Лето художника

Старенький, полуседой художник Петр взглянул на себя в зеркало, причесал бороду, поправил усы и, взяв  краски, кисти, мольберт и все, что надо, поехал в село. За вдохновением! Пленэр это воздух, солнце и новые ощущения жизни. Нечего дома засиживаться! Должен же он доказать, что еще есть порох в пороховницах.

В пути его застал дождь. Водитель маршрутки лихо пробирался через пелену ливня, потоки которого стучали по крыше и окнам, затекали сквозь люки, барабанили вполне музыкально. А когда приехали в село, дождь внезапно прекратился. Везет же!
 
Два добродушных деда, увидев за плечами художника зонт и мольберт, пригласили в свой сельский дом и показали  картину «Рыбачок»  Саврасова. Говорили,что Саврасов, по рассказам их родственников, бедствовал и писал много копий своих картин, продавая их по три рубля.
 
Затем  Петр и его новые знакомые - экономист Василий и пенсионер Машин, они так назвались, вместе пошли к реке. По дороге посмотрели удивительные наскальные рисунки, проявившиеся после дождя. Миновав переулок Московский и широкую улицу Первомайскую, всю в белых хризантемах и красных майорах, оказались на  сельском пляжике.

Там, на высоком правом берегу, был сооружен навес, поставлен длинный стол и две деревянные лавочки. Возле навеса, с побелевшем на солнце парусиновым верхом, художник разместил свой зонт и  мольберт. Затем  пристально всматривался в реку, лес и небо. Пытался запечатлеть в памяти гармонию пространства, объемность увиденного.

Вот стаи белых  и серых гусей с пронзительным криком бегут по воде силясь взлететь. Мальчик тайно ставит рыболовные экраны, плывя вдоль противоположного берега на резиновой лодке. Какой-то малыш в оранжевом жилете барахтается в воде, учится плавать. На отмели колышутся  кувшинки. Окунь гоняет и бьет рыбку. Два молодых аиста что-то выискивают в прибрежном тростнике, грациозно переступая ногами, а затем купаются на мелководье и сушат громадные крылья. Взлетают и кружат в восходящих потоках воздуха.

Здесь, под навесом, уселись школьник Артем,  приплывший на резиновой лодке,  тучный экономист Василий и худенький пенсионер Машин. Возле них - улыбающийся  художник Петр колдует перед мольбертом. Небо с белыми тучками, отражаясь плывет по чистой воде.

Сельские женщины, которых называют здесь бабы, все в светленьких платочках и ярких нарядах, выстроились на берегу, словно на параде. Каждая гордая и независимая, руки в боки, локти растопырены. О чем-то негромко говорят. Лица их повернуты к воде. Видать глазами выискивают своих коров. Ожидают. Замолчали.

И, вот, уже идут коровы на обед. Вернее плывут! Шумит, бурлит вода в реке! Плывут как раз в самом широком месте, где когда-то была понтонная переправа.

Ух, как незабываемо и величественно плывут разноцветные коровы! Да, можно бесконечно смотреть на огонь, воду и плывущих в реке коров! Рыжие, черно-белые, совсем черные. Из воды выглядывают поднятые головы и чуточку - хребты. Хвосты их покрыты водой. Ревут коровы. Храпят. Надо  слушать и слушать, смотреть и смотреть! Тогда многое увидишь!

- Кукла, Майка, Милка-а, Европа-а-а!! -  наперебой выкрикивают, зовут своих коров женщины, а некоторые даже забредают в воду не снимая китайские резиновые шлепанцы.
 
Проворный малыш в оранжевом жилете, держась рукой за рог коровы, бесстрашно плывет вместе с нею. Разговоры на берегу прекратились. Только шум воды!

Художник суетится, делает фото со всех ракурсов, даже залезает на скамейку. Улыбается и быстро ставит отметины на холсте. Уже представляет  свою картину. В его голове  мелькает вариант названия: "Возвращение бессмертной Европы"!

Запыхавшись, приплыли сорок местных и еще три чужих коровы. Блестят на солнце боками и спинами. Как на холсте весь блеск передать?

- Это Ивана Васильевича три коровы, из соседнего фермерского хозяйства! - громко кричит всезнающий Артем и пытается их отсечь от сельской череды, которую погоняют  женщины.

Двоих коров он быстро повернул обратно в воду. Те вернулись на левый берег. А с третьей, очень молодой на вид коровой, вышла заминочка. Она не слушалась, ускользала от него, выписывала зигзаги на берегу, словно играла с пастушком.

- Сарынь на кичку! Сарынь на кичку! —  задорным фальцетом подает голос старенький художник. - Ну-ка, люди добрые,вставайте, помогайте дружно! Разом перетащим беглянку через реку! Разбойничьим жестом, держа кисть в правой руке, приглашает мужиков собраться под навесом, выступающим в реку в форме носа корабля.

Отозвались экономист Василий и худенький пенсионер. Быстро сняли с себя одежду, оставшись в длинных семейных трусах. К ним присоединился и художник. Сначала спокойно упрашивали  корову-беглянку  идти домой, ласково называли Майкой, гладили ей шею. Красивая, беленькая с черными пятнами по бокам, она не обращала на людей внимания. Равнодушно стояла возле воды.

Затем мужики свистели возле ее ушей и кричали. Она только нехотя отмахивалась от надоедливых оводов переминаясь на ногах и крикам не внимала. В глазах - никаких эмоций.

Артем начал бить ее розгой и, наконец, она зашла в воду по колени. Остановилась. Начали руками тянуть за рога. Корова опасно мотала головой с острыми шершавыми рогами, влево-вправо.

- Я знаю как надо, вы меня слушайте! – уверенно проговорил экономист. - Нужна веревка. Будем вместе тянуть ее за рога. Я видел в детстве, так коров учат плавать!

Подъехавший фермер, хозяин коровы, дал буксировочный трос. За третьим разом художнику удалось закрепить его на рогах коровы.

- На счет раз - два начинаем тянуть! - командует деловито экономист художнику и пенсионеру Машину. Чуть сдвинули с места. Артем бил розгой сзади, подпихивал на глубокое. Возились так минут пять, десять. Устали все.

Фермер неподвижно сидел в своей машине с открытой дверью, опустив ноги на землю. Он тоже не знал, что делать. Наблюдал, не мешал.

- Хвост ей крути, крути хвост! – голосом начальника приказал Артему экономист.

Артем начал крутить корове хвост. Немного получилось! Вроде бы чуточку пошла вперед. Передние ноги коровы уже не доставали дна реки.

А как  же она? В карих глазах – дикий испуг. Ее ноздри ощущали чужой, неприятный запах потных людских тел. Она откинула голову назад. Ей показались бесконечными речная синь прозрачной воды, даль соснового леса,  купол неба!

- Сзади толкайте ее, толкайте и тяните, чтобы начала плыть!- неизвестный мужичок кричал с берега реки.

Художник увидел, как корова опиралась в воде только на задние ноги, слегка согнула левую в колене  в качестве стопора. Мгновенно стала на дыбы, словно лошадь медного всадника работы Фальконе. Внезапно оттолкнулась левой задней от дна, а шеей и правой высоко поднятой задней ногой, закрутила свое туловище влево. Набирала высоту, словно свеча. Полностью выскочила над поверхностью воды сделав своеобразный тройной аксель.

Рыжий буксировочный трос вылетел из рук тянущих, чуть не задев художника металлическим крюком. В мгновение ока  корова уже стояла на мелком месте, головой к берегу. Не только она, но и люди были перепуганы. Молчали в оцепенении. Художник, с большим опозданием, побежал за фотоаппаратом. Чудак.

Фермер ничего не смыслил в ситуации, но догадался дать Артему денег, чтобы тот что-либо придумал, спасая его собственность. Он уехал на джипе не ожидая финала. Ну, а Артем  повел присмиревшую корову через мост, в обход.

На опустевшем берегу художник Петр, экономист Василий и худенький пенсионер Машин  расположились печь картошку в костре. Раскладывали на столе помидоры и рыжеватые перезревшие огурцы, объединяющие всех сырки "Дружба".

Пообедав и искупавшись, два новых знакомых Петра вскоре ушли. А он, сделав несколько этюдов, решил немного вздремнуть у костра. Разморило после угощения. Подложил под голову рюкзачок. Только закрыл глаза, сразу одолел сон. Во сне ему представилась цветная композиция его будущей картины. Внушительные размеры полотна, больше чем два на три метра.

На переднем плане, ближе к середине картины, изображена плывущая коричневая корова с белым пятном в виде сердечка на лбу и асимметрично закрученными рогами. Мальчик в оранжевом жилете, держась рукой за ее левый рог, плывет вместе с нею и улыбается от счастья.
 
В правом верхнем углу картины пара молодых аистов кружась ловят потоки воздуха и поднимаются ввысь, безмятежно парят, а может быть танцуют вальс прощания.

Возле ивы,в левом нижнем углу картины, стоят хозяйки коров в своих пестрых одеждах и белых платочках, а  несколько пожилых женщин сутулясь сидят на скамейке. Все они смотрят на воду и коров. Белые и желтые кувшинки колышутся на воде, словно на картинах Клода Моне.

На берегу, возле навеса дымится небольшой костер. Река играет на солнце и заворачивает вправо, как на картине «Рыбачок» Саврасова. Никто не торопит приближение осени.

На заднем плане виднеются одиночные деревья, луг с порыжевшей осенней травой и сосновый лес. По центру картины, изображена череда плывущих по реке разномастных коров. Они гонят перед собою небольшую прозрачную волну зеленовато-бутылочного цвета, которая просвечивается на солнце.

Художник Петр вздремнул возле костра, когда ближе к вечеру, Артем привел свою лошадь Вьюгу в ночное. Он тихонько, чтобы не разбудить спящего художника, подбросил в костер сухих дров и, ожидая череду коров, чинил свои рыбацкие снасти. Сквозь сон художник услышал хлюпанье воды, подумал, что это рыба. Приоткрыл глаза и сел под навесом. Потянуло прохладой.

Увидел, как с луга, клубами словно дым, шли потоки тумана. Доходя до кромки теплой воды, они исчезали. Верхушки деревьев еще освещались солнцем. Туман настойчиво пробирался между деревьями на противоположном берегу, а солнце, почти севшее за горизонт, подсвечивало его и окрашивало в невероятные фиолетовые и желтоватые тона. Цветные конусы фантастически танцевали на воде блюз.

А на лугу, из тумана продолжали выходить и выходить коровы. Перед глазами художника возникали и исчезали в тумане вполне фантастические  фигуры, рисующие прошлую его жизнь. Воображение внезапно выделило женскую фигуру с ярко рыжими волосами, как у красавицы на картине Кустодиева. Все увиденное решил изобразить на картине, объемно и пространственно. Пусть радуются истинные друзья, завидуют "художнички"! А, впрочем, ему безразлично, он давно уже пишет для себя.

- Этот бородатый художник из города приехал, не видел наших плавающих коров, - местные женщины шепчутся о нем. Совсем осмелев, добавляют поучительно и так громко, чтобы и он услышал: лучше бы эти пейзажисты дороги строили! Странные, думают, что только они понимают свое предназначение.

- А хотите я сейчас принесу вам молока с хлебом? - предлагает художнику Артем, подходя к нему и отвлекая от раздумий. - Вы же помогали мне перетащить фермерскую корову через воду.

Белые облака медленно плывут по реке, бесконечно течет вода, а мысли летят. Слышны запахи вечной реки. С небес падает звенящая тишина. Вечереет. Солнце  взойдет завтра. Ну, что же, не впервой ночевать под открытым небом, еще не осень!


Рецензии
Прекрасно.
С уважением,

Ева Голдева   23.04.2024 07:35     Заявить о нарушении
И Вам всего доброго!

С благодарностью,

Александр Стадник 2   23.04.2024 16:05   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.