Как катастрофа предотвратила сибирский апокалипсис

Чтобы разобраться в этой истории, необходимо осознать себя человеком из великой и неделимой мировой державы, на целостность которой открыто посягнуть не смел ни один зарубежный враг, не говоря уже о собственных соплеменниках. Речь, конечно, идёт и о подданном Российской империи, и особенно о гражданине СССР.

Только тогда можно понять ученика 7-го класса 1-ой Киевской гимназии Якова Демченко, который первым придумал перебросить часть стока вод сибирских рек Оби и Иртыша в бассейн Аральского моря. Уже будучи студентом юридического факультета Киевского университета Св. Владимира в 1868 г. он опубликовал брошюру «О климате России», в которой изложил обоснование данного проекта. В 1871 г. увидела свет его книга на эту же тему — «О наводнении Арало-Каспийской низменности для улучшения климата прилежащих стран». Если учесть, что Демченко всю жизнь был убежденным патриотом, монархистом, черносотенцем (одновременно украинским националистом), то предложения его были явно искренними и направлены на благое, в его понимании, дело.

После кончины Демченко в 1912 г. исторические катаклизмы отодвинули его задумки на дальний план, но не забылись. В 1948 г. с подобным проектом обратился к И.В. Сталину академик В.А. Обручев, который предложил использовать для рытья каналов труд военнопленных. Стране был жизненно необходим хлопок, а следовательно, и его полив. И.В. Сталин, до революции отбывавший ссылки в Сибири и отлично знавший те края, решил не обижать заслуженного геолога и популярного писателя-фантаста, а потому сделал вид, будто предложения не было. Обручев не настаивал.

К концу 1960-х гг. СССР достиг пика своего могущества. Тогда-то был экономически и инженерно разработан проект частичной переброски стоков Оби и Иртыша на юг. Речь идёт о плане сооружения грандиозной системы каналов, которая соединила бы Карское море по великим сибирским рекам через Аральское и Каспийское моря с Персидским заливом и Индийским океаном в обход Суэцкого канала и Африканского континента. Над проектом работало около 150 научных институтов.

Строительство предлагалось осуществить в 3 этапа. Первый, малый этап сводился к строительству судоходных каналов от Оби и Иртыша, которые прошли бы через Челябинскую, Омскую и Курганскую области РСФСР и соединили сибирские реки с Аральским морем. На втором этапе, выйдя из Арала, канал пролегал через весь советский Туркменистан до Каспийского моря. На третьем этапе канал возобновлялся на иранском южном берегу Каспия и шёл к Персидскому заливу и Индийскому океану. Общая стоимость строительства оценивалась в 32,8 млрд руб., что составляло около 15 % всего советского годового бюджета. После завершения работ проект окупался в течение 5 лет и далее уже столетиями (за вычетом расходов на поддержание его инфраструктуры) только приносил бы гигантскую ежегодную прибыль.

В народе говорят: гладко было на бумаге, да забыли про овраги. Ни требуемого числа рабочих руки, ни такого количества необходимой техники у страны не было. А если бы и имелось, то работы такого масштаба могли затянуться на десятилетия, и стоимость их возросла бы в десятки раз. Поэтому предлагалось выкопать канал, взорвав глубоко под землей примерно 250 атомных (или термоядерных) зарядов, каждый был бы равен тротиловому эквиваленту 15 кт (как атомная бомба, сброшенная на Хиросиму). На Северном Урале между реками Печора и Колва осуществили предварительный эксперимент — взорвали 3 таких заряда. После этого проект закрыли.

Но не иссякло желание романтиков от науки развернуть сибирские реки на юг, чтобы они приносили пользу народному хозяйству, а не впустую сбрасывали гигантские объемы пресной воды в Ледовитый океан. С 1976 г. ряд научных учреждений приступили к разработке проекта переброски стоков Оби, Иртыша, Лены и Енисея в южные республики, чтобы увеличить производство стратегической сельхозкультуры — хлопка. Идея эта пришлась по душе высшей партийной и государственной номенклатуре: ведь под прикрытием великой стройки открывались блестящие перспективы наград, карьерного роста и безграничного грабежа общенародной казны.

В прямом смысле ожесточённая борьба против этого проекта велась почти 10 лет. Против него решительно выступал Председатель Совета Министров СССР А.Н. Косыгин, но он уже был тяжело болен и умер в октябре 1980 г. Группу сопротивленцев возглавил геолог, вице-президент АН СССР А.Л. Яншин. Александр Леонидович собрал ведущих географов, климатологов, биологов, математиков страны. Они-то и осуществили первую в истории нашей страны независимую от государства экологическую экспертизу.

Вот краткое описание только некоторых сторон готовившегося сибирского апокалипсиса: «Воду из Сибири придётся гнать снизу вверх, то есть против её естественного течения. На это потребуется такое количество электроэнергии, что вода, пришедшая в пустыню, станет поистине золотой. Канал шириной в 200 м перекроет вековые пути миграции животных. Это приведёт к вымиранию северного оленя. Едва канал вступит в строй, как острая нехватка воды потрясёт житницу России Алтай, угольный Кузбасс, города-миллионники Новосибирск и Омск. Уменьшение стока пресной воды в Ледовитый океан повысит его солёность, значит, граница вечной мерзлоты передвинется на 50 километров южнее вглубь России. Во всех реках Сибири резко уменьшится количество рыбы, малым коренным народам Севера это наверняка грозит голодом. Болота Западной Сибири начнут высыхать, значит, на огромной территории заполыхают торфяные пожары, которые потушить будет практически невозможно. Под затопление угодят пойменные луга, уничтожится кормовая база для скота, животноводство, как вид хозяйства в Сибири, постепенно отомрёт. Земли, по которым пройдёт канал, со временем превратятся в заболоченную пустыню, в том числе плодороднейшие участки Кулундинской и Барабинской степей. Более 2000 населенных пунктов погрузятся на дно водохранилищ. Затоплению подвергнется исторический центр Барнаула, всего же под водой окажется территория, равная по площади современной Германии…»*
__________________________
*
Высшая кремлевская номенклатура, мягко говоря, плевать хотела на все эти «выдумки» академиков, прибыль застила им глаза, и они жёстко настаивали на проекте поворота сибирских рек. Казнокрадство и взяточничество в высших элитарных кругах общества и впрямь достигли тогда гипертрофированных масштабов. А «сибирский проект» обещал им умопомрачительные прибыли. В противостоянии с Кремлём группа Яншина оказалась на положении «врагов народа». Но им, к счастью, удалось хотя бы притормозить начало работ.

Неизвестно, чем закончилась бы эта авантюра, но в 1985 г. генеральным секретарем ЦК КПСС был избран М.С. Горбачев, и страна стремительно покатилась в бездну перестройки. Уже через пару лет казна была так истощена, что о каких-либо больших строительных проектах и говорить не приходилось. Катастрофа Советского государства спасла Сибирь от рукотворного апокалипсиса, который готовили народу и миру будущие могильщики СССР


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.