ВТО часть 2. Тайная история ВТО

   До 30 ноября 1999 года — дня, когда в Сиэтле, штат Вашингтон, начались массовые протесты против ВТО, — мало кто знал — если вообще знал — о таинственной глобальной бюрократии под названием Всемирная торговая организация. Но хотя в Сиэтле многие американцы впервые осознали масштабные последствия корпоративной глобализации для их жизни, Public Citizen сделал это открытие десятью годами раньше.

   В 1990 году я работал лоббистом организации Public Citizen's Congress Watch по таким вопросам, как регулирование пестицидов и маркировка пищевых продуктов. Во время дебатов по находящемуся на рассмотрении законопроекту я заметил две очень странные вещи. Во-первых, индустрия не боролась с нами достаточно сильно из-за вещей, которые должны были их действительно беспокоить. И, во-вторых, в неосторожные моменты представители отрасли говорили: «Если вы ужесточите этот закон о пестицидах, у США возникнут проблемы с Codex Alimentarius в соответствии с новым ГАТТ» или «Что вы имеете в виду, вы хотите больше мяса? инспекции? Это может быть торговым барьером».
   
   Еще со школы я понял, что ГАТТ — это просто сокращение тарифов и квот. Но, побывав также на Капитолийском холме и в политических кампаниях, я разработал некоторый радар для скрытых атак. Итак, у меня появилось плохое предчувствие, что мы что-то упустили — что-то действительно большое.
Действительно, мы были, как и практически все остальные в сообществе общественных интересов. Чем больше мы копались в том, что называлось «торговым» соглашением, тем больше мы понимали, что повестка дня в интересах общества столкнулась с массированной атакой ранее неизвестного происхождения. На карту была поставлена повестка дня экономической справедливости и равенства, защиты окружающей среды и прав потребителей, безопасности пищевых продуктов и многого другого.

    По мере того, как движение за общественные интересы и профсоюзы добивались успехов в этой борьбе с помощью федерального законодательства, наши оппоненты переместились в другую сферу — ту, где решения будут приниматься в отдаленных, секретных, неподотчетных местах, изолированных от народной демократии. Те же самые неолиберальные силы, стоящие за «революциями» Рейгана и Тэтчер, открыли новый фронт в своей кампании по созданию мира, в котором правительства будут сокращены, а права и потребности человека будут оставлены рынкам и корпорациям. План состоял в том, чтобы превратить малоизвестный и в значительной степени бесспорный ГАТТ в троянского коня с обширной неторговой повесткой дня. Так, в 1986 году без лишнего шума на саммите ГАТТ в Уругвае были начаты новые «торговые» переговоры.

   Сторонники переговоров ГАТТ Уругвайского раунда и возникшей в результате организации - ВТО, пообещали, что новая система не будет представлять угрозы для внутреннего суверенитета, политики общественных интересов или демократии. Они же обещали огромный экономический выигрыш во всем мире, если Уругвайский раунд будет реализован: дефицит торгового баланса США сократится на 60 миллиардов долларов за десять лет. Страны Латинской Америки переживут бум, а азиатский рост будет идти в ногу со временем. Тогдашний министр финансов США Ллойд Бентсен даже предсказал, что прохождение Уругвайского раунда приведет к дополнительному годовому доходу на 1700 долларов на семью в США.

   Но чем больше мы углублялись в переговоры, тем больше встревожились. Public citizen не занимался новым вопросом под названием «торговля», скорее, доброе имя торговли было украдено, чтобы начать наступление на демократическое, подотчетное управление и десятилетия достижений в интересах общества, завоеванных потребителями, охраной окружающей среды, трудящимися и другими гражданами.
В 1991 году, когда нам слили копию секретного проекта текста, борьба началась не на шутку. Новые правила писались тайно и под влиянием крупнейших мировых многонациональных корпораций, причем пятьсот американских корпораций были официально назначены официальными советниками правительства США. Соглашения были написаны на «ГАТТ-языке», языке, понятном в основном торговым юристам. Секретность всех документов ВТО, сессий и судебных инстанций является одним из немногих процедурных правил, закрепленных в тексте ВТО.

   В мире мало людей, которые на самом деле прочитали весь текст, который устанавливает ВТО и 18 основных соглашений, устанавливающих правила, которым каждая подписавшая страна должна соответствовать своей внутренней политике, которую ВТО проводит в жизнь. Полезный способ понять, что на самом деле означают условия ВТО, — это сосредоточиться на темах, которые проходят через все соглашения ВТО:

• приватизировать и превратить в товар все элементы экономики и общества, подталкивая страны к тому, чтобы относиться ко всему, от питьевой воды и коммунальных услуг до генетических материалов и продуктов питания, как к товарам, которые должны стать доступными в качестве новых коммерческих единиц для продажи;
• отменить регулирование, ограничивая роль всех уровней правительства и определяя некоторые внутренние нормы по охране окружающей среды, безопасности пищевых продуктов и другие правила в качестве торговых барьеров, которые необходимо устранить;
• гармонизировать, оказывая давление на страны, чтобы они заменили национальную и местную политику едиными глобальными стандартами, которые, как предполагается, соответствуют требованиям ВТО, в то время как национальные стандарты, обеспечивающие более высокий уровень защиты потребителей в отношении пестицидов и стандартов проверки мяса, экологической политики, правил бухгалтерского учета и т. д., подвергаются давлению со стороны ВТО;
• «либерализировать» инвестиции, требуя от правительств отменить политику, регулирующую, кто чем может владеть, включая основные услуги, и отменить условия для инвесторов, такие как требование определенных трудовых стандартов или защиты окружающей среды;
• «либерализировать» финансы, требуя от стран отменить политику, регулирующую банки, торговлю валютой, деривативы и фондовые рынки;
• управлять торговлей, согласно правилам wro, в отличие от «свободной торговли», это система «торговли, управляемая корпорациями» из-за особой защиты, которую она обеспечивает для определенных интересов. Например, ВТО защищает субсидии, предоставляемые агробизнесу для экспорта товаров (что позволяет сбрасывать их на рынки по ценам ниже себестоимости), в то время как некоторые внутренние субсидии для поддержки мелких ферм характеризуются как незаконные искажения в торговле;
• создать новую защиту собственности, например, требование к странам принимать двадцатилетние монопольные патенты на широкий спектр товаров и предоставление иностранным инвесторам особых прав, которыми не пользуются местные предприятия или граждане; и
• гомогенизировать культуру и потребительские запросы, рассматривая культуру как еще один товар и отказываясь от государственной политики, направленной на поддержание разнообразия медиа-контента.
  регулирующую банки, торговлю валютой, деривативы и фондовые рынки;
• управлять торговлей, согласно правилам wro, в отличие от «свободной торговли», это система «торговли, управляемая корпорациями» из-за особой защиты, которую она обеспечивает для определенных интересов. Например, ВТО защищает субсидии, предоставляемые агробизнесу для экспорта товаров (что позволяет сбрасывать их на рынки по ценам ниже себестоимости), в то время как некоторые внутренние субсидии для поддержки мелких ферм характеризуются как незаконные искажения в торговле;
• создать новую защиту собственности, например, требование к странам принимать двадцатилетние монопольные патенты на широкий спектр товаров и предоставление иностранным инвесторам особых прав, которыми не пользуются местные предприятия или граждане; и
• гомогенизировать культуру и потребительские запросы, рассматривая культуру как еще один товар и отказываясь от государственной политики, направленной на поддержание разнообразия медиа-контента.

   По мере того, как в США и во всем мире росла осведомленность о том, о чем на самом деле были «торговые» переговоры Уругвайского раунда, экологические, трудовые, потребительские и другие группы, представляющие общественные интересы, начали бить тревогу. Во многих странах, особенно в развивающихся странах, создание этого мощного агентства глобальной торговли вызвало бурные споры и вызвало массовые протесты. В некоторых странах оппозиция была настолько сильна, что ВТО была «одобрена» только после экстраординарных антидемократических маневров, включая отказ от перевода текста, из-за которого выборные должностные лица во многих странах буквально не имели ни малейшего представления о том, что они одобряют. парламентские выборы в ряде стран. Но в США большинство людей, включая многих в Конгрессе, понятия не имели, что на самом деле поставлено на карту. В конце 1994 г. Конгресс одобрил соглашение и принял Акт об осуществлении Уругвайского раунда. Этот закон включал сотни страниц изменений в законодательство США, чтобы привести существующую политику в соответствие с правилами ВТО. Затем 1 января 1995 года во всем мире вступила в силу ВТО.


Рецензии