Смотритель Галереи. Красота как Добродетель

(наброски к прозе)

В двадцатилетнем возрасте Леонардо да Винчи был под влиянием нидерландской живописи, что
противоречило художественным требованиям мастерской Верроккьо, куда юного Леонардо взяли
учеником около десятка лет назад. Достаточно привести в пример «Портрет Джиневры де Бенчи»,
главное содержание которого – связь женской красоты с добродетелью.

Вы легко представите лицо и причёску этой прекрасной дамы, вспомнив кадры популярного
фильма Андрея Тарковского, где мелькает репродукция этого леоеонардовского шедевра и сразу
же согласитесь с тем, что её внешность очень напоминает внешность одной из самых красивых
актрис нашего отечественного кинематографа Маргариты Тереховой…

У тонкого эстета АндреяТарковского был безупречный вкус, он был завсегдатаем Эрмитажа и до
мельчайших деталей знал, в каком зале расположена та или иная экспозиция или картина. В его
неподражаемых кинолентах непременно цитируются полотна Рембрандта или Брейгеля, да Винчи
или Тициана… У Тарковского были свои представления о женской красоте.

«Портрет Джиневры Де Бенчи», исполненный маслом и темперой на дереве,  – первое творение
Леонардо в безупречной живописной технике, которое имеет точную дату, и это произведение не
на религиозную тему. Очень напоминает манеру Яна Ван Эйка или Ханса Мемлинга: небольшой
портрет (38,1х37 см) «крупным планом», без изображения рук (как на картине «Джоконда»).

У «Портрета Джиневры де Бенчи» есть и обратная сторона, на которой изображены ветвь лавра,
пальмовая ветвь и можжевельник, перевитые лентой с латинской надписью: «VERTUTEM FORMA
DEKORAT», что в переводе означает: «Красота украшает добродетель». Следует заметить, что эти
аллегории употреблялись в традиционных темах литературы и искусства той эпохи.

Бледность Джиневры на тёмно-зелёном фоне разросшегося можжевелового кустарника –
отнюдь не художественный замысел да Винчи. Знатная красавица была больна, но при этом
горячо любима своим богатым супругом, который заказал её портрет, тем самым увековечив
почти призрачную красоту. Известно, к тому же, что Джиневре не чужда была поэзия…

И пальмовая ветвь, и лавровый лист, перевитые лентой с надписью, присутствовали и на родовом
гербе Бернардо Бембо, заказчика картины, пожелавшего подчеркнуть целомудрие и верность его
прекрасной молодой супруги, исполненной неподражаемого изящества и грации. Известно, что в
верхнем левом углу своих работ Леонардо да Винчи надписывал  зеркальный автограф.
<Продолжение следует…>.


Рецензии