1. 10. Командир подводной лодки

Струговец Фёдор Евгеньевич - 11.02.1948г., посёлок Ковалёвка Перелазского сельского совета (в 2-х км севернее села Перелазы; исключён из учётных данных в 1991г.).

Командир подводной лодки «Б-413» проекта 641 96-й бригады 4-й эскадры подводных лодок Северного флота, капитан 2 ранга.
Член КПСС (с 1975г.).
 
Награждён орденом Красной Звезды (1989г.) и медалями.

Подводные силы ВМФ после ВОВ получили особое развитие и явились важным элементом стратегического противостояния в эпоху холодной войны. В условиях наличия у вероятного противника ядерного оружия и подготовки в СССР адекватного ракетно-ядерного решения, они были длительное время основной силой способной скрытно находиться в океанских и морских полигонах вблизи побережья противника в оперативной готовности к боевому использованию.

С конца 1950 годов основу подводных сил составляли дизель-электрические подводные лодки (пл) проекта 641 (641Б), предназначенные для боевых действий на дальних коммуникациях, минных постановок, разведки, противолодочных действий. На Адмиралтейском судостроительном заводе в Ленинграде было построено 58 пл для ВМФ СССР и 17 – для Польши, Кубы, Индии, Ливии.

Данные пл активно использовались до начала 1990 годов, доставляя головную боль противнику. Успешно выполнив поставленные задачи, они были по достоинству и оценены – увековечены, как музеи. В нашей стране из 8-ми лодок-музеев 4  пр. 641 (641Б): г. Москва – «Б-396», г. Калининград – «Б-413», г. Вытегра – «Б-440», г. Тольятти – «Б-307». Есть указанный проект лодок, проданных в 1995-2002 годах, и в музеях за границей: «Б-821» («Брянский комсомолец») – г. Зеебрюгге (Бельгия), «Б-39» - г. Сан-Диего (США), «Б-427» - г. Лонг-Бич (США), «Б-515» - г. Гамбург (Германия).

В апреле 2011 года мне позвонил капитан 2 ранга запаса Ф.Е. Струговец и сообщил о желании прибыть в Калининград для встречи с сослуживцами и посещения пл «Б-413», на которой, оказывается, он был командиром в 1987-1988 годах.

Фёдор Евгеньевич в 1965 году окончил Колюдовскую среднюю школу, в 1970 году - противолодочный факультет ВВМУ имени М.В. Фрунзе в городе Ленинграде (в н/вр. - Военный институт имени Петра Великого).

29.04.2011 года, находясь в городе Калининграде, мы вспоминали романтику походов и суровые будни флотской службы. Фёдор с теплотой отзывался о подводниках, сплочённых особой спецификой ответственности каждого за судьбу коллектива, находящегося в едином корпусе пл и пространственном отрыве от Родины и близких.

Среднего роста, крепкого телосложения, со спокойным и рассудительным характером Фёдор, как никто другой, соответствовал сложным требованиям, предъявляемым к подводникам, а тем более к командирам. После окончания училища он был направлен на Северный флот и прошёл все офицерские ступени здорового карьерного роста от командира торпедной группы – командира 7-го отсека подводной лодки до командира «Б-413». Был командиром боевой части, помощником и старшим помощником командира лодки.

В июне 1987 года сложились непростые условия выполнения задач боевой службы в Средиземном  море экипажем «Б-413». Из-за нескольких месяцев ремонта в порту Тиват (Югославия) он потерял боеготовность. Решением командования воздушным транспортом на пл экстренно был доставлен резервный экипаж 161-й бригады, который под руководством Ф.Е. Струговца в период с 15 июня  по 13 декабря успешно выполнил поставленные задачи.

30-го апреля, после более чем 20-летней разлуки со своим детищем, Фёдор, одетый в парадную форму, отдал честь и ступил на родную палубу. На его груди сверкали рубиновые лучи ордена «Красной Звезды», полученного в 1989 году за успешное выполнение задач боевой службы и испытание новых образцов оружия на «Б-413». Экскурсанты с уважением смотрели и на его командирский знак с силуэтом пл.

Рассказ бывшего командира лодки о своей службе, деталях жизни и быта подводников сразу привлёк внимание её посетителей. Они с интересом слушали профессионала, задавая вопросы. Фёдор проследовал с ними, как ранее с подчинёнными, с первого по седьмой отсеки, с удовольствием и ностальгией вспоминая и делясь информацией. Увлечённый рассказом, находясь в знакомой до боли обстановке, мысленно возвращённый в период офицерской зрелости и мужских дерзаний, он на глазах помолодел. Лёгкие паузы формировались только при преодолении слушателями, не имеющими навыков подводника, межотсечных люков. С интересом и удивлением осматривали они малоформатную командирскую каюту, многие  изъявили желание сфотографироваться с боевым командиром.

Расширенное пространство 1-го отсека, заполненного 6-ю торпедными аппаратами и приборами управления ими, стеллажами с минами и торпедами всегда привлекало особое внимание посетителей. Бывший командир увлечённо рассказывал о торпедно-минном вооружении.

Осуществляя по ходу рассказа съёмку  видеоролика, я вспомнил печальный эпизод из своей прежней службы, произошедший в конце 1990 годов. Тогда в морском полигоне выполняли упражнения по выходу в подводном положении из лодки проекта 641 через торпедные аппараты 1-го отсека. Водолазы заползали в сухой аппарат, затем он заполнялся водой, и открывалась передняя крышка для выхода наружу. Трое подчинённых при этом получили баротравмы ушей из-за неграмотных действия специалиста лодки.

Продолжая съёмку, внезапно для Фёдора Евгеньевича и в присутствии значительного количества слушателей, задал вопрос: «Какие действия необходимо выполнить при выходе из лодки через торпедные аппараты шлюзованием?»

Фёдор спокойно, как будто и не было за плечами 18-ти лет гражданки, подошёл к пульту управления аппаратами и последовательно, как на методическом занятии, дал профессиональный ответ. При этом не упустил акцентировать внимание на открытии клапана вентиляции торпедного аппарата перед его заполнением забортной водой. Не выполнение этого требования и было главной причиной полученных баротравм…

Фотография Ф.Е. Струговец - командира №7 пл «Б-413» находится на почётном месте в экспозиции лодки.

Капитан 1 ранга запаса К.Л. Васильев – бывший командир пл «Б-290», боевой товарищ Ф.Е. Струговца, служивший с ним в одной бригаде, дал следующую оценку своему товарищу: «Уважаемый всеми человек, командир, который мыслил не ординарно, специалист, который выполнял торпедные стрельбы только с оценкой отлично».

После увольнения в 1993 году со службы капитан 2 ранга Ф.Е. Струговец переехал с женой и 3-мя дочерьми из города Полярный в село Никольская Слобода Жуковского района Брянской области. Неоднократно избирался главой администрации поселкового Совета.

Источники: л.3, 45, 55, 64, 114-116 и другие.


Рецензии