Кешкины рассказы, год 2023-й

   К 50-летию образования Научно-экспериментального центра автоматизации управления воздушным движением

   К 90-летию сотрудника ГосНИИ «Аэронавигация» полковника в отставке, снс, к.т.н. ВЛАДИМИРА МИХАЙЛОВИЧА ЖУКА и 40-летию его работы в аэронавигации 

                МИХАЛЫЧ И ЕГО ЖИЗНИ ЕСТЕСТВА НАДЕЖДА

Расстроенный Кеша выключил смартфон, никто не ответил. Недавно он обнаружил в телеграмм-канале Михалыча. Сразу послал смайлик «Привет!» Сегодня решил позвонить. Никто не ответил и на звонок по сотовой связи. 

Есть такое почётное звание в авиации: Михалыч, да, впрочем, оно есть везде, где говорят на русском языке. Звание это не назначают, а люди сами определяют, как называть человека – по фамилии, имени, имени с отчеством или уважительно коротко – Михалыч. Значит безотказный наш Человек!

За 30 лет службы, да и за 20 лет после неё Кеше в жизни посчастливилось встретиться с двумя Иванычами, тремя Петровичами и двумя Михалычами. Это были и прапорщик, и капитан, и даже один генерал. Инженер, техник и механик. Кандидаты с докторами. Михалыч был необычным в этом ряду.

А звонил Кеша, чтобы поздравить Михалыча с днём рождения, но просмотрев старые записи, ужаснулся: батюшки! Сегодня исполняется 89 лет! Минут через десять раздался звонок, и Кеша услышал знакомый, выразительный и «чистый» (никакого словесного мусора) голос Михалыча:

 – «Гулял с собакой, забыл телефон, а тут вижу старый знакомый номер… (ну, Михалыч даёт, он ещё и с собакой гуляет!)» Правда, на вопрос: «а как моржевание?», – с явным сожалением ответил, что не купается только в мороз, а так как всегда – каждое утро. Кеша сам окунулся в воспоминания.

Каждый год, 22 апреля 7-ой отдел – «лучший в мире» на 7-ом этаже – чествовал своего сослуживца Михалыча. Служащего Российской армии, военного пенсионера и просто хорошего человека. И как обычно началом заранее организованного застолья были слова начальника отдела:

 – «В этот день родились: философ Иммануил Кант (1724), основатель СССР Владимир Ленин (1870) и наш Михалыч (1934) – свой среди своих...»

…Есть на Волоколамском шоссе красивое здание с 7-ью пилястрами между большими окнами. Снизу здание выделяется парадным подъездом с широкой лестницей. Стоит оно на полпути между академией Жуковского и домом, где живёт Кеша. Поэтому и замечал часто, проезжая на троллейбусе.

Это было то самое интересное место, о котором ему и сообщил учёный секретарь факультета. Кеша уже два года безуспешно пытался найти себе новое место службы после защиты кандидатской диссертации. И вот, наконец, в 1997-м году совсем неожиданно и подвернулось это «хозяйство».

Его так и называли в академии Жуковского: «хозяйство Задорожного». 

А.И. Задорожный (1925-2002), один из создателей в 1974-м году НЭЦ АУВД и Единой системы (ЕС) УВД СССР (сегодня это ЕС ОрВД РФ), бывший командир военного сектора НЭЦ, генерал-майор авиации, ветеран Великой Отечественной, кандидат…, лауреат…, членкор... или, если коротко, большой учёный в области автоматизированных систем управления.

С первых дней и до увольнения из армии генерал являлся заместителем начальника НЭЦ АУВД, позже – и начальником его военного сектора. После увольнения в 1983 году работал на кафедре АСУ ВВС в «Жуковке». Однако не было дня, чтобы Алексей Игнатьевич не появлялся в своём «детище» – НЭЦ и в военном секторе на седьмом этаже – на своём седьмом небе…

 ...Отделов, как и этажей в здании, было семь. Занимались отделы каждый своим направлением. Отдел, в который попал Кеша, тоже был крайним как и этаж – седьмым. Отдел занимался комплексами и средствами наблюдения в системах УВД, управлением полётами, средствами ближней навигации и посадки, а также системами предупреждения столкновений ВС в воздухе.

Два больших окна во всю ширину двух стен своим углом выходили на лесной парк Петрово-Стрешнева.  На виду заброшенная красота старинной усадьбы княгини Шаховской-Глебовой-Стрешневой. И в отделе есть свои авиационные «старики». Два полковника в отставке и служащая. Все остепенённые и давно на пенсии.

Сразу общий язык Кеша нашёл с Владимиром Михайловичем Жуком, благодаря его отличным знаниям всех (и супостата тоже) систем государственного опознавания (СГО) «свой-чужой». Этим, собственно, он и занимался в отделе. Это по старой советской, но полезной привычке в названии отдела некогда совершенно секретная СГО не упоминается.

А началось общение со словесных толковых и бестолковых каламбуров в авиационных аббревиатурах. Это малопонятные и для многих служащих в авиации самолётные устройства: радиозапросчик-ответчик (СРЗО), радиоответчик (СРО), ответчик (СО) и наземный радиозапросчик (НРЗ). Ими Михалыч и занимался с 1983 года.

Кеша и сам, ещё будучи курсантом, не сразу разобрался и понял, что истребитель, прежде чем уничтожить обнаруженную цель, сначала её запрашивает: своя она или чужая? И если чужая, то лётчик сбивает её.

Вот потому (чтоб не сбили свои) на всех гражданских ВС стоят СРО и СОМ (ответчик международный). А ещё «земля» может запросить высоту полёта ВС, остаток топлива и прочее… Михалыч занимался и согласованием между МО и ГВФ вопросов оснащения и эксплуатации ответчиков.

Другое дело – труднопроизносимые словесные нерусские каламбуры. С этим Кеша столкнулся сразу и не успел ещё толком понять. Помог ему во всём этом разобраться Михалыч. Насколько спокойно и рассудительно он поведал о том, что с 1991 года как Москва перестала называться «портом пяти морей», так и не была она больше авиационной столицей мира. Просто советская гражданская авиация и средства обеспечения её полётов прекратили своё существование. Весь мир стал летать на «Боингах» ...

– «Бесполезно вести споры про термины и определения», – говорил Михалыч, утверждая, что споры эти были всегда, и никогда они не заканчивались с пользой для дела. Тогда, пожалуй, впервые заинтересовало Кешу желание очень многих людей быть в «вечном» искушении «всё делать как на Западе» в ущерб собственным взглядам на развитие авиационной техники.

Но самое поразительное было то, что сам Михалыч никогда не произносил иностранных слов. Например, слово транспондер. Образовано оно из двух английских слов: transmitter-responder.  По-русски значит «передатчик-ответчик». По рекомендации ICAO (*) следует использовать trans...ponder. Каламбур? Но все и говорят: транспондер (и мало кто понимает, что это?)

*) Из выражения ICAO - International Civil Aviation Organization следует ясный русский перевод Международная организация гражданской авиации - МОГА. Однако все чиновники от отечественной авиации упрямо пишут словесный каламбур ИКАО, кстати, начали это делать ещё советские бюрократы с 1970 года

Правильно надо говорить: приёмопередающее устройство. Или знакомый всем СРО – самолётный ответчик, посылающий сигнал в ответ на принятый... Ну и говори приёмопередатчик или СРО! Вот какой есть Михалыч!

Тогда Кеша понял Михалыча и тоже перестал употреблять нерусские слова. Понял и почему он так спокойно, но убедительно, без «махания руками с пеной у рта», показал целесообразность терминов на родном и понятном языке. Михалыч был из поколения детей Войны!!! Их учили не так как нас – поколение детей Победителей. И цели их учёбы были другими, и задачи…

И жил, и учился молодой Михалыч в смутное (мутное) время волюнтаризма. Н.С. Хрущёв правил в череде «дворцовых» переворотов, выдавая неоспоримые достижения СССР за «свои», известив страну при этом «по секрету», что жила она все эти годы под «страшным культом личности» … И в вечном своём желании «догнать и перегнать» Запад! Только вот как можно было перегонять то, что движется в противоположном направлении? 

О своей юности Михалыч никогда и ничего не рассказывал. О том, как в 1939-м Белоруссия, наконец, воссоединилась. О том, как пережил суровые 1941-1945 годы. О том, как семья переехала на Кавказ, в Приэльбрусье. В город Тырныауз, на легендарный горно-обогатительный комбинат, восстановленный сразу после войны, чтобы добывать вольфрам и молибден.

Не рассказывал, наверное потому, что всю жизнь опаздывал. Опаздывал учиться. Опаздывал не потому, что не хотел учиться, а потому как время такое было! И в Харьковское высшее авиационно-инженерное военное училище поступил только в 20 лет. Когда Хрущёв уже подумывал «перековать» самолёты на ракеты! Училище растерялось – на кого учить??? А ещё при этом шло беспрецедентное трёхэтапное хрущёвское сокращение Советской Армии. Но молодость брала своё! И отличник-пятикурсник женился...

 Через год после окончания училища молодая семья уже живёт и служит в Москве – в ЦНИИ ГВФ (1959-1962). И появился знаменитый приказ «Миллион двести». Михалыч устоял, а в 1962 перевёлся в «ЦНИИ 3» МО СССР.

В олимпийский 1980 год Михалыч защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата технических наук. Защитил в возрасте 46 лет! Как всегда, опаздывал или не торопился представлять работу? Михалыч не таков, чтобы диссертация была посредственной. Потому и ушли многие годы...

Кеша лишь мельком уловил, что Михалыч долгое время работал над передатчиком для фазированной антенной решётки по невероятному на то время истребителю. Сегодня всем хорошо известного МиГ-31. Кеша уверен, что не без участия генерала Задорожного остепенённый Михалыч в 1983-м продолжил службу на седьмом этаже военного сектора НЭЦ АУВД...

Так уж и повелось с той поры, что проблем с совмещенными гражданскими и военными системами «свой-чужой» никогда не возникало. Да так, что порой многие и забывали о существовании таковых...

... а вот о своём надёжном тыле – жене Любе, Михалыч всегда с удовольствием делился. Иначе как Любаша свою Любовь никогда не называл! Как-то пробовала Любаша заняться частным бизнесом. Михалыч потом со знанием дела поведал «тайну», что местные «бизнесмены» продают «марочные» сорта пива, разливая его из одной бочки. Политики при этом он не касался... 

И есть у них любимые дочка, внук и внучка. По всему видно, что в семье у них полный порядок! А всё потому, что были родители из поколения детей войны. Но Кеша сказал бы, что семилетний мальчишка скорее называл себя «не успевшим на войну», ведь Победу праздновал 11-летним. Потому и ценил семью как самое важное в жизни любого человека.

Наступил новый век, мир начал входить в новую эру – эру Водолея, и начались новые реформы и новые трансформации. В рамках реформ нового министра обороны начал формироваться и новый облик ВС России. Военный сектор «Аэрогавигация» был ликвидирован в 2010 году.

А «лучший в мире» отдел перебрался этажом ниже и продолжал заниматься всё теми же вопросами совершенствования радиоэлектронных средств обеспечения полётов военной и гражданской авиации. Среди оставшихся был, естественно, и Михалыч. Всё так же полон знаний, сил и здоровья.

Кеша к тому времени, уволившись из рядов ВС РФ, волей судьбы оказался в соседней Белоруссии. Вот здесь-то вновь вспомнился незаменимый Михалыч и собственная служба в Советской и Российской армии. Осталось интересное наблюдение – в многонациональной военной среде чаще всего выделялись умные и говорливые украинцы, задушевные, но ленивые грузины или гордые трудолюбивые прибалтийцы. Незаметны были только белорусы!

Первым белорусским открытием Кеши было то, что человек всегда говоривший на чистом русском языке вдруг обнаруживал свою способность также чисто говорить на белорусском языке!  Кеша вдруг осознал особенность белорусов веками жить, всегда быть на мяжы (бел. – на границе).

На стыке культурных Европейских католических и Великорусских православных мировоззрений! По-русски говоря понятными словами: веками стояли литвины-белорусы всех сословий и взглядов на лезвии ножа – или/или!

Или войной шли соседи слева, или – соседи справа, или они воевали друг с другом, но здесь, на белорусских землях! И было это многовековое непонимание всегда живших бок о бок соседей: Литвы, её «прислухаючих» (**) земель  и Московии – Великого княжества Литовского и Московского, бывших БССР и РСФСР, ныне Республика Беларусь и Российская Федерация …

(**)Территориальной особенностью Великого княжества Литовского было деление на центральные (назывались Литва) и «прислухаючие» (смежные) земли (назывались Русь). Простирались эти земли порой до самой Москвы. Но «прыслухоўвацца» (прислушиваться), всегда значило сомневаться (в своём выборе) ...

В августе 2020-м года Белоруссия сделала свой выбор: Батькова новая Беларусь осталась своей для России, как это чаще всего и бывало в истории. И не было здесь никакого подражания Западу. Было это НЕЧТО взращённое Землёй Белорусской. И снова вспомнил Кеша белоруса Михалыча!

Жук – белорусская, польская, чаще украинская фамилия, характерная для западных районов Украины и Беларуси. Образована фамилия от «мирского» имени-прозвища. Происхождение имени языческое, когда в глубокой древности частыми были прозвища по названиям различных насекомых, например – блоха, муха или жук.

После Октябрьской революции жители Белоруссии запутались в своей этнической принадлежности. Отвечая на вопрос, кто они такие, крестьяне стали говорить, что они «тутэйшие» (на русский язык можно перевести как «тутошний», «здешний»). Михалыч, родившись в Белоруссии, проживает постоянно в Москве. Но остаётся быть «тутэйшим», а по-русски – своим!

Кстати, существует стереотип кавказского долголетия, а сегодня Беларусь по числу долгожителей впереди планеты всей! Жить нашему Михалычу до ста лет!!! Здоровья и всех благ русскому беларусу Михалычу!

А подзабытое триединство восторжествует вновь, когда разрешится сегодняшнее противоречие русской самости (гордыня, рус.), украинской самостийности (самостоятельность, укр.) и белорусской самоты (одиночество, бел.). Впрочем, Кешкины измышления о том, как возникло вековое недопонимание, это уже совсем другая история ...

Александр Поварин, Беларусь-Россия, 2023 год


Рецензии