Витебские зарисовки

Начнём, пожалуй, как в том старом анекдоте… Где наша не пропадала? Наша пропадала везде. Много куда я ездил, как по работе, так и для души. Но вот Витебск я очень люблю. Какое-то особое место он в сердце занимает. Ага, между правым предсердием и мстиславльским рыцарским фестом. Первый раз в сём славном городе я оказался лет в десять. Это, собственно, была моя первая в жизни поездка из родного Смоленска дальше Хохлова. Так уж меня тогда природа наградила, что подобрать мне школьную форму в смоленском «Детском мире» не было никакой возможности. И вот ранним солнечным летним утром нас с двоюродным братишкой загрузили в «Икарус» с мягкими сиденьями, и куда-то повезли. Дорогу не помню совершенно, скорее всего я просто заснул. Но вот самое первое впечатление от Витебска врезалось в память на всю жизнь. На въезде в город небольшой обувной магазин с замечательной вывеской «Абутак». Вот она сразила меня просто наповал.
 А город очень понравился. Чистые широкие улицы, зелень скверов и прохлада широкой, для меня в те годы, реки. Автобусы какие-то странные ездят, за провода рогами зацепившись. Ну и масса всяческих вкусняшек и ништяков. Впечатление не испортили даже громко шипящие заприлавковые кобры в ЦУМе, требовавшие какие-то талоны, но всё равно продававшие, что просили. «Понаехали, тут» раздавалось нам в спину, а иногда и прямо в глаза говорили. Да и бес с вами. Главное, что у меня появилась школьная форма, да туфли с кроссовками. Буквально через 11 лет, возможно эти самые тётки, хотя вряд ли конечно, рядами и колоннами стояли у нас в Смоленске на площади Желябова, пытаясь продать мне вернувшемуся из армии всё, что душа пожелает. От сливочного масла до водки, только купи.
Ежели хорошо подумать и были мы в славном городе Витебске часа три-четыре. Марш-бросок по магазинам, набег на ЦУМ и переход через Западную Двину к железнодорожному вокзалу, где нас ожидал тот самый – «длинный, зелёный, колбасой пахнет». К описанию электрички Витебск-Смоленск можно добавить только одно, под завязку забит смолянами. Народу было столько, что, уж простите, не вздохнуть, не пёрднуть. Но даже это не повлияло на моё восприятие этого первого моего путешествия. Город мне понравился, от слова очень.
  Последующие лет и Москва-столица, и другие города пытались занять место Витебска у меня в сердце. Но у них ничего не получилось. Ни Орша, ни Полоцк, ни другие белорусские города, куда мы ездили с отцом на «тряску», меня не впечатлили. А да, что такое «тряска» стоит объяснить. Батя мой в то время работал в ОТК опытного завода НИИ «Теплоприбор». Был инженером на контрольно-испытательной станции. А телефон у них был параллельным с ещё одним отделом. И вот маменька звонит на завод, на другом конце провода поднимают трубку, и чтобы убедиться, что попала куда нужно задаётся вопрос «Это КИС?» Обычно просят перезвонить, а рядом с маменькой мы с братишкой угораем. Нет, это брысь, или ещё как. Так вот, в перечне проверок качества выпускаемой заводом продукции была так называемая тряска. Проверяемое оборудование загружалось в микроавтобус, совершенно не известной марки, какой-то закавказской, и сопровождаемое одним инженером ОТК накручивало километраж. Есть у меня большое подозрение, что оные километры машинка должна была набирать в окрестностях Смоленска, но не тут-то было. К «тряске» большинство инженеров ОТК, всеми правдами-неправдами брало отгулы, загружалось поутру в микроавтобус вместе с ящиками и дружно катило на просторы соседней советской Белоруссии.
       Пару раз и я попадал в эту весёлую компанию. Самым интересным воспоминанием был книжный магазин в лесу под Полоцком. Вокруг лес, ни одного населённого пункта километров на пять вокруг, а тут книжный. Инженеры в Союзе были люди читающие, поэтому мимо мы проехать не смогли. Что интересно, и я себе книжку нашёл. Ещё после первого класса на летних каникулах я в хохловской библиотеке среди многих прочих взял как-то книжку Жозёфа Рони-старшего «Борьба за огонь». И влюбился в палеолит с его мамонтами и прочими пещерными львами. Очень мне хотелось заиметь эту книжку в домашнюю библиотеку, но в Смоленске её было не найти. А тут вот тебе, пожалуйста. Пусть и не в том дизайне, но есть же. Пыл мой только батя у кассы охладил. Ты, говорит, книжку-то открой. И правда, приключения Нао со товарищи описаны на белорусском языке. Эх, а ведь надо было купить, сейчас бы в моей коллекции раритет был.
   В девятом классе нас от школы повезли в Москву. Как я сейчас понимаю, это была крайне интересная поездка, но не для меня. И «улочки московские», и Сергиев Посад с лаврой, и даже притягательно-неизвестный «Макдональдс» не произвели на меня молодого никакого впечатления. Был я тогда без памяти влюблён в одноклассницу, а она по каким-то причинам с нами не поехала. И был я мрачен, удручён и невосприимчив к красотам столицы. Юношеский максимализм и дурацкий романтизм в голове и сердце затуманили разум. Хотя один просвет всё же был. Это театр. Когда учительница литературы и по совместительству классный руководитель параллельного «А» класса Лариса Николаевна сказала, что мы идём на Шекспира, всё стадо недорослей взвыло. Классика, да это же скука смертная. Однако без вариантов, билеты уже были заказаны. Но как же мы заблуждались. В постановке то ли канадского, то ли аглицкого режиссёра «Сон в летнюю ночь» превратился в какой-то феерический музыкальный бурлеск. Эльфы с разноцветными ирокезами, запакованные в клёпаную кожу, раскатывали по сцене на скейтах. Всё было ново и крайне притягательно.
  Москву я не люблю, от слова совсем. Весь этот бешеный ритм мегаполиса, всех этих куда-то бегущих москвичей. Не хотел бы я там жить. А вот любимые уголки в столице за два года военной службы у меня появились. Старый Арбат с его коловертью красок, звуков, запахов, с ностальгическим «Смоленским» гастрономом. Сокольник, набережная Яузы в Лефортово, площадь у трёх вокзалов с книжным развалом. После 98 года мне в Москву приходилось ездить часто, но старался все свои дела быстренько порешать, и набив сумки нужным оборудованием, приехать на Белорусский вокзал. Там казалось, что ты уже вроде как и дома. А ездить надо было, потому как на зарплату техника ОПС в отделе охраны жену с малолетним детёнком не прокормишь. И работал я на трёх работах, и халтурил по полной. А когда в первый мой визит дюже бдительные московские тогда ещё милиционеры тормознули меня с двумя набитыми баулами на метро «Белорусская», я понял, что надо с собой и жену брать. А то ж эти бедолаги в погонах аж с лица сбледнули, завидев лежащие сверху в сумке аккумуляторы на 7 ампер-часов. Думали взрывчатка. Еле отбрехался, размахивая корочкой отдела охраны. И вся эта круговерть через семь лет привела меня в частную фирму на должность ведущего инженера. Сами позвали, я и думать не думал менять вневедомственную охрану на что-либо ещё. Позвать-то позвали, но похоже не очень понимали по первому времени за каким бесом я им был нужен. Главный инженер устроил директорам истерику, что он, мол, бедолага, просто завален работой, а его вишь не ценят. Думалось человечку, что ему зарплату поднимут, а ему в помощь позвали меня. Пришлось и компьютер с нуля осваивать, и сметы учиться разрабатывать, и проекты рисовать. И всё-таки я прижился. Ещё и практически все райцентры области объездил, занимаясь тем, что умел лучше всего, обслуживанием систем безопасности.
     Не утомил я вас, дорогие читатели? Мы ж за Витебск разговаривали. К нему и пришли, но предысторию стоит обсказать. Весной 2004 года нашу контору пригласили поучаствовать в смотре малого и среднего предпринимательства Смоленска. Можно было подойти к вопросу «спустя рукава», посидеть за столиком на выставке, да пораздавать визитки. Но мы решили заморочиться, и показать товар лицом. Генеральный заказал пять стендов из ламинированного ДСП с логотипом нашей конторы, а мы с глинжем (он же главный инженер Серёга свет Анатольевич) взялись монтировать на них разнообразные системы сигнализации да видеонаблюдения. Две недели проваландались, но руки-то помнят, не зря в охране 7 лет пахал. Экспозиция у нас получилась на загляденье. Всё работает, горит-пищит да мигает, когда нужно. Три дня я с молодым менеджером просидел в работавшем ещё тогда танцзале «Молодость», представляя нашу контору. Показывал работу систем, рассказывал о фирме да раздавал визитки. На крайний день выставки выяснилось, что мы взяли главный приз за лучшую экспозицию. А также в числе многих фирм были приглашены на такую же выставку в Витебск в рамках «Славянского базара».
     Шеф подумал и решил, что неплохо было бы попробовать поработать в соседней братской стране. И вот солнечным июльским утром мы уже монтировали выставку на втором этаже концертного зала, что у парка имени Фрунзе. Хотя, чего там монтировать, всё в рабочем состоянии, только развесь по стенкам да вилки воткни в розетку. Первый день оказался очень насыщенным, и по любимому городу побродить не удалось. Пока разместились, поменяли деньги (на недолгое время почувствовав себя миллионером), съездили в гостиницу «Ветразь», где вся смоленская делегация должна была разместиться. В оном «Парусе» миллионерами мы быть как-то сразу перестали. Имеешь на руках пачку разноцветных «зайцев» с ладонь толщиной, и тут же за двухместный номер на два дня и две ночи отдаёшь четыре пятых этой самой пачки. Резко начинаешь понимать, что «на пожрать» денег не осталось практически совсем. Пришлось звонить шефу и просить на следующий день прислать «денежное довольствие» с водителем. А то ведь с голоду тут подохнем за три-то дня. Но всё оказалось не так страшно. Вечером для смоленской делегации принимающая сторона банкет организовала, накормили-напоили, да так, что гулять по Витебску уже и не хотелось. Добраться б до номера и баиньки. 
 А вот уже следующий вечер мы с Витебском остались один на один. И отправился я ноги в задницу вбивать, от парка через реку до вокзала, а потом назад и налево, а потом от Смоленского рынка да по Черняховского до «Паруса» нашего, ой извинитя шановны сябры, до «Ветразя». И город не обманул моих ожиданий и детских воспоминаний. Я снова и окончательно в него влюбился. И, когда уже поздним вечером вытянул усталые ноги на гостиничной кровати, на душе и в голове были тихая радость и умиротворение. Даже на отсутствие в номере моего молодого напарника-менеджера мне было «фиолетово». Пущай блудит, на свежей витебской ночной прохладе тестикулы выгуливает. Это паразит припёрся посреди ночи, выжрал запрятанную в запас «полторашку» «Урштайна по-кёльнски» и впал в такой летаргический сон, что мне поутру пришлось его холодной водицей отливать. Отдых — это конечно хорошо, но работу никто не отменял, тем более, что после обеда нужно было сворачиваться и грузиться домой.
 С того самого времени я решил свозить семью в мой любимый город. Но как-то не срасталось. Сын всё больше рвался в Москву, посмотреть на Ленина в мавзолее и сходить в Макдональдс. Ага, такие вот разносторонние запросы. Он читать учился по книжке «Ленин и печник», и очень уж проникся уважением к вождю мирового пролетариата. Такую поездку м ы ему организовали перед первым классом. А в 2010 году я Димона в Питер на недельку свозил, совместив приятное с полезным, работу по тендерам и выгул детёныша по достопримечательностям северной столицы. Но Витебск не отпускал моих мыслей, и всё больше назревал…
 Как-то мой одноклассник познакомил меня с очень интересным человеком. О его судьбе можно книжку написать, и получится она остросюжетным боевиком. Мастер спорта по боксу, спецназовец ГРУ, да много чего ещё можно написать в той книжке про Сергеича. Да работать над ней надо не мне, а кому-нибудь типа Александра Бушкова, вот у него точно получится бестселлер. А в нашей реальности в декабре 2011мы с жёнами были приглашены на день рождения. И вот в процессе смешивания «Абсолюта» с бальзамом «Чёрный рыцарь» (белорусский бальзамчик оченно душевный) вдруг выяснилось, что уроженец велижской глубинки Сергеич имеет двушку в Витебске неподалёку от центра. Слово за слово, тем самым по столу, и мы договорились, что числа пятого января я с семьёй появляюсь в Витебске, пересекаемся с Сергеичем и поживём пару тройку дней в его недвижимости. На имевшихся в оной хате арендаторов уже пьяный владелец махнул рукой, съедут, мол, как скажу, так и будет.
 Дашка. Которой через пару месяцев должно было исполниться четыре года больше всех обрадовалась предстоящему путешествию.
-Ура, едем в Витбеск, - голосил ребятёнок, носясь по квартире и весело подпрыгивая. Правильное название города у неё выговорить не получалось. Но радости это ничуть не умаляло. В радостном предвкушении встретили Новый Год, и вот уже рано утром пятого января мы на пригородном вокзале Смоленска. Заранее знать бы, сколько этот самый электропоезд будет тащится искомую сотню кэмэ до Витебска, я б точно на автовокзал бы ушёл. Но что получилось, то получилось. Тащились три часа, останавливаясь на каждом полустанке. Ну наконец-то, вот он город мечты. Даха скакала по перрону распугивая своими криками пассажиров и местных голубей с воробьями. А город мечты встретил нас слякотью и проблемами. И главной проблемой оказался Сергеич. На телефонный звонок он ответил, и даже вспомнил, что обещал квартиру на три дня. Но, как, выяснилось с арендаторами он и не разговаривал на эту тему. Надо его дожидаться, а они с Димкой моим одноклассником приедут в Витебск часа через два. Попробовал я найти семейству номер в какой-нибудь гостинице, но весь коечный фонд был оккупирован нашими соотечественниками, приехавшими на длинные новогодние каникулы.
       Приунывшие мы добрели до площади Перамоги, она же Победы, что неподалёку от искомой квартиры и стали активно ждать Сергеича, совместив ожидание с экскурсией в небольшую пиццерию. Тут уж и настроение у моих детёнышей поднялось, пожевать оне люблють. Да и нужные люди вскоре подъехали. По дороге они обзвонили все известные отели Витебска, и пришли к тому же выводу, что и мы, на данный момент половина россиян в Белоруссии. Мы уж с одноклассником порешили, что они заберут моё семейство в Смоленск, а я к вечеру на электричке вернусь. Но тут Сергеич поглядел на погрустневшую моську Дашки, тяжко вздохнул и уехал. А через полчаса привёз ключи. На три дня «хоромы» на Московском проспекте в нашем полном распоряжении.
  И взялись мы обживаться, тут с женой не поспоришь, а я ведь уже «бил копытами» в плане большой прогулки. Странные всё ж арендаторы, даже спичек в квартире нет. Первым делом дошли до ближайшего гастронома за спичками и параллельно закупив большой пакет пельменей и прочую сметану. Война-войной, прогулки-прогулками, а одной пиццей сыт не будешь. Я себе ещё маленькую бутылку соевого соуса купил. Эту мою страсть к пельменям со сметаной и соевым соусом в семействе никто не разделяет, а оно и неплохо, мне больше достанется. Пока суть да дело с обедом, и промокшая по слякотной погоде обувка подсохла. Можно начинать знакомить молодёжь с моим любимым городом. Вперёд!
       И отправились мы на всё ту же площадь Перамоги к большому памятнику «Три штыка». Интересно выходит, все надписи и таблички на улицах на белорусском, в транспорте на нём же «трапынки» объявляют, а промеж себя все по-русски гуторят. Вот это вот несоответствие окружающей картинки с тем, что слышит ухо, вызывает такую странное и для меня крайне приятное чувство. Чувство какой-то домашней уютности и в тоже время инаковости. Как в детстве тебя пятилетнего манил соседний двор, но со своего уходить нельзя. И тот двор он вроде как и рядом, но в то же время другой и очень интересный. А Дашка в совершеннейшем кайфе носилась по выставке военной техники рядом со штыками. Прыгала с пушки на пушку, и что-то громко голосила. И где только ребятёнок этого нахватался? Огонь, кричит, заряжай, огонь. Очуметь. За дочкиными прыжками мы и не заметили, как подкрались ранние январские сумерки. И город сразу стал ярким, разноцветным, мерцающим. Гирлянды уличных светляков звали на прогулку по широким улицам. Туда, туда в сердце города, а то пропустите, не увидите, не заметите. И мы покорно шли, заворожённые яркой иллюминацией. В своё временное пристанище вернулись поздно вечером, не чуя ног.
   На следующий день проснулись поздно. За окошком неяркое зимнее солнышко уже вовсю освещало Московский проспект. Оказалось, что за вчерашний вечер мы выбились из сил, от слова совсем. НоВитебск манил своими мощеными булыжником улочками старого центра. Заморачиваться завтраком не стали, решив, что перехватим что-нибудь в «Лидских блинах». Вчера вечером как раз проходили мимо этой кафешки. Туда и отправились. На улице подморозило и от вчерашней слякотной сырости не осталось и следа. Интерьер кафе порадовал росписью под хохлому и большим аквариумом с разноцветными рыбками. Блины и прочие котлеты были выше всяких похвал. Забегу немного вперёд. В тот же день мы открыли для себя «Бульбяную», уютный полуподвальчик в самом центре Витебска. И оная стала местом притяжения на многие годы. Замечательные блюда белорусской кухни с колоритом советской столовой, нет для меня ничего вкуснее и притягательнее. В любой наш приезд доча первым делом интересовалась, а не поедим ли мы в «Бульбяной». Конечно, Дашут, конечно.
 Никуда не спеша, шаг за шагом, моё семейство открывало для себя мой любимый белорусский город. Это как пробовать незнакомый десерт, откусывая по маленькому кусочку. С каждым укусом открываются всё новые грани вкуса. Так и с Витебском. Всякий раз, каждые новые пройденные метры открывают что-то новое, интересное, красивое. То манит взгляд расписной интерьер кафешки, то блестит на солнце стеклом и сталью модерновая пирамида «Марко-сити». То шагаешь по широким проспектам, застроенным стандартными пятинами и девятинами, то вдруг откуда ни возьмись на глазах вырастает готическая ратуша, золотые купола православного собора. А под мостами неспешно несёт свинцово-синие воды Западная Двина. Витьба вроде бы совсем замёрзла, небольшенька ж  речечка, переплюнуть можно, но в месте впадения в Двину звенит весёлым каскадом водопадиков и утиным гомоном. Мощёная булыжником улочка за ратушей привела нас к зоопарку. И весёлые и не очень зверята заняли всё внимание моих детей. Димон, затаив дыхание, смотрел как весело и непринуждённо огромная львица ударами тяжёлых лап гоняет по просторной клетке подвешенную на цепях автомобильную шину. Дашка не могла оторваться от маленького поросшего комковатой шерсткой зубрёнка в открытом вольере. Тот стоял в полной прострации, удивлённо мотая лобастой рогатой бестолковкой. Сотрудникик зоопарка сказали, что его только сегодня привезли. Но вскоре её отвлекли громким весёлым хрюканьем кабаны. Они в соседнем вольерчике картохой хрумкали, ну а чем ещё белорусским кабанчикам заниматься.
      Краеведческий музей не сильно впечатлил, но только меня. Видал я музеи и побольше, и поинтереснее. А детёнышам понравилось. Вот Димон примеряет на себя топхельм, ухватившись за здоровенный двуручный меч. Дашка с визгом бегает по прозрачному полу зоологической части музея. Ей всё интересно и бобры, и всякие прочие щуки с карпами, и разное шерстяное зверьё в стеклянных витринах. После музейной экспозиции мощёная булыжником улочка привела нас к памятнику 1812 года и дому губернатора. И тут краем уха я услышал, что, прости Господи, несёт местная экскурсоводша небольшой групке туристов. Мол, Пётр Первый по злобе своей в 1709 году Витебск полностью сжёг. А что ж вы, говорю, не уточните, за что, собственно, сжёг. Поведайте туристам какой суммой местные купцы и магистрат снабдили Карла Двенадцатого. Молчит зараза, только глазами злобно зыркает. Да и бес с тобой.
  И гулялось нам по Витебску до позднего вечера. И снова яркие огни ночного города украсили нашу прогулку к месту временного пристанища. Завтра еще полдня блужданий, до электрички, и снова долгая дорога в родной город.
    


Рецензии