Матюрморт обыкновенный

Семь финалов представлены полно на Яндекс Дзене
Здесь разрешена только одна картинка. Извиняйте!

Особый вид шахматной игры – «блиц со звоном».
Это когда двое за столиком бодро переставляют фигурки, громко комментируя происходящее, а вокруг стоит восхищенная группа зрителей, также вслух обсуждающая и игру и комментарии играющих. «Звон» - особое искусство, в лучших своих проявлениях высокое. Конечно мне далеко до «звонарей» подвизающихся на скамеечках Гоголевского бульвара или около памятника Екатерине Великой на Невском. Это люди фантастической одарованности. Мало того, что они играют как Боги. Но и комментируют на том же недосягаемом нам простым смертным уровне.
Сегодня я попытаюсь представить, то есть дать первичное представление, о том, как иногда комментируют матовые финалы кудесники вербализаций на улицах наших великих шахматных столиц. У меня нет никаких доказательств, что не я являюсь автором этих словесов,  и иногда я даже сам потихоньку горжусь очередной сногсшибательной находкой, но… в конце концов лишь бы радовало усталый слух старого матадора. Семь финальных позиций из моих бесконечных двухминутных партий в интернете это капля в море, уверяю вас! За три ночи мы с Валерием Петровичем сыграли однажды без сна  127 полновесных пятиминутных партии. Сыграли бы и больше, но Женщины! Играй мы «пулю» (по две минуты) партий было бы под пятьсот! То есть за жизнь автор этих строк сыграл не менее трёхсот тысяч партий. А может быть и миллион. Двадцать тысяч дней по пятьдесят быстрых партий… вполне реально!
Любителям пытаться играть «на ставочку» попутно расскажу об умельцах, с которыми вас может свести судьба. Сидит такой скромный мужичок, под шестьдесят. Вы усаживаетесь с ним за доску и начинаете играть. Играет он поначалу примерно так: выводит коней на края доски, неряшливо подставляет фигуры. В какой-то момент характер игры меняется: молниеносные гениальные перемещения фигур, грандиозные жертвы, и фантастические финальные сцены. Перед вами подпольный гроссмейстер. При этом у него с собой имеется справочка, что он играет в силу второго разряда, которой он очень гордится. Поверьте мне на слово: все «великие» наши мастера порою играют хуже некоторых «любителей второго разряда» подвизающихся на улицах. Мир устроен сложнее чем нам порою кажется. И на каждого официального суперсчётчика в России найдётся не менее десятка суперсчётчиков неофициальных. Вы хотите отвести душу и готовы платить за красоту? Тогда играйте. Но не тешьте себя иллюзиями. Потому я много лет назад играя на улице принял за правило: играть не «на», а «за». Вот мой скромный гонорар за одну партию. Десять партий и я заработал на ужин, как бы они не закончились. Так я проработал в Киевском парке Шевченко почти восемь лет. Ну а теперь к матам!
Список слов, которыми уставший мастер «звона» иногда завершает очередную партию.
В основе каждого такого финала лежит слово «мат».

Матеус!
Матец!
Матэц!
Матюха!
Мать!
Матюшка!
Матушка!
Матерь!
Матюрморт!
Матросик!
Матаролла!
Матака!
Примат!
Пулемат!
Заматайка!
Суматоха!
Матюжок!
Шмат!
Долматинец!
Мателька!
Шух и мут!
Муть!
(здесь надо пояснить, что в английском языке в закрытом слоге «U» звучит как «А»)
Замутил
Матримони!
Матрац!
Матя!
Думат!
Томат!
Автомат!
Юмат!
Ямат!
Оммат!
Коммат!

При произнесении с соответствующей интонацией слова весьма оживляют пейзаж!


Рецензии