Слово - это образ
Запись: Слово
«Что такое «слово»?» — спросил автора записи ученик четвертого класса. Известная мальчику собака Ларри лаем выражала свои чувства. Собаки умные и мудрые?
Был ответ: у людей есть знания, некоторые появляются, когда человек рождается, а другие он приобретает в течении жизни. А ещё у людей есть ум — способность использовать эти знания для решения задач и быстрого поиска ответов. Такое природное качество, называемое мышлением, присуще как людям, так и животным. Умная собака может хорошо понимать слова и «говорить» на собачьем языке.
Есть ум и есть мудрость. Есть разные люди по уму. Не сильно умный человек – простак. Но он может быть мудрецом. Не мудрый человек – дурак. Мудрые люди творят добро.
Умные люди думают быстро. Например, игроки в шахматы. Но есть и те, кто использует свой ум для плохих поступков — разные мошенники, преступники или некоторые политики. Часто умных людей принимают за мудрых. Как их различить? Мудрость можно измерить мыслью. Мысль — это то, что рождается внутри человека, а мысль, выраженная вслух, — это слово .
Но остался вопрос без ответа: что такое слово и мысль?
Запись: Мысль и слово
В научной статье я прочитал:
«Мы не знаем, что такое мысль, и как она трансформируется в слова».[1]
«Почему же не знаем? – легкомысленно думал я. – Слово — это мысль, произнесённая в слух, а слово есть мысль про себя. Мысль (слово) человека создаётся его мышлением. Со временем, читая работы специалистов, я перестал считать, что слово (мысль) являются продуктом человеческого мышления.
Вильгельм фон Гумбольдт утверждал, что язык — это не просто средство общения, а активная деятельность духа, формирующая мышление и восприятие мира. Такое понимание основывается на работах, например, статьи Г.В. Рамишвили к сборнику Вильгельм фон Гумбольдт: Избранные труды по языкознанию (Москва, 1984) и публикации "Значение идеи В. Гумбольдта о языке для философии" (сайт "Проза.ру", автор "Добрый Дядя", 26.12.2011).
Запись: мышление
Профессор Исидор Левин (1919–2018) писал:
«Влияет ли язык на сознательное мышление, на мировоззрение? Я перестал считать это мистикой. Такое влияние есть»[2].
Что же мы называем "мышление"? Понятие «мышление» можно определить как функцию человеческого организма, сравнимую с функцией пищеварения. Пищеварение преобразует питательные вещества в энергию. Мышление посредством воздействия мыслей (слов) организует инстинктивные и осознанные действия человека. Так, оно отдаёт команды горловым мышцам произвести звуки, создавая иллюзию формирования слов через мышление. Однако слова и мысли запускают и направляют процесс мышления.
Запись: термин "мысление"
Процесс появления мысли (слово «про себя») в человеческом сознании остаётся загадкой для учёных. Этот таинственный механизм образования мысли в сознании человека отличается от понятия «мышление» и может быть назван отдельным термином — «мысление».
Мысление можно определить как процесс рождения мысли. Некоторые учёные предполагают, что формирование мысли (в понимании "от простой до гениальной") связано с уникальными генетическими кодами человека. Мысли становятся основой для формирования мышления, которое направляет действия человека, определяет его поступки и решения, а также передаёт мысли вовне через слова. Слово — это форма мысли, в которой мысль становится доступной окружающим, и способ проявления мысли во внешнем мире.
Запись: Образ и слово
В отличие от античной идеи творения мира из первичного вещества вера евреев, христианство и ислам объясняют, что
«сотворил Бог небо и землю» (Бытие1:1) Своим Словом.
«И сказал Бог: да будет свет. И стал свет» (Бытие 1:3).
Выражение «и сказал Бог» является библейской аллегорией понятия «мысли» в человеческом разумении.
Для превращения божьей мысли (слова) в материю или в действие нет препятствия. Приведём тексты Св. Писаний евреев, христиан и мусульман о Слове Бога:
«Словом Господа сотворены небеса <...> ибо Он сказал, – и сделалось; Он повелел, – и явилось» (Псалтирь 32:6, 32:9).
«Верою познаём, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое» (Апостол Павел. «Послание к Евреям»).
«Ведь для всего, что мы желаем есть Слово, сказанное Нами: «Будь! – И вот оно уж есть» (Коран 16, 40).
Действие Слова Бога можно образно сравнить со светом, когда неизвестное для человека «нечто» мгновенно делаются элементами материального мира.
Библейское выражение «Словом Господа сотворены небеса» (Псалтирь 32:6) позволяет сказать, что Слово Бога являет образы мира. Образы мира представляет библейское понятие: божья «Премудрость», которая заявляет:
«Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони; от века я помазана, от начала, прежде бытия земли. <...> Я родилась прежде, нежели водружены были горы, прежде холмов, когда еще Он не сотворил ни земли, ни полей, ни начальных пылинок вселенной. Когда Он уготовлял небеса, я была там. Когда Он <...> полагал основания земли: тогда я была при Нем художницею, и была радостью всякий день, веселясь пред лицем Его во все время, веселясь на земном кругу Его, и радость моя была с сынами человеческими» (Притчи 8:22-31).
Запись «Божье Воображение»
Человек создан Богом по божьему Воображению:
«И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему» (Бытие 1:26).
Идея физического сопоставления человека и Бога представляется абсурдной. Человек, с точки зрения строения организма, практически не отличается от животных, разделён по полу и в значительной мере сохраняет природные инстинкты, присущие животным.
Запись: Библейское сообщение
Как можно понять библейское выражение:
«сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему» (Бытие 1:26)?
Философ Бенедикт Спиноза (1632–1677) писал:
«Познание <...> вещей, содержащихся в Писании, должно быть заимствуемо только из самого Писания, подобно тому, как познание природы – из самой природы»[4].
В библейском стихе «;;;;;;;; ;;;;; ;;;;;;;;;;;; ;;;;;;;;;;;;;» (Берешит 1, 26), перевод: «сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему» (Бытие 1:26), выражения «по образу Нашему» и «по подобию Нашему», на наш взгляд, не являются тождественными, как считают многие исследователи.
Можно предположить, что смысл слов «сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему» (Бытие 1:26) раскрывается в библейском тексте, предшествущем описанию сотворения человека. Также вероятно, что объяснение этого выражения содержится в последующих частях Библии.
Выскажем догадку, что создание человека «по образу Нашему» подразумевает наличие у него некой способности, которая «по подобию Нашему» отражает элемент божьего Творчества.
Запись: Вопросы и ответы
Предположение о наличии элемента божественного Творчества у человека и попытка определить его содержание в человеческом понимании могут дать ответы на два вопроса.
Первый вопрос: что из библейского текста человек может узнать о божественном Творчестве? Или, иначе говоря, какое действие Бога является ясно видимым?
Ответ на первый вопрос: Мир создан Воображением Бога. Текст:
«сотворил Бог небо и землю» (Бытие1:1).
Слова Бога создали мир:
«сказал Бог: да будет свет. И стал свет» (Бытие1:3).
Второй вопрос: что из библейского текста можно узнать о способности, которую Бог дал человеку? Или: какая способность, ясно видимая из Библии, отличает человека от других божьих существ?
Ответ: Слово (мысль) человека обладает уникальной способностью создавать образы (воображение) как материального, так и воображаемого миров. Мысли животных ограничены только теми предметами и действиями, которые известны им, и они не способны представить себе неизвестное. Человек же благодаря слову (мысли) может формировать образы как существующих, так и несуществующих вещей, а также воображать будущие события.
Вот воображает Адам о жизни животных:
«Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел [их] к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей» (Бытие 2:19).
Вот воображает Ева о будущих знаниях и событиях: семье и рождении детей:
«И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел» (Бытие 3:6).
Слова Бога «сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему» (Бытие 1:26) можно понять так: «сотворим человека, способного создавать образы видимого и невидимого мира подобно Нам словом».
Человеческое воображение
Слова (мысли) человека создают образы (воображения) вещей и действий, существующих в мире. Воображение человеком вещей и действий, которое называется фантазиями, могут быть воплощены. Например, создать мыслью «летающий ковёр». Превращение воображаемого объекта в материальную действительность («создание самолёта») определяется временем, знаниями и духовными качествами человека. Вся созидательная деятельность человека даёт множество примеров такого утверждения.
Запись: слово
В словах, писал филолог А. Потебня,
«изначально заложен творческий потенциал. Причем каждый акт говорения является творческим процессом».[3]
Процесс формирования человеческой речи является актом творчества. Как именно он проявляется? Творческое действие мысли заключается в структурировании процесса мысления. При мыслении в сознании человека («в уме») возникают образы реального либо воображаемого мира. Воображение, созданное мыслью в сознании человека объектов реального и нереального миров, определяет мышление человека, направляя его действия и принимаемые решения, и передаёт мысли как образ.
Запись: слово человека
Слово человека создаёт образы как физических, так и нематериальных миров. Образы несуществующего мира позволяют приобрести знания о реальном физическом мире. Например, человек может вообразить несуществующий летательный аппарат, а затем, применив свои знания, создать его.
Воображение и знания
Мысль Альберта Эйнштейна (1879–1955):
«Воображение важнее, чем знания. Знания ограничены, тогда как воображение охватывает целый мир, стимулируя прогресс, порождая эволюцию»[5].
Запись: что есть «слово человека»?
Слово создаёт в сознании человека образ, воображение. Бог вручил людям дар создавать словами образы нереального и материального миров.
Как возникает сама мысль (слово «про себя») в сознании человека, возможно, остаётся тайной. Исследования учёных показывают, что способность формировать мысли и выражать их словами может быть связана с уникальными генетическими кодами, передаваемыми из поколения в поколение. Эта гипотеза основывается на наблюдениях за тем, как различные гены влияют на физиологические процессы и когнитивные функции. Всегда будут попытки, писал немецкий учёный Вильгельм Гумбольдт,
«проникнуть в словообразование, в эту самую глубокую и загадочную сферу языка».[6]
Заключение
В Библии есть Слово Бога и слово человека.
Бог говорит Слово (на иврите «давар»). Значение: «слово, высказывание», «физические вещи, предметы», «что-то, нечто», «факт, дело».
2.Человек говорит слово, и создаётся образ, воображение предметов или явлений. О слове в Библии сказано:
«От плода уст человека наполняется чрево его; произведением уст своих он насыщается. Смерть и жизнь – во власти языка» (Книга Притчей Соломоновых 18:20-21).
Слово человека обладает физическими свойствами. Оскорбительное слово, даже насмешка является орудием, которое причиняет страдания и усугубляет болезни.
3. Слова (мысли) являются собственностью человека.
4. Отечество — это преданность вере отца и наставлениям отца. Родина человека – это не страна, где он родился, не государство, в котором он живет, а материнский язык, на котором он говорит и думает.
5. Слово (мысль) человека создаёт материальный и нематериальный образы. Воображаемый мир, созданный словом, позволяет человеку узнать тайны реального мира. Воображаемая вещь может сделаться материальной вещью.
6.Слова человека – это образы физического и мира; образы в одинаковой мере познаваемые. И поэтому есть учёные, создающие воображения кажущегося мира и делающие открытия в существующем мире; и есть инженеры, своими знаниями создающие материальные объекты, которые не существовали ранее.
7. Человек создаёт словом (мыслью вслух) только такое воображение, которое он может создать в материальном мире. Все фантазии человека — выполнимы.
8. Еврейские мудрецы ясно говорят, что человек получил дар Бога: возможность сказать, принимать и создавать слова. Создатели Торы рассказывают:
«И сформировал Господь Б-г человека – прах с земли, и вдохнул в ноздри ему дыхание жизни, и стал человек живым существом» (Берешит 2,7).
Имеется другой перевод этого библейского выражения. В конце I века н. э. Тора, написанная на древнееврейском языке, была переведена римлянином, перешедшим в иудаизм, на арамейский язык, разговорный язык евреев на Ближнем Востоке. В переводе выражение «стал человек живым существом» звучит «стал человек душой говорящей» (Таргум Онкелос ; ,; ).
9. Чем слово человека отличается от «слова» животного? Человек может создать словом (мыслью) образы неизвестного ему мира. Такое творчество человека называют в обществе воображениями и фантазиями, а в научном мире – открытиями. «Слово» животного (его мысль) создает воображение только известных ему существующих предметов и действий. Животное не может создать своим «словом» образы того, что ему неведомо.
10. Слово (мысль) человека ; природное явление, которое создаёт в его сознании образы существующего и не существующего для него мира. Это природное явление не изучено. Возможно, слово (мысль) человека образуе "Геном человека". Гены создают всё, от цвета глаз и волос и создания слова (мысли).
11. Понятие «человеческое слово» определяется содержанием библейского выражения «сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему» (Бытие 1:26).
12. Слова Бога «;;;;;;;; ;;;;; ;;;;;;;;;;;; ;;;;;;;;;;;;;» (Берешит 1, 26), перевод: «сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему» (Бытие 1:26) возможно, следует понять так: «сотворим человека, способного создавать образы видимого и невидимого миров подобно Нам словом».
Источники
[1] Инна Беленькая. Статья в Интернете. Портал Е. Берковича «Заметки по еврейской истории».
[2] Левин Исидор. «Еврейские знания начинающим». Издательство «Haus der Wissenschaftler e. V.», Гамбург, 2014.
[3] Потебня А. А. (1835–1891) – российский языковед, философ, теоретик лингвистики.
[4] Бенедикт Спиноза. «Богословско-политический трактат. Глава VII. Об истолковании Писания».
[5] А. Эйнштейн. Статья «What Life Means to Einstein» в Saturday Evening Post, 26 октября 1929 года.
[6] В. Гумбольдт (1767–1835) «Избранные труды по языкознанию».
Свидетельство о публикации №223080700177