Наследие К. Д. Ушинского...

С.М. Заяц. Д.ф.н., профессор кафедры русской и зарубежной литературы Приднестровского государственного университета им. Т.Г. Шевченко

Наследие К.Д. Ушинского в русском духовном пространстве
Аннотация: В статье рассматривается духовное наследие Константина Ушинского, значение его педагогического творчества, оказавшего громадное влияние на методологию преподавания Родного языка; показана роль родного языка в сохранении духовного наследия народа, метко подмеченная великим педагогом.
Ключевые слова: духовное наследие, родной язык, русская словесность, славянская и христианская традиция.
Наследие К.Д. Ушинского в русском духовном пространстве зиждется на глубокой славянской и христианской традиции, уходящей в далекое историческое прошлое, о котором писал еще византийский историк YI века Прокопий Кесарийский: «Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве, и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим. Равным образом и во всем остальном, можно сказать, у обоих этих вышеназванных варварских племен вся жизнь и узаконения одинаковы»[1, с.237}.
Т.е. с древнейших времен в народном сознании живет тяготение к справедливости и счастью. Понимание счастья и несчастья заставляет человека искать пути обретения счастья и удаления от несчастья. Формируется система ценностей, происходит осознание своего места в мироздании. В глубинах народной памяти видим становление образа и уникальное мировоззрение, оригинальный взгляд на окружающую действительность.
Понимание своего места в мироздании передавалось из уст в уста. Таким образом, рождалась устная педагогика, постепенно закрепляющая себя в письменной традиции. Этому способствовало принятие христианства на Руси. Христианская система ценностей, ее внедрение в народное сознание, неизбежно связано с педагогикой, т.е. с наукой о воспитании и образовании. Первые учителя славян, святые Кирилл и Мефодий, прекрасно поняли, что славянская душа тесно связано с языком, и потому христианское Учение старались изложить славянам на понятном им языке, который, по слову Сергея Аверинцева, оказался благодатным и удивительно образным и метафорическим языком.
Христианская система ценностей стала частью Родного слова, и русский человек воспринимал их в неразрывном единстве. К.Д. Ушинский писал, «что язык народа есть цельное органическое его создание, вырастающее во всех народных особенностях из какого-то одного, таинственного, где-то в глубине народного духа запрятанного зерна» [2, с.369].
Духовное наследие народа своим фундаментом зиждется на Родном слове. Это прекрасно понимал Константин Ушинский, выпустивший в 1864 году книгу, названную «Родное слово». В данной книге великий педагого призвал заглянуть в тайны народного сознания, запечатленного в родном языке. «Язык народа – лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни, начинающейся далеко за границами истории. В языке одухотворяется весь народ и вся его родина; в нем претворяется творческой силой народного духа в мысль, в картину и звук небо отчизны, ее воздух, ее физические явления, ее климат, ее поля, горы и долины, ее леса и реки,, ее бури и грозы – весь тот глубокий, полный мысли и чувства, голос родной природы, который говорит так громко в любви человека к его иногда суровой родине, который высказывается так ясно в родной песне, в родных напевах, в устах народных поэтов» [2, с.369-370]
Русский язык определяет стиль и образ мышления. Язык славянского богослцжения, фольклора и великой русской литературы направляет русского человека, помогает осмыслить вектор движения. Человек – своеобразный путник в мироздании, и национальная культура, ее система духовных и нравственных ценностей, помогает ему, становится путеводителем в огромном полиэтничном пространстве мироздания. Можно смело утверждать, что «в светлых, прозрачных глубинах народного языка отражается не одна природа родной страны, но и вся история духовной жизни народа. Поколения народа проходит одно за другим, но результаты жизни каждого поколения остаются в языке – в наследие потомкам» [2, с.370].
Но это наследие может воспринять только личность. Именно признание личности как субъекта образования – заслуга К.Д. Ушинского. Сегодня часто слвшим о личностно-ориетированном образовании, о педагогике сотрудничества, но именно Ушинский положил начало данным нововведениям.
Надо признать, что Ушинский не изобретал велосипед, его педагогическое наследие зиждется на глубоком знании педагогической традиции Швейцарии, Германии и Франции. Ушинского можно смело назвать учеником великого Песталоцци, с трудами которого он познакомился, служа инспектором.  В 1855-1859 годах он стал инспектором в Гатчинском сиротском институте. Во время его инспекторской деятельности произошел удачный случай: он обнаружил два опечатанных книжных шкафа, к которым не прикасались более двадцати лет, в которых хранилась библиотека ученика Песталоцци Хьюгеля. Это открытие сильно повлияло на интерес Ушинского к теоретической педагогике.
Заслуга Ушинского в том, что он творчески переосмыслил наследие европейской педагогики, опираясь в своей деятельности на русскую историческую память и духовную жизнь народа. Особое значение он придавал жизни родного языка. Он был глубоко убежден, что, если язык народа исчезнет, то исчезнет и сам народ. Язык является исторической личностью народа, величайшим созданием Бога на земле.
«Являясь, таким образом, полнейшей и вернейшей летописью всей духовной, многовековой жизни народа, язык в то же время является величайшим народным наставником, учившим народ тогда, когда не было еще ни книг, ни школ, продолжающим его учить до конца народной истории. Усваивая родной язык легко и без труда, каждое новое поколение усваивает плоды мысли и чувства тысячи предшествовавших ему поколений, давно уже истлевших в родной земле или живших, может быть, не на берегах Рейна и Днепра, а где-нибудь у подошвы Гималаев» [2, с.370].
Ушинский в основании своей педагогики поставил Родное слово. Он понимал, что слово – божественно, по сути. Оно сакрально, учит легко и непринужденно, и главная задача системы образования подготовить квалифицированных учителей-словесников, которые феномен языка сделают достоянием не только народного сознания, но и научных школ, в которых будет проходить тщательное изучение родного языка. В нем отражен народный характер, знание которого поможет правильно выстроить вектор движения, как в политике, так и в экономике, как в педагогике, так и в философии, в других областях общественной мысли.
Таким образом, наследие Константина Ушинского тесно связано с исторической традицией русского народа, его языка и культуры, в основе своей христианской и древнеславянской, близкой универсальному пониманию бытия, что встречаем в народных преданиях и поэтической традиции. Изучение и следование духовной жизни народа – путь, который нам показал великий педагог еще в ХIХ веке. Не заблудиться бы?
Литература
1. Прокопий Кесарийский «Материалы к истории древних славян» («Вестник древней истории», 1941, № 1 (14), стр. 237 и 240).
2. Ушинский К,Д. «Родное слово». Книга для детей и родителей [Текст] / Полтава, 1992. – 450 с.
3.


Рецензии