Ещё раз о термине ТАХ в связи с Землёй Трона
"Таг (гора) вообще означает Дагестан"
Аббас-Кули-Ага Бакиханов, "Гюлистан-и Ирам"
Сяньбийское TAG "страна", халха-монг. ТАГ "крышка", ТАГТ "плоская вершина горы", др.-греч. THAKOS "трон, седалище, местопребывание", нем. DACH "крыша". ? Кетское ДАГhАЙ "гнездо (орла)".
В предыдущих статьях мы писали о том, что хороним Daghestan в реальности означает "Земля Трона", что подтверждается данными арабских источников.В аварском его калькой выступает словосочетание Тахистан (ныне в ав. яз. не употребительно), зафиксированное в османских архивах (Шереффедин Эрэл, Дагъыстан ве Дагъыстанлылар). В совр. аварском сохранилось ТАХ- ШАГЬАР "столица". Для незнакомых с основами иранистики сразу оговоримся, что перс. shahar изначально означал не "город", а "владение, доминион" - shahr. В этом плане нет необходимости что-л. доказывать как нет смысла кого-л. убеждать в том,что Луна и Солнце вовсе не одно и то же. Мы в данной статье желаем лишь объяснить читателю кое-какие детали из этой темы.
Ав. ТАХ "трон". На первый взгляд оно может показаться заимствованием из перс. ТАХТ "трон, седалище (также "доска")". Это родственное слово, но аварская лексема не является заимствованием из конкретного персидского "тахт".
Перс. TAH (таh) "головка, шляпка,оконечность". Это точный перевод иран. (перс., осет., афг. и т.п.) SAER (саьр). В аварском оно должно соответствовать МАГI "гвоздь" (в том числе т.н. "гвоздь мозоли"). До массового применения железных гвоздей, термин ma' (МАГI) применялся по отношению к деревянному колышку. По представлению евразийских номадов, подобный колышек, но только из золота вбит в гору, персонифицирующую центр земли. Обо всём вы этом можете прочитать в статье "Сумеру" в Мифах Народов Мира.
Совр. ав. МАГIАРДА и МАIАРУЛАЛ напрямую связано именно с этим значением, а не МЕГIEР "нос, гора" (в андийском и др. языках это то "голова", то "рог", то ещё что-то подобное). Аварская основа в свою очередь то расширяется -а-, то ссужается- е-, избегая чего-то, какого-то недопонимания.
Здесь следует выделить, что как аварское МАГI, так и осетинское, перс., афг. САЕР не упускают из виду "ШЛЯПКУ ГВОЗДЯ" и далее разъясняется, что это в том числе "мозоль", её "корень, основание", который как мы знаем с трудом извлекается. Обращает на себя внимание и то, что в аварском присутствует МАГIАР-ДА "в горах", но нет чистой основы МАГIАР, есть лишь мегIер "гора, нос".
А теперь зададимся вопросом- как получилось так, что одна и та же основа меняет обличья, то это "трон, седалище" (низ, фундамент), то это "крыша" (верх)?
Халха-монг. ТАГТ "балкон, веранда,плато",ТАГНАЙ "нёбо", ТАГЛАА "затычка, пробка, втулка, крышка (но тагдгар "короткий, низкорослый"). ТАГ "крышка", ТАГ II "совсем, совершенно,абсолютно", ТАГ III "плоская вершина горы", ТАГ IV "полка". Напомним, что в сяньбийском TAG "страна", но TAGNAR "горы".
И вот здесь,наконец, выясняется, что исчезнувшее из прежнего аварского лексикона МАГIАР (MA'AR) должно было означать "ПЛОСКОГОРЬЕ,ПЛАТО". На представленной нами иллюстрации можно видеть ДЕРЕВЯННЫЙ НАСТИЛ под фундамент юрты. подобный настил запечатлён и на некоторых других рисунках монгольских юрт,т.е. не всегда и не везде юрта ставилась прямо на земле, в поле. Что же касается колышков,то они тоже необходимая деталь, применяемая в процессе установки юрт.
В сообщениях о событиях на реке Калке есть утверждение, что пленные русские князья были задушены под досками (это доски от русских телег), на которые сверху были настелены ковры, а на них уселась чингизидская знать. Мы не сможем сегодня выяснить всех деталей, ясно лишь одно- это был в том числе один из методов установки юрт у монголов, просто в данном случае под доски уложили пленных.
Отталкиваясь от этих деталей становится прозрачным соотношение перс. ТАХТ "трон, седалище" (также "доска") ТАh "головка, шляпка,оконечность", а также ав. ТIОГЬ "макушка, вершина, кончик", ТIОКЪО "навес",ТIОХ "крыша (ткж. "матерчатый верх папахи")", ТАХ "трон". Здесь всё закономерно, аварская шеренга вплотную шагает рядом с монгольскими лексемами и нет небходимости видеть иранское заимствование, если, конечно, в аварском не произошло изменение "тI-" в слове "тах" под влиянием персидского языка.
"Трон под балдахином" и "деревянный настил", а также "шляпка гвоздя" всё это в конечном счёте одно и то же. Ав. МАГIАР (MA'AR) являлось производным от МАГI "гвоздь, шляпка гвоздя, деревянный колышек". В иранских языках мы обнаружили очень похожее слово лишь в словарном запасе одного из диалектов пушту (Вазири) и озночает оно "приспособление типа гвоздя с украшенной шляпкой, продевавшееся в ноздри верблюда".
Насколько нам не изменяет память, у монгольских пастухов быовала даже песенка о "предводителе" скольких-то там "тысяч верблюдов с серебрянной жёрдочкой в ноздрях", далее в песне количество верблюдов увеличивалось и пелось соответственно о "золотой жёрдочке в ноздрях". Читать сегодня, разумеется, смешно, но факт, что и в монгольских караванах имелись когда-то подобные приспособления, судя по песне, не самые дешёвые, раз они могли быть из серебра и золота.
В средневековой географии Дагhестана Tax/Tagh- shahr, как минимум, должен был объединять три земли - Аварию, Лакию и Кайтаг с Зирихгераном (Кубачи).
И последнее...Махачкалинский еврей из ДНЦ РАН Тимур Айтберов выдаёт своё неаварство с головой когда зачем-то подписывается "Маардаса", потому что горско-аварское население так не изъясняется. На вопрос "куда ты собираешься?" проживающие в горах обычно отвечают "эхедэ" ( наверх, в верхнем направлении), не "магIарде". Вероятно, Тимур Айтберов переводит русское "в горы" как "магIарде, "с гор" -магIардаса и т. п., плохо понимая при этом горские реалии. Для проживающих в наши дни в горах, "магIарда" это не территория их собственного обитания, а области альпийских пастбищ. По крайней мере так обстоит дело в современном аварском языке. Это аварское "эхеде" (халха-монг. ЭХ "верховье") соответствует в немецком nach oben "на верх" ( ober "верх", "верхний"), а Тимур Айтберов пытается всех уверить, что он почему-то с "крыши" ( нем. Dach). То ли он упал оттуда, то ли так и не залез. В пресловутом "магIарда" аварское население пасёт коз и овец, и чем там может заниматься историк Тимур Айтберов для нас остаётся загадкой. Может быть пытается обучить горских коз родному языку Шолома-Алейхема? Прежде чем рекламировать аварскому народу собственное видение аварского патриотизма, лучше бы сам одолел вначале все тонкости аварской речи и не смешил людей.
В некоторых иранских языках, например хотаносакском daha означало "человек". Ничего необычного в этом нет. Здесь заметно семантическое развитие по типу "крыша/голова"> "человек",ср. афг. саьр "голова", сарай "человек"(сари "люди"). Предки пуштунов, будучи восточными иранцами, должны были входить, как и парфяне (апарно-дахи) в группировку "Dahaestan" в регионе южного Урала,вероятно, поэтому обнаруживаются те же схемы изменения семантики в терминах некогда важных для их мира.
Свидетельство о публикации №223080700386