганским племенам постоянно удерживать порядок на контролируемых ими территориях. Простой народ не испытывал серьёзных проблем ни с продовольствием, ни с соблюденияем дисциплины, правопорядка. Всё чужое и чуждое, исходившее не от пуштунов, отсекалось, изолировалось и организованно подавлялось. При этом заметны и довольно схожие с кавказской историей моменты - ожесточённое сопротивдение, сменявшееся, при необходимости, массовым переселением.Так в Афганистане после вторжения советских войск имело место т.н. "великое переселение пуштунов" на юг, в Пакистан, на территорию проживания тех же пуштунов. Там разбивались палаточные городки, где с детских лет воспитывалось новое поколение грядущих "моджахедов", которые призваны были взять реванш в противостоянии агрессору.

По мнению западных генетиков та разновидность гаплогруппы R1a, которая присуща многим пуштунам, встречается среди европейских евреев (Polenjuden), говорящих на иддише. По их мнению, не исключено, что предки тех и других имели когда-то отношение к Хазарскому каганату. Как ни странно, но отношение самих пуштунов к евреям,израильтянам также скорее положительное, чем отрицательное. Быть потомками "сынов Израиля" в пуштунской среде более престижно, чем, например,слыть происходящим от индусов или даже персов или таджиков.

Ещё один странный момент в историческом прошлом пуштунов - обозначение территории, населённой пуштунами, Пуштунистана как "Пахтун/Паштун - хва", где "хва" означает "бок, сторона", в диалекте вазири KHWO ), ср. монг. хувийн "свой, близкий", андалальское диал. ххва "шеренга, ряд". Сюда же, вероятно следует добавить ав. хьибил "бок,ребро" в род п. хьолбол ( афг. хпыл "родной, свой") и монг. холбоо "сцепка, союз, федерация, конфедерация". Согласно Британской Энциклопедии, HOA/ HOA-TUN выступало в роли политического имени  державы эфталитов.

Подобный термин в готском, fera " бок, сторона, местность, часть тела" в крымско-готском получил дальнейшее развитие в виде "человек, мужчина" - fers.   


Рецензии