Остров Даманский

На юго-восточной границе Сибири или на северо-восточных границах и даже в центральных районах Китайской империи жили племена чжурчжэней*. В XIII в. они были покорены монголами Чингисхана. Но в XVI в. среди чжурчжэньских феодалов выделился мудрый и предприимчивый бэйлэ (военачальник) Нурхаци. В течение 1580-х — 1620-х гг., совершив многочисленные военные походы против единокровцев из других племен, Нурхаци силой объединил чжурчжэней в одно большое, могущественное государство. Свой клан он объявил Айсинь Гьоро — Золотым родом. Вотчиной клана было владенье Маньчжоу. В 1616 г. бэйлэ провозгласил себя ханом, основанное им государство Цзинь стало империей. С этого времени началась экспансия чжурчжэней в Китай. Нурхаци одерживал победу за победой, ему удалось захватить Ляодунский полуостров. В 1625 г. хан перенёс столицу чжурчжэней поближе к Пекину, в только что завоеванный у китайцев город Шэньян, переименовал его в Мукден** и на следующий год благополучно скончался, не назначив себе наследника.
_______________________________
* Ближайшими родичами чжурчжэней являются эвенки (тунгусы), эвены, нанайцы, маньчжуры, удэгейцы, некоторые роды бурят и др.
** С 1929 г. Мукдену возвращено китайское название Шэньян.

Сородичи покойного избрали новым ханом его восьмого сына Абахая. Он продолжил завоевательные походы. Первой чжурчжэни покорили Монголию, после чего Абахай принял титул богдыхан — великий хан. В 1636 г. он дал своей династии новое имя Цин (Чистое) с намёком, что намерен завоевать китайскую империю Мин (Светлое). Тогда же Абахай повелел чжурчжэням зваться маньчжурами***, по имени его родовой вотчины.
___________________________
*** Существует версия, что в 1616 г. хан Нурхаци лично переименовал специальным указом чжурчжэней в маньчжуров. Указ не сохранился.

Затем богдыхан силой оружия переподчинил себе вассала Поднебесной — Корею. И наконец-то приступил к завоеванию империи Мин, где с 1628 г. полыхала Великая крестьянская война. Абахай успел возглавить 8 набегов, разорил более 150 китайских городов, убил несколько миллионов человек, но покорить империю не успел. Он скоропостижно умер в 1643 г.

Маньчжурским богдыханом высшая знать провозгласила пятилетнего Фулиня, сына Абахая. К этому времени в Китае был свергнут последний император династии Мин, престол оказался в руках вождей восставших крестьян. Часть китайских феодалов поддержали маньчжуров, и уже через год (1644 г.) дяди Фулиня князья-регенты Доргонь и Цзиргалан разгромили повстанцев, захватили столицу империи и возвели шестилетнего племянника на китайский престол под девизом Шуньчжи. В Поднебесной воцарилась последняя императорская династия — маньчжурская династия Айсинь Гьоро. Свершилась мечта Абахая: империя Мин обернулась в империю Цин!

По логике вещей, Китай должен был стать частью Маньчжурской империи, но произошло быстрое окитаивание императорского двора. И о чудо! Держава-победительница на положении вотчины династии Айсинь Гьоро оказалась северной провинцией Китайской империи, вроде бы покоренного государства. Включение Маньчжурской империи и всех её завоеванных ранее территорий (в частности, Монголии) в состав Китая даже документально не было оформлено.

Большинство маньчжуров отказались признавать себя жителями Китая, полагали свою страну независимым государством и до н. XX в. просто не впускали китайских чиновников на земли Маньчжурии. Маньчжурские феодалы не раз обращались за защитой от китайских притеснений то к русскому царю, то к японскому императору.

В середине XIX в. империя Цин агонизировала. Китай потерпел катастрофу в Первой опиумной войне (1840—1842 гг.), на этой почве в стране началось великое восстание тайпинов (1850—1864 гг.). В разгар восстания Великобритания развязала против империи Вторую опиумную войну (1856—1860 гг.). Вот тогда-то генерал-губернатор Восточной Сибири граф Н.Н. Муравьев, поддержанный апостолом земли Сибирской архиепископом Иннокентием и с одобрения царя Александра II, под угрозой вступления России в Опиумную войну на стороне англичан предложил соседям вернуть территории, занятые маньчжурами по Нерчинскому договору. Тем более что одной из подписавших договор стороны — Маньчжурской империи — на то время уже не существовало. Правительство Цин вынужденно согласилось. 16 (28) мая 1858 г. в городе Айгуне российская администрация в лице Муравьева и маньчжурские чиновники (читай, китайские) подписали Айгунский договор, по которому граница между Россией и империей Цин  устанавливалась по реке Амур, причем проходила она по китайскому берегу (т.е. все острова на реке стали российскими).

2 (14) ноября 1860 г. в Пекине Российская и Китайская империи подписали трактат, который де факто ликвидировал Маньчжурскую империю. Северная ее часть под названием Внешняя Маньчжурия вошла в состав России; южная под названием Внутренняя Маньчжурия стала частью Китайской империи. Пекинский трактат подтвердил статьи Айгунского договора и установил современную границу между Россией и Китаем по китайскому берегу рек Амур, Уссури, а в Приморье — реки Туманной-Тумыньцзян (кит.)-Туманган (кор.)****.
__________________________
**** Поскольку Корея в подписании договора не участвовала, ныне Южная Корея нашу границу на Туманной в Приморье не признает; Северная Корея предпочитает не конфликтовать.

В 1919 г. на Парижской мирной конференции победители в Первой мировой войне включили в международное право положение о том, что границы, которые проходят по рекам, должны устанавливаться по главному фарватеру рек, а не по их берегам. Ни Россия, ни Китай в принятии этого решения не участвовали, отчего никаких пограничных претензий к СССР со стороны Китая долгое время не было.

Но вот в 1957 г. на XX съезде КПСС Н.С. Хрущев выступил с клеветническим докладом о якобы существовавшем в СССР культе личности Сталина. Против спровоцированного этим докладом начала распада единого мирового рабочего и коммунистического движения выступила КПК, во главе которой стоял тогда Мао Цзэдун. Советские вожди обвинили китайцев в оппортунизме. Китайцы ответили своими обвинениями. Конфликт стал быстро разгораться. Уже в начале 1960-х гг. китайские историки вспомнили об Айгунском и Пекинском договорах, объявили их несправедливыми. Китайские националисты потребовали вернуть им якобы незаконно отнятые территории (включая Владивосток, Хабаровск, Уссурийск, Арсеньев и др. бывшие территории Маньжурии. Вспомнили и о речных берегах и главном фарватере.

Для решения конфликтной ситуации с речными границами в СССР в н. 1960-х гг. была сформирована переговорная комиссия во главе с замминистра иностранных дел Л.Ф. Ильичёвым. С перерывами она проработала 25 лет и ничего не решила. Наконец китайское руководство задумало силой захватить часть советской земли.

В ночь с 1 на 2 марта 1969 г. на ближний к китайским берегам остров Даманский на реке Уссури тайно переправились 77 китайских бойцов и устроили там засаду. Ими были застрелены 7 наших пограничников, тела погибших зверски изуродовали. На остров спешно прибыла советская подмога. Всего в течение дня были убиты 31 наш пограничник и 39 китайцев. Захватчики отступили.

Утром 15 марта артиллерия китайцев начала обстрел наших пограничников, сосредоточившихся на Даманском. К советской границе были подтянуты 2 дивизии, по 16 тыс. бойцов в каждой. Перевес в живой силе был очевиден. Кремль же заигрался в дипломатию, фактически оставив наших солдат на убой. И тогда вопреки приказу избегать кровопролития 17 марта 1969 г. командующий дальневосточным военным округом генерал-полковник О.А. Лосев отдал приказ применить против китайцев новейшие системы залпового огня «Град». На этом конфликт был исчерпан. Число погибших в тот день засекречено китайской стороной и в наши дни.

Жертвы нашего народа оказались напрасными. После гибели СССР российские СМИ дружно залили грязью память пограничников-героев. Россия утратила статус мировой державы, а КНР, благодаря верности военной присяге её вооруженных сил, наоборот, обрела статус мировой державы. В 2005 г. РФ покорно признала границы с Китаем по главному фарватеру рек Амур и Уссури, отдав в общей сложности 337 км2 территории наших островов, обездолив без компенсации многих дальневосточников. Был сдан и остров Даманский.

Китайские националисты по-прежнему лелеют мечту о «возвращении» им всей Маньчжурии.


Рецензии