5. 2. Вернигор А. П. -учёный

Вернигор Александр Петрович - 16.09.1914г., село Попова Гора Поповогорской волости Суражского уезда Черниговской губернии (в н/вр. – посёлок городского типа (пгт) Красная Гора Красногорского района Брянской области).

Заведующий лабораторией селекции и семеноводства ячменя и зернобобовых культур, старший научный сотрудник Ленинаканской государственной селекционной станции (с 1991–Гюмрийской).

Заслуженный агроном Армянской ССР (1981г.).
Член КПСС с 1950 года.

Награждён медалями «За трудовую доблесть» (1966г.) и «Ветеран труда» (1977г.), дипломом 1-й степени Выставки достижений народного хозяйства (ВДНХ) СССР (1959г.), а в 1973 году - дипломом 1-й степени, медалью и денежной премией на республиканской сельскохозяйственной выставке.

Статья кандидата исторических наук В.А. Снытко в газете Красногорского района Брянской области «Красногорская жизнь» от 27.03.2018 года (прил.1) не могла оставить равнодушным любого читателя. В ней впервые были частично приоткрыты страницы биографии учёного-селекционера, всю жизнь работавшего вдали от родных краёв и не побывавшего более ни разу на своей малой Родине.

Его судьба, сколь значимая, столь и таинственная затронула и меня, тем более что речь шла об уроженце Красногорского района, неизвестном ранее. По ходу изучения и анализа информации, изложенной в статье, прояснилось, что факты, указанные в ней, опирались только на редкие, но объёмные  письма А.П. Вернигора своим родственникам – раз в 2-3 года, другие же источники отсутствовали. В результате детального рассмотрения обрывков биографии значимого по своим трудам, но неизвестного земляка, появились десятки вопросов и много неясностей. Обращение к печатным и электронным средствам массовой информации ничего не дало – такой учёный нигде не значился, информация о нём отсутствовала. Это вызвало ещё больший интерес и желание разобраться и понять, кем же был этот таинственный человек, чем занимался, чего достиг и как завершил свой жизненный путь.

В ходе длительных поисков, не обнаружив ответы на интересуемые вопросы в источниках Брянщины и РФ, вынужден был обратиться к руководству Армянской региональной национально-культурной автономии Калининградской области и Армянской апостольской церкви города Калининграда, а в дальнейшем – к руководству ЗАО «Гюмрийская селекционная станция».

И здесь, к счастью, повезло на добрых и отзывчивых людей. Доброжелательность, душевная сопричастность, неравнодушие к судьбе А.П. Вернигора руководства и специалистов селекционной станции порадовали.  По благоволению и указанию директора  ЗАО «Гюмрийская селекционная станция» Давида Вардановича Мартиросяна завязалась оперативная переписка с его помощником уважаемой Астхик Атоян. В результате были получены ценные документы и воспоминания коллег, они позволили найти ответы на многие вопросы, прояснить ситуацию, понять и ощутить атмосферу стоического борения и творческого дерзания Александра Петровича...

Село Попова Гора привольно раскинулось на крутом восточном берегу реки Беседь, в нём проживало около 4000 человек. Александр родился в простой семье рабочего. Дом его родителей находился на восточной окраине села, на берегу реки Полонка (в н/вр. – переулок Солнечный пгт Красная Гора).

Неприветливо встретила поповогорская земля появление на белый свет безгрешного младенца Александра, наложив отпечаток на всю его жизнь. Богатые краски осени, вселяя надежду и даря нежное тепло, только усиливали предстоящую неласковость. Судьба уготовила ему тяжкие испытания и великие свершения на жизненном пути, воедино увязав их в тугой узел. Человеку не дано предвидеть своё предназначение, в совокупности оценить тяжесть ожидаемых ударов судьбы, но это и помогает последовательно преодолевать их, имея надежду на позитив и счастливое будущее…

Пётр Вернигор – отец Александра работал шахтёром на Донбасских рудниках, а мать самостоятельно вела своё мелкое крестьянское хозяйство, сдавая полученный надел земли более имущим хозяевам.

В 1914 году отца призвали в армию, он убыл на русско-германский фронт и принял участие в Первой мировой войне. Положение семьи резко изменилось в худшую сторону.

После Великой Октябрьской социалистической революции 1917 года Пётр Вернигор в течение 2-х лет в составе партизанского отряда вёл борьбу с врагами революции за установление советской власти. В период 1919 – начало 1920 годов он был старшим милиционером Поповогорского района.

В январе 1920 года отца не стало, он был убит белогвардейцами и кулацкими элементами, с которыми боролся. Александру в это время исполнилось 5 лет, а сестре - 3 года.

В 1921 году мать вышла замуж и сразу же уехала со вторым мужем на его родину в Куйбышевскую область, а детей оставила на попечение бабушки.

Таким образом, уже в младенческом возрасте Александр и его сестра остались без отцовской поддержки и материнской ласки. В сложившейся ситуации они были подобны бледным побегам растений, заброшенным в неблагоприятную почву.

В 1922 году, в тяжёлых условиях борьбы с нуждой, от воспаления лёгких умерла сестра. После её смерти Александр остался не только без родителей,  но и без самого близкого и родного человека - сестры.

В 1924 году он начал обучение в Красногорской сельской школе. Учитывая сиротские условия его существования, посильную помощь оказывал сельский совет.

В 1928 году Александр окончил 4 класса Красногорской школы. В этом же году умерла бабушка, и он остался совсем один, без поддержки и опоры. 

В этих условиях ему пришлось самому пробивать себе дорогу в жизнь, уже с 14-ти лет он начал работать на красногорских торфоразработках.

Осенью 1929 года Александр поступил в Гордеевскую школу крестьянской молодёжи (ШКМ). В ней, кроме общего образования (7 классов), давали и основы агрономических знаний.

В 1932 году он окончил Гордеевскую ШКМ и осенью поступил на Владимирский рабочий факультет при сельскохозяйственном институте «Учкомбове».

Чтобы выжить, в период учёбы в ШКМ работал в совхозе, а обучаясь в городе Владимире – разнорабочим в вечернее время и выходные дни на товарной железнодорожной станции.

В 1934 году Александр Вернигор окончил Владимирский рабфак и осенью по конкурсу поступил в Саратовский сельскохозяйственный институт.

В 1939 году, окончив с отличием институт, получил специальность селекционера–семеновода. Наркомземом (Народный комиссариат земледелия) СССР  был распределён на Ленинаканскую государственную селекционную станцию Армянской ССР, куда и имел желание попасть.  В декабре А.П. Вернигор прибыл в город Ленинакан. Здесь, на селекционной станции он начал свой трудовой путь, посвятив исследовательской работе на ней всю свою жизнь.

Селекционная станция, созданная в 1924 году, находилась вблизи города, северо-восточнее его. 29.06.1937 года решением Армнаркомата СССР Ленинаканская опытно-эксплуатационная станция, имевшая 6 отделов, была переименована в Ленинаканскую государственную селекционную станцию. До настоящего времени на ней занимаются селекцией и семеноводством   колосовых хлебных злаков: озимая и яровая пшеница, яровой ячмень; злаковых культур: фасоль, чечевица, горох; многолетних цветочных растений: эспарцет, люцерна; овощных культур: капуста, морковь, столовая свекла. На станции было создано более 40 сортов сельскохозяйственных культивируемых растений.

Город понравился Александру Петровичу, а на работе он вскоре познакомился  с Марией Елисеевной, ставшей в 1940 году его верной супругой, а затем соратницей по научной работе и соавтором многих новых сортов, выведенных им. Вместе они увлечённо и без устали занимались любимым делом, проверяя на практике результаты теоретических исследований.

В родные края Александр Петрович больше ни разу не приезжал. В Красной Горе у него оставались только тётя Елена и двоюродная сестра, навещавшая его в 1948 году, а в Москве – дядя Павел и в городе Новозыбкове – двоюродная сестра Полина.

Увидеть родные сердцу красногорские места, полюбоваться плавными изгибами ленты реки Беседь, окаймляющей село, вдохнуть аромат свежескошенного разнотравья и ощутить таинственно притихшую, ещё сонную утреннюю свежесть ему больше так и не пришлось. Только редкие письма, как тонкая, но прочная паутина, связывали его с родной Брянщиной.

В определённой мере это объясняется ранней потерей родителей, оторванностью от родных мест и глубокой увлечённостью любимой работой, которой он отдавал всё своё свободное время, даже отпуска часто проводил на селекционной станции. Его целеустремлённость в работе, энергия и системный поиск нового в научных исследованиях позволили ему стать известным исследователем-селекционером Армении. Он длительное время являлся ведущим специалистом станции.

Из 600 местных образцов ярового ячменя, в ходе длительных исследований и практической работы в поле, им был выделен и в 1957 году передан в Государственное сортоиспытание знаменитый сорт ярового ячменя Нутанс-115, который в 1964 году был успешно районирован в высокогорных районах Армении, став одним из основных.

В 1959 году А.П. Вернигор стал участником ВДНХ СССР. На ней были представлены его натуральные экспонаты: чечевица сорта  Таллинская 6 (урожайность 16,5 ц/га с 3,4 га), фасоль сорта  Армянская красная (урожайность 20,7ц/га с 3,6 га), нута сорта Ленинаканский 313 (урожайность 15,4 ц/га с 3 га). По итогам смотра Ленинаканская государственная селекционная станция была награждена Аттестатом 1-й степени (прил.4), а А.П. Вернигор - дипломом 1-й степени.

Мария Вернигор, дружелюбная и добросердечная, милая женщина, как оценивают её коллеги, всячески поддерживала мужа. Александр Вернигор обладал высокой духовностью и требовательностью к себе, даже с растениями был внимателен и нежен, беседуя с ними, как с людьми.

 К 1982-му году Александром Петровичем были созданы и районированы по Армянской ССР 6 новых сортов: ярового ячменя Нутанс-115, фасоли Армянская красная, нута Ленинаканский 313, чечевицы Таллинская 6, льна масличного Артикский 7 и Гукасянский 17. К 1983 году в перечень его научных трудов входили 4 печатные статьи и 7 районированных сортов (прил.7).

Они являлись основными в производстве. Данными сортами в 1981 году было засеяно 21500 гектаров. Условная прибыль от их использования составила 1298184 рубля (прил.6).

В этот же период им также были переданы в Госсортоиспытание новые сорта: озимого ячменя Кумайри, ярового ячменя Ахуряни 84, фасоли Армянская спаржевая.

К 1988 году А.П. Вернигором было внедрено 10 новых районированных сортов растений, ежегодная прибыль от которых составляла более 6 миллионов рублей (прил.1).

Жизнь с детства не баловала Александра Петровича, подвергая всё более жёстким испытаниям. Не миновало его очередное несчастье и в Ленинакане - он рано потерял своего единственного сына Сергея.

«Бог дал, Бог и взял», - пытался как-то найти душевное равновесие Александр Петрович, невольно вспоминая опытом жизни и большой верой выработанную мудрость предков, но облегчение это не приносило. Только острая душевная боль, муки жены и матери его ребёнка заглушали его личные переживания, возбуждая желание поддержать Марию и облегчить её тяжкую ношу.

Любимая жена продолжала оставаться его главной опорой, однако судьба уже уготовила ему новые тяжёлые испытания…

7.12.1988 года в 11.41 страшное землетрясение с эпицентром в городе Спитак обрушилось на Армению. Это была общенациональная трагедия. Погибло около 25 тысяч человек, более 500 тысяч – остались без крова (л.73). Город Ленинакан подвергся удару стихии силой в 9 баллов. Значительная часть зданий и сооружений были разрушены до основания (более 80% жилья), город лежал в руинах, похоронив многих жителей.

А.П. Вернигор находился на станции, объекты которой также были разрушены. В этот день он только вечером смог вернуться домой, обнаружив там одни развалины. Под ними погибли жена Мария, её сестра Павлина и племянница София.

В одно мгновение он потерял всё, а главное - всех близких и родных ему людей, оставшись в глубоком одиночестве и без жилья. Невосполнимой была утрата, но в его жизни оставалась любимая работа.

Александр Петрович, убитый горем, но не сломленный, духовно продолжая общаться с ушедшими из жизни любимыми людьми, похоронил их, установив сразу 4 надгробия: первое из них – самому себе. По православной традиции, когда есть понимание, что Творцу-создателю всё доступно и прозрачно, а многословие излишне, он скромно написал на надгробиях только имена.

После землетрясения добрые люди приютили одинокого  пенсионера, предоставив ему угол в однокомнатной квартире, затем он жил на территории компании в небольшом домике, проводя основное время на станции. Помогали и поддерживали его сотрудники станции, на завершающем этапе ухаживали дочери его коллеги – учёного Геворга Дзитохцяна. Теперь только работа стала для Александра Петровича – персонального пенсионера районного значения, основным и главным смыслом жизни. В своём кабинете, увлечённый научными изысканиями, он временно отвлекался от обрушившегося несчастья, а в воскресенье, невзирая на погоду, шёл с цветами на кладбище…

В письме от 10.07.1989 года он признавался, что не может смириться с мыслью о безвозвратной потере и писал: «Жизнь меня никогда не баловала… И вот в финале бытия переживаю страшную катастрофу… Оказался сиротой, одиноким, несчастным, каким был прежде. Но на всё надо иметь терпение и понимание сложнейшей обстановки» (прил.1).

21.09.1991 года город Ленинакан был переименован в город Гюмри. Ленинаканская селекционная станция стала именоваться Гюмрийской.

Тяжёлые испытания, выпавшие  Александру Петровичу, не сломили его, он, как учёный,  продолжал работать и творить.  Пришло к нему в этот период и новое увлечение творчеством Льва Толстого, где он искал глубинные ответы на сложнейшие вопросы о смысле жизни, предназначении человека.

В 1999 году А.П. Вернигор отметил 60-летний период работы на селекционной станции, продолжая и дальше трудиться на ней.

Ещё в институте, проходя в 1938-1939 годах производственную практику на Саратовской селекционной станции, он поставил себе амбициозную цель – сделать какое-нибудь открытие, которое имело бы большое практическое значение для селекционной и семеноводческой работы. Об этом он всегда помнил и стремился реализовать задумку. Вся его последующая жизнь и была воплощением юношеской мечты. На завершающем этапе жизненного пути он и подошёл к решению заветной цели – 4.03.2000 года им была написана научная статья «На Гюмрийской селекционной станции открыт новый Основной Закон Природы» (прил.8).

Уважая выводы видных учёных-селекционеров, А.П. Вернигор смело, по-новаторски излагает свою точку зрения, выстраданную и апробированную на практике. Поражает пронизывающая всю его статью целостность человека и природы, их единение. Отсюда и подход к селекционной работе – не механический, а внимательный и тонкий, с учётом живых законов природы. Он отмечает, что учение Мичурина: «Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у неё наша задача» - вредное мероприятие, глубоко нарушающее законы Природы. Александр Петрович делает вывод, лежащий в основе его Закона: «В руслах экологических ниш происходит симбиоз между фундаментальными признаками внешней среды и генотипом растений».

Сотрудники станции тепло и с глубоким уважением делятся воспоминаниями о старшем товарище, называя Александра Петровича «божественным и богоподобным». Они до сей поры помнят его, как доброго дедушку, любившего людей и относившегося к окружающим тепло, ласково и цивилизованно, как человека, ставшего бессмертным в своём труде.

Он любил Армению и её народ, в совершенстве, даже с диалектом, владел армянским языком (прил.2).

Из воспоминаний заведующей научным отделом Риммы Акоповны Мурадян, работающей на селекционной станции с 1981 года: «…каждый раз вспоминаю и никогда не забуду этого благочестивого, знающего, аккуратного, целеустремлённого селекционера, моего старшего друга» (прил.3).

В своём последнем письме в родные края А.П. Вернигор философски отмечал: «Иной жизни у меня не будет, а эту я должен завершить по велению души» (л.46).

Даже оставшись без семейного тепла и уюта, он до последнего момента продолжал вести научную работу, изучая литературу и проверяя сделанные выводы на практике.

В возрасте уже 88-ми лет он получил очередной авторский сертификат №60 и лицензию №42 на сорт Гюмри ярового ячменя, зарегистрированного 16.12.2002 года (прил.9).

Александр Петрович ушёл из жизни 1.03.2004 года. Утром его нашли мертвым в своем домике в окружении книг. До последнего вздоха он продолжал работать, занимаясь любимым делом. Похоронен на городском кладбище №1, рядом с женой.

Друзья А.П. Вернигора: Аветисян Гегель Сукиасович (1933-2018гг., кандидат с/х наук, в 1970-1981 годах директор станции),  Назаретян Паруйр Патваканович (1941-2006гг., старший научный сотрудник), Караханян Рубик Бабкенович (1950-2020гг., кандидат с/х наук, в 2000-2018 годах директор станции) продолжили оставленное им дело, и в 2014 году ими было запатентовано 2 новых сорта: ярового ячменя Айк и нута Кайун. Достойные авторы не забыли о вкладе Александра Петровича в это дело, включив его в соавторы (прил.10-11).

Приложения:
1. Статья в газете «Красногорская жизнь» - 27.03.2018г.
2. Воспоминания от ЗАО «Гюмрийская селекционная станция» об  А.П. Вернигоре.
3. Воспоминания об А.П. Вернигоре (начальника научного отдела ЗАО «Гюмрийская  селекционная станция"  Римы Мурадян).
4. Аттестат 1-й степени – 1959г.
5. Автобиография – 14.10.1969г.
6. Характеристика – 12.04.1982г.
7. Характеристика – 23.12.1983г.
8. Новый основной Закон Природы – 4.03.2000г.
9. Авторский сертификат. Лицензия №42 – 16.12.2002г.
10. Авторский сертификат. Лицензия №116 – 16.12.2014г.
11. Авторский сертификат. Лицензия №117 – 16.12.2014г.

Источники: л. 46, 64, 73, 134 и другие.


Рецензии