К понятию сыгранной партии в шахматах

В самый первый день, когда я «научился» играть в шахматы, мой Учитель – Валерка Рыжий – так мы его звали во дворе (Валерий Егоров!!!) поставил мне более тридцати детских матов подряд.
Я упорно играл чёрными, а он при любых перемещениях моих фигур бил ферзём на f7 и чётко ставил мат!! Я наконец нашёл «противоядие» и первые три месяца всегда чёрными играл первым ходом е7-е6. При этом я и понятия не имел ни о цифрах, ни о буквах, ни о шахматной нотации. Не знал я и словосочетаний типа «французская защита». Мне просто нравилось «играть в шахматы».
Мальчишки во дворе и на соседней Горького играть не умели и я всех подряд «учил», чтобы обеспечить себя «партнёрами».
Что такое «детский мат»?
Это ровно четыре хода! Классическая атака строго по белым полям:
1.е2-е4
2.Cf1-c4
3.Фd1-h5
4. Фh5:f7
Мат!
Четыре хода это четыре секунды на перемещения с вашей стороны и секунд семь-восемь со стороны начинающего играть партнёра.
Некоторые, получив самый первый мат никогда более в жизни не берут шахмат в руки!
Если вы – детский шахматный тренер и работаете в детских садах по программе всеобуча, то за год вам придется сыграть тысячи раз именно эти ходы. И это – полноценные шахматные партии, причем далеко не всегда с благоприятным для вас эмоциональным фоном.
Если вы обучаете малютку этому мату, то вам необходимо повторить с ним эту партию от трех до десяти раз!
Понятно, что как шахматист вы в этот момент над собою почти не растёте. Зато с каждой такой партией вы растёте как шахматный педагог.
Теперь о шахматной партии как таковой.
Есть турнирные партии с большим контролем времени.
Например играют по два с половиной часа на сорок ходов и далее по часу на каждые двадцать ходов. История знала тугодумов, которые могли сутками размышлять над одним своим ходом и для них придумали шахматные часы и контроль времени. Таких турнирных партий профессионалы играли пять-шесть десятков в год, а за долгую шахматную карьеру в полвека и более до трех четырёх тысяч. Например работая над книгой о Людмиле Сауниной я проанализировал более полутора тысяч сыгранных ею официально партий. Естественно за последующие двадцать три года число их увеличилось еще минимум на тысячу. Но Людмила играла мало, поскольку у неё была серьёзная работа на Уралмаше и  воспитание сына тоже не добавляло времени на.
Но это речь о турнирных партиях высокого уровня.
Получили распространение турниры с укороченным контролем времени (от тридцати минут до часа на всю партию) в которых охотно играют любители и полупрофессионалы. Это три-пять партий за выходной день. Порядка двухсот таких партий в год. За пятьдесят лет это десять тысяч партий.
Партии с очень коротким контролем, которые массово именовались «молниеносными».
Обычно это по пять минут каждому на всю игру (блиц).Таких пятиминуток каждый любитель играет до тысячи в год.
Теперь, когда распространились игры онлайн в мировой сети имеется целая группа любителей (тысяч двести-триста в мире) которые частенько «зависают» в Сети играя «пулю» - партия за две минуты! Сотня партий в день (или в ночь!) заурядная практика.  Полсотни таких дней в году и у вас  «в активе» пять-семь тысяч партий в год. За тридцать лет это до ста пятидесяти тысяч партий!
Мой мозг (явно уступающий большинству мозгов в мире!) как я заметил, в лучшие моменты считал до 9-12 ходов форсированного варианта за доли секунды. То есть играя партию я считаю тридцать-пятьдесят раз минимум восьмиходовые варианты. Ещё раз подчеркну: это очень слабенькое эркю. У многих мастеров эркю в несколько раз мощнее, а у гроссмейстеров, с которыми мне доводилось играть оно сильнее моего в десятки и сотни раз!
То в среднем за партию я считаю (40х8=320) триста двадцать ходов, или 80 четырёхходовых партий, каждая из которых в десятки раз сложнее детского мата.
Проще говоря за одну партию шахматист проживает и промысливает десятки партий!
Я не упомянул еще такие виды игр как: сеансы одновременной игры (мой личный «рекорд» - сорок три партии против 1-3 разрядов за два часа на Сульфате в Архангельске в Первомай 1979 года), сеансы одновременной игры вслепую (мой личный рекорд десять партий одновременно против 1-3 разряда в АШШК в 1980, весной), партии по переписке )иногда два-три турнира параллельно одновременно – это вечерние анализы пяти-шести партий), разыгрывание партий сыгранных другими (в том числе и чтение шахматной периодики и литературы), участие в конкурсах решения заданий из практических партий и я совершенно не касаюсь практик композиторской деятельности и решения задач и этюдов. А между тем мир шахмат намного богаче описанного. Я поиграл вволю и в гексагональные шахматы, и в шведские шахматы, и в минишахматы различных модификаций. И ни слова о Мерцающих шахматах, а обычные шахматы перед ними просто бледнею ибо мерцающие кроют традиционные как бык овцу. Так что все «подсчёты» числа «сыгранных» партий весьма и весьма условны. И я лично пока не знаком с хорошим определением понятия «шахматная партия». Впрочем в СССР одна такая была! КПСС!
Но это уже совсем другая история.


Рецензии