Актриса Ирина Мирошниченко

Недавно покинула этот мир актриса Ирина Мирошниченко. Начать свое повествование о ней я решил не как обычно, с рождения, а с воспоминаний о ней её друзей, которые много лет знали эту красивую (по крайней мере, в молодые и зрелые годы) актрису.  Вот что можно было найти о Ирине в интернете.

Последнее желание Ирины Мирошниченко пока не сбылось. Об этом рассказал ее друг – художник Никас Сафронов.

Давний друг актрисы говорит, что не может поверить в том, что Ирины Петровны больше нет, потому что все ее близкие люди были уверены, что она поправится, а еще Сафронов называет ее удивительным человеком.
- Она очень добрая, нежная, красивая, а в молодости – неотразимая. Прекрасный собеседник – душевный, незлобный, - рассказал Никас Сафронов в беседе с «МК».

Художник познакомился с Ириной Мирошниченко в начале 1990-х годов в ресторане, чтобы потом сделать набросок, вошедший в книгу эпиграмм Валентина Гафта. Актер не очень лестно отозвался о коллеге, но Мирошниченко была довольна, что Валентин Иосифович написал про нее.
- Мы с ней сразу нашли общий язык, часто встречались на разных мероприятиях, она жила работой, - рассказывает Никас Сафронов.

Несколько лет назад Ирина Мирошниченко снялась в фильме «Зимняя вишня 4», однако картину не закончили, а потом не стало режиссера Игоря Масленникова. Актриса мечтала, чтобы фильм все-таки вышел на экраны. Но не дождалась этого момента.

Актрисы не стало 3 августа на 82-м году жизни.

А вот что вспомнил литератор Сергей Николаевич. Он опубликовал давнюю фотографию артистов МХАТа, большинство из которых, увы, ушли в мир иной. И вот что он рассказ о том, как она появилась. На заставке именно эта фотография, на котором можно найти много запомнившихся артистов этого прославленного театра.  Вот что он вспомнил.
Они тут все. Участники спектакля "Перламутровая Зинаида" по пьесе Михаила Рощина. Весной 1989 года я попросил знаменитого фотографа Валерия Плотникова снять мне для журнала "Советский театр" всех звёзд МХАТа во главе с Олегом Николаевичем Ефремовым.

Собирали мы их долго. Там были у всех сложные отношения: у Калягина с Ефремовым, у Мирошниченко с Вертинской. Олег Борисов буквально почернел на глазах, когда я бросился к нему с мольбой не уходить и сняться вместе со всеми.

Понятно было, что конструкция, которую придумали Ефремов с Анатолием Мироновичем Смелянским, не была рассчитана надолго. И тем не менее это коллективное фото осталось единственным памятником несостоявшегося мхатовского союза единомышленников, о котором так мечтал Ефремов.

Наверное, Ирина Петровна Мирошниченко могла бы много всего рассказать о тогдашнем разделе МХАТа, о годах безролья, о своих женских и актерских обидах на Ефремова, а потом и на Табакова. Но она никогда этого не делала. Она была гордая женщина. Для нее был важнее имидж победительной, неувядающей блондинки на все времена. Французские духи, белокурая грива, алая помада.

"Ирочка, вы такая красавица, зачем вам яркий грим?", - осторожно интересовались гримерши в Останкино. "Я так защищаюсь", - говорила с улыбкой Ирина Петровна.

Она держалась за эту свою пудренную маску, ей нужны были эти французские духи и французские песни, которая она пела с самой юности, воображая себя новой Пиаф. Но она не была Пиаф. И все это знали, но не хотели ее обижать. Пусть поет!

Ее тянуло в драму. Ей хотелось каких-то сокрушительных страстей на сцене и в жизни. Хотя мне всегда казалось, что она была создана для лёгкой французской комедии: Лабиш, Скриб... Но во МХАТе эти пьесы никогда не шли.

За все почти шестьдесят лет, проведенных на главной сцене страны, один-единственный спектакль "Татуированная роза", который специально для нее поставил Виктюк. И тоже все страсти, страсти. Только итальянские!

В кино у Мирошниченко все складывалось много удачнее. Особенно поначалу. Данелия, Тарковский, Кончаловский, Желакявичус... Первый ряд режиссеров. Надменный Кончаловский скажет, что для "Дяди Вани" ему была нужна актриса, которая не выглядела бы смешно у рояля. Мирошниченко не выглядела смешно. И вообще в "Дяде Ване" она была очень даже sexy. Особенно на фоне трех немолодых, битых жизнью мужичков - Бондарчука, Смоктуновского и Зельдина, которые никак не могли ее поделить.

Этот сюжет потом повторится ещё много раз: она казалась слишком высокой, громкой и напористой. Рядом с ней как-то все невольно терялись. И пугались. Ей лучше было быть одной. В сущности, так потом и вышло. После череды знаменитых мужей и мужчин, - одинокая, не очень-то богатая и счастливая жизнь.

После всех главных ролей в кино, - бесконечные телешоу, в которых она участвовала, надо сказать, с видимым удовольствием и даже азартом. Как, впрочем, и все, что она делала в этой жизни. Она умела получать удовольствие от любой, самой скромной малости. И в этом тоже напоминала француженок, на которых так хотела быть всегда похожей.

..."Перламутровая Зинаида" прошла всего несколько раз и быстро была снята с афиши.
"А ты можешь у себя написать, что это был самый громкий провал в истории МХАТа?" - с пьяным озорством спросил меня Михаил Рощин, обдавая коньячным ароматом.

Вскоре МХАТ покинули Калягин, Вертинская, Борисов. Ушла Проклова. Умер Щербаков. А Мирошниченко осталась. Она любила МХАТ. Это была ее территория, ее мир. Ее жизнь. После смерти Абдулова она долго оставалась последней из легендарного актерского состава "Соло для часов с боем". Сегодня эти часы остановились навсегда.

Ирина Мирошниченко прославилась еще в молодости и стала культовой фигурой кинематографа советского периода, оставив след в сердцах зрителей на долгие годы. Знаменитая артистка до самой смерти радовала публику своим творчеством, сохраняя активность и бодрость.

Ирина Петровна являлась коренной москвичкой, но родилась в Барнауле. В этом городе мать артистки находилась в эвакуации во время Второй мировой войны. Отец Петр Исаевич Вайнштейн воевал на фронте, откуда вернулся с туберкулезом, которым затем переболела вся семья. Он был вторым мужем Екатерины Антоновны Мирошниченко, от первого брака она воспитывала сына Рудольфа.

После окончания войны семья знаменитости ютилась в маленькой комнате на Тверском бульваре, квартиру получили позже. Жили бедно, готовили из картофельных очистков, но мама все равно умудрялась создать уют. Она привила дочери хороший вкус, научила чувствовать себя королевой. У Иры всегда были новые наряды, которые перешивались из обносков.

В прошлом Екатерина Антоновна мечтала о сцене, получила актерское образование, но из-за ареста первого супруга лишилась возможности выступать. Любовь к искусству она передала наследнице. На их жилплощади умещалось пианино, а позже девочку приняли в «Гнесинку», в класс скрипки. Но долго она там не проучилась, зато французский язык, на изучении которого тоже настояла мама, пригодился в будущем.

Будучи школьницей, Ира окончательно убедилась, что хочет стать исключительно артисткой. Она занималась в театральной студии под руководством Владимира Андреева. Уже тогда он отметил, что у девочки есть талант, и советовал поступать в театральное.

После выпуска Мирошниченко отправилась поступать в Школу-студию МХАТ. Из-за большого потока вступительные экзамены у юной абитуриентки принимал сам Владимир Высоцкий – вчерашний выпускник. Позже она прошла все этапы и стала студенткой вуза.

Еще до выпуска артистка была уверена, что пополнит труппу МХАТа. На вручении дипломов выпускница заявила, что мечтает играть в мюзиклах, но ее тут же осадили – только классический репертуар. Первая роль для нее нашлась в массовке спектакля «Синяя птица», поставленного по одноименной пьесе-притче Мориса Метерлинка.

Вскоре на исполнительницу обратил внимание режиссер Борис Ливанов, разглядевший в ней потенциал. Он доверил ей роль Маши из знаменитой чеховской «Чайки». Став старше, Ирина Петровна играла Аркадину из этой же пьесы, каждый раз получая овации зрителей.

Во МХАТе происходили изменения – его возглавил Олег Ефремов, чему звезда была рада. Она много работала с режиссером, запомнила его строгим и трудолюбивым. Настоящей похвалы актриса удостоилась лишь однажды и запомнила на всю жизнь. Он отметил ее Машу из «Чайки».

В 2015-м Константин Богомолов предложил звезде сыграть королеву в постановке «Мушкетеры. Сага. Часть первая», на что она ответила согласием. Тогда же Ирина Петровна стала участницей театрализованного интернет-проекта – чтений произведений знаменитого российского писателя Антона Павловича Чехова, которые получили название «Чехов жив».

Пандемия коронавируса тоже застала артистку на сцене. Хотя она и оказалась в группе риска, Мирошниченко продолжала работать, соблюдая все меры предосторожности. О том, что театр закрывают на карантин, звезда узнала, играя в спектакле «Моя дорогая Матильда». Это стало для нее тяжелым испытанием, и она с нетерпением ждала снятия ограничений, чтобы продолжить служить зрителю.

В мае 2022 года артистка сыграла свой сотый спектакль. Им оказалась пьеса американца Израэля Горовица, который не отказал себе в удовольствии посетить премьеру в МХТ. Любопытно, что ранее этот спектакль в Москве ни разу не играли.

В кино Ирина снялась еще студенткой. Она дебютировала в роли Кати – сестры главного героя в исполнении Никиты Михалкова из лирической киноповести «Я шагаю по Москве». По правилам вуза это было запрещено, поэтому девушку едва не отчислили. Но по итогам собрания решили ограничиться выговором. С тех пор Мирошниченко ни разу не позволяла себе таких вольностей, хотя предложений поступало много. Фильм был популярен.

В 1967 году состоялась премьера военного фильма «Их знали только в лицо». Роль советской диверсантки Галины Ортынской принесла молодой актрисе любовь телезрителей.
Однажды, идя по улице, исполнительница встретилась с Андреем Кончаловским, запомнившим ее благодаря работе над «Я шагаю по Москве». Позже он предложил девушке сняться в его фильме «Дядя Ваня». По задумке режиссера, в кадре Ирина должна была выглядеть ангелоподобно. Чтобы этого добиться, по-особенному выстраивали свет, и волосы звезды становились очень светлыми, создавая эффект божественного сияния.

Мирошниченко везло на случайные встречи с кинематографистами. Однажды, сидя в кафе, она заметила на себе взгляд молодого человека и специально села так, чтобы было видно руку с обручальным кольцом на пальце. Но таинственный наблюдатель оказался режиссером Андреем Тарковским, искавшим актрису на роль Марии Магдалины в «Андрее Рублеве». По итогам фото-проб стало понятно, что Ирина подходит идеально.

Фильмография знаменитости продолжала стремительно пополняться, с ней желали работать именитые кинематографисты. Однако при утверждении на роль Веры Куркиной из картины «Пришел солдат с фронта» худсовет долго сомневался по поводу кандидатуры Мирошниченко. Люди не были уверены, что эффектная актриса справится с образом крестьянки. Но режиссер Николай Губенко отстоял ее, а Ирина продемонстрировала разноплановость и талант.

А вот на пробах для фильма «Это сладкое слово – свобода!» доказывать, что она подходящая кандидатура на главную роль, пришлось уже самой исполнительнице. Ассистент Витаутаса Жалакявичюса не верил, что блондинка сможет перевоплотиться в представительницу другой национальности – темноволосую латиноамериканку Марию. Тогда Мирошниченко надела парик, почернила брови и отправилась сразу к режиссеру, который быстро ее утвердил.

В дальнейшем в копилке актрисы появилось еще несколько главных ролей, но в 1980 случилась трагедия, едва не стоившая ей жизни и карьеры. Ирина попала в аварию и повредила позвоночник. Ситуация усугубилась, когда на съемках «Шляпы» она сильно застудила спину.
Врач, к которому попала артистка, проявил халатность и сделал укол, вызвавший аллергическую реакцию. От боли звезда не могла пошевелиться, но поставить ее на ноги удалось медикам в Венгрии. В этой стране исполнительница снялась в роли Елены Прекрасной.

В 90-е Ирина Петровна присоединилась к актерскому составу мелодрамы «Зимняя вишня», к которому в дальнейшем неоднократно возвращалась. Но в XXI веке исполнительница стала соглашаться на съемки гораздо реже, а после участия в «Капитанских детях» в ее карьере и вовсе наступил перерыв.
Артистка не забыла детского увлечения музыкальным искусством. Правда, она удивляла слушателей не игрой на инструментах, а мелодичным бархатным вокалом. Впервые Мирошниченко запела в дуэте со Львом Лещенко и с тех пор регулярно радовала публику выступлениями.

В прошлом артистка исполняла только песни Андрея Никольского, но затем и другие авторы начали предлагать ей свои произведения. Ирина Петровна выпустила несколько альбомов, самой популярной из которых стал «Нежные слова», изданный в 1994 году. Помимо русскоязычных душевных шлягеров, в репертуаре звезды присутствовали песни и на французском языке.

Как певица, Мирошниченко успела побывать с гастролями не только в России, но и за океаном. В 2017 году в честь своего юбилея исполнительница дала концерт в Театре Надежды Бабкиной, собрав друзей и многочисленных поклонников.

Ирина Петровна относилась к той немногочисленной плеяде актеров, которые решили не прибегать к пластическим операциям. В интервью она говорила о нежелании скрывать естественное старение организма и к тому же не хотела терять свою индивидуальность.

В 2018 году в биографии звезды произошла трагедия. Так как собственных детей у нее не было, самым близким и родным человеком оказалась крестница. Но она неожиданно умерла, что стало тяжелым ударом. Мирошниченко взяла на себя организацию траурных мероприятий, а также занялась судьбой «осиротевших» пуделей.

Личная жизнь звезды не являлась секретом. Актриса так и не стала мамой, о чем всегда сильно жалела. Она ставила на первый план карьеру, боясь, что рождение ребенка выбьет ее из привычного ритма.

Первым мужем актрисы стал драматург Михаил Филиппович Шатров, с которым она познакомилась во время занятий в театральной студии. Разница в возрасте составляла 10 лет, но избранник проявил заботу и уважение по отношению к ней, помог построить карьеру.
Брак просуществовал 12 лет, но артистка полюбила другого и ушла от Михаила. Детей у супругов не было. Однажды, узнав о беременности, Ирина решилась на аборт, в чем ее поддержал муж. Он не хотел мешать ее творческому становлению.

Разлучником семейной пары стал режиссер Витаутас Жалакявичюс, роман с которым вспыхнул на площадке. Но семейная жизнь со вторым супругом не сложилась, в быту они не подходили друг другу. Это замужество длилось полгода.

Позднее у знаменитости были длительные отношения с актером Игорем Васильевым. Избранник был менее успешен, чем Мирошниченко, что стало одной из причин распада семьи.
Васильев тоже подарил исполнительнице шанс стать матерью, но она вновь сделала аборт, боясь нестабильности. Спустя годы Ирина Петровна об этом пожалела.

В июле 2023 года СМИ сообщили о госпитализации артистки. Писали, что она почувствовала себя плохо и обратилась за помощью к медикам, причиной стал грипп. Оказалось, что несколько дней знаменитость пыталась вылечиться дома самостоятельно. На следующий день в СМИ появилась информация о новообразовании в головном мозге артистки. Затем писали, что у нее были выявлены проблемы с клапаном сердца и фоновые осложнения, такие как фибрилляция, тромбоз, пневмония и сепсис, Мирошниченко положили в реанимацию. После остановки сердца состояние артистки стабилизировали, но оно оставалось тяжелым.

А 1 августа знаменитость ввели в медикаментозную кому из-за крайне тяжелого состояния здоровья. 3 августа Ирина Мирошниченко умерла, не приходя в сознание. Ей был 81 год. Причиной смерти назвали полиорганную недостаточность вследствие септического шока. Похороны назначили на 7 августа. И в этот день я решил опубликовать свою заметку об актрисе.


Избранная фильмография

• 1966 – «Их знали только в лицо»
• 1971 – «Пришел солдат с фронта»
• 1972 – «Это сладкое слово — свобода!»
• 1976 – «…И другие официальные лица»
• 1975 – «Агент секретной службы»
• 1983 – «Мера пресечения»
• 1986 – «Тайны мадам Вонг»
• 1990 – «Мир в другом измерении»
• 1990 – «Зимняя вишня»
• 1996 – «Клюква в сахаре»
• 2004 – «Прощальное эхо»
• 2006 – «Капитанские дети»

Интересные факты

1. В 2017 году звезда стала гостьей популярного ночного ток-шоу «Вечерний Ургант». Во время передачи актриса совместно с ведущим разыграла по ролям знаменитые сцены из голливудских блокбастеров. Они показали фрагмент мелодрамы «50 оттенков серого», а также сцены из фэнтези-сериала «Игра престолов».
2. Одну из песен исполнительницы, «Элегия», зрители могли слышать в кинокомедии «Старый Новый год».
3. Мирошниченко была разносторонним человеком. Она любила слушать классическую музыку, разбиралась в русской и зарубежной литературе, на профессиональном уровне знала работы фламандских живописцев. Народная артистка обожала путешествовать, ее стиль – круизы и интеллигентные компании. Отдых на природе, охота и рыбалка – это было не для нее.


Рецензии