Чем удивлял Су-27 при первом знакомстве

     Су-27 уникальный самолёт, это особенно чувствуется сейчас, спустя уже десятки лет после его появления в нашем Небе. Он и сейчас, в модернизированном виде, лучший самолёт. Вспоминаю, как начинали лётчики осваивать Су-27 в конце восьмидесятых годов, как я сам его осваивал, чем он приятно удивлял и восхищал, какие были у него новинки и особенности. Приятно вспоминать…

     …1987 год, аэродром Гудаута, 529 иап Авиации ПВО. Собираемся переучиваться на Су-27. Информации о нём очень мало, на уровне разговоров. Толком не видели его даже на картинке. Только восторженные рассказы тех, кто его тоже не видел, но говорил с теми, кто его, вроде, видел.

     Теоретическое обучение в Саваслейке. Это ПВОшный Центр переучивания на «новую авиатехнику». Приехали в Саваслейку, начинаем интенсивные занятия по изучению самолёта, его двигателей и оборудования. Одна теория, совсем немного схематичных картинок. Изучаемый материал приятно удивляет своей новизной, возможностями самолёта. Наконец, ведут нас в ТЭЧ показать «живой» Су-27. В первый раз!

     Из-за ангара открылся вид на Су-27. Поразил его необычный вид. Истребитель и такого огромного размера! На ум пришло сравнение с Ту-154. Передняя стойка не в носу самолёта, а за кабиной лётчика, большие квадратные скошенные воздухозаборники под высоким крылом, два высоченных киля и самое удивительное, - отсутствие фюзеляжа! Кабина вместе с воздухозаборниками и крылом плавно объединяются и заканчиваются двумя разделёнными соплами двигателей. И цвет какой-то небесно-голубой.

     Привыкли видеть истребитель всегда не очень большого размера, прижатым к земле, а этот гордо возвышается над планетой. Первое «поразительное» впечатление сменяется восторженностью, - вот это да! Какой он изящный и стремительный, хоть и огромный. Ожидал увидеть красивый самолёт, а увидел – великолепный! Поражала высота кабины лётчика. Впечатлил Су-27. При всех своих размерах Су-27 выглядел как утончённое произведение искусства.

     При изучении двигателя удивляли его возможности, - и двухконтурный, и форсажный.

     Чем больше знакомились на лекциях с оборудованием самолёта и его возможностями, тем больше восторга было, - неужели мы будем летать на нём?!

     Теорию закончили. Те лётчики, кто был здесь до нас делали по одному или два полёта на спарке Су-27, но нам это не светит, спарку эту отогнали на завод для выполнения каких-то работ. Спарка эта не совсем и спарка, - сделали на заводе из боевого самолёта почти «заводскую самоделку» со второй кабиной. Отправляемся домой, нам обещают, что позже сделаем по полёту.

     Дальнейшее знакомство с Су-27 уже в Гудауте. У нас здесь та группа, что теорию проходили до нас и слетали на спарке, летает уже на боевых самолётах из Крымска. Вот на них мы теперь проходим наземную подготовку, знакомимся ближе, вникаем. Су-27 продолжает удивлять. В кабине шикарный обзор, сидишь высоко, - нижний обрез фонаря ниже уровня плеч. Кресло по высоте двигается нажатием на тумблер, можно подгонять по росту. Раньше, на Як-28П некоторые подкладывали парашютные подушки.

     Сообщили нам, поскольку спарки в ближайшее время не предвидится, вылетать будем без неё, сразу на боевом после пробежки. Так, что дальнейшее знакомство и ожидаемое удивление будем совершать одновременно с практическим освоением самолёта.

     Освоили запуск двигателей, а потом приступили к рулению и пробежке, где удивлялись тормозам. Обычно, на истребителях ручка тормоза, это рычаг на ручке управления, а тут тормоза ножные, от педалей. Непривычно, привыкаем. К тому же на развороте мотает тебя по радиусу, потому, как передняя стойка позади кабины лётчика. Тоже непривычно, тоже привыкаем.

     Ещё особенности, - носки и флапероны. Носки по передней кромке крыла, можно сказать - предкрылки, выходят и убираются автоматически в зависимости от скорости и угла атаки. Ими можно, как бы сказать, - не заморачиваться. Сами работают. А флапероны это совмещённые закрылки и элероны. Также, можно сказать, - работают «сами по себе», особого внимания не требуют...

- на фото: - кабина Су-27.

07.08.2023 - Севастополь.


Рецензии