Пушкин Онегин Татьяна Псих и анализ

Или психоаналитическая расшифровка Сна Татьяны в романе Евгений Онегин

(из сериала Конспекты психо-пушкинистики)
 
Известно, что для объяснения неврозов и пр. бяк душевнотревожных и даже временами постоянно больных Сигизмунд Шломо, ставший в США  маркетно раскрученным Фрейдом, изобрел три невиданных как в Лукоморье сущности   = Я, ОНО и Сверх-я.

Далее даем слово легионеру псих-анализа М.Е Литваку, выписывая фрагменты из его книги  «Из Ада в Рай»:

<<<
когда «Я» спит, «ОНО» остается наедине со «СВЕРХ-Я» и распоясывается. Человеку снятся сексуальные сцены, а при сильном «СВЕРХ-Я» — символы.
Мужчины видят во сне сумки, ящики (символы вагины), женщины — трости, зонты (символы фаллоса)
>>>

А Тане Лариной вслед  за странно секс-ориентированным Агафоном от Платона - издевательским итогом святочных гаданий на суженого  - Пушкин подсунул компрометирующий деву супер-эротический и супер-сексопатологичесикй сон:

<<<
И снится чудный сон Татьяне.
Ей снится, будто бы она
Идет по снеговой поляне,
Печальной мглой окружена;
В сугробах снежных перед нею
Шумит, клубит волной своею
Кипучий, темный и седой
Поток, не скованный зимой

(символ неэррегированного фаллоса. — М.Л.);

Две жердочки склеены льдиной,
Дрожащий, гибельный мосток,
Положены через поток

(сон стал глубже, уже снится символ эррегированного фаллоса. — М.Л.);

И пред шумящею пучиной,
Недоумения полна,
Остановилася она.
Как на досадную разлуку,
Татьяна ропщет на ручей;
Не видит никого, кто руку
С той стороны подал бы ей;
Но вдруг сугроб зашевелился.
И кто ж из-под него явился?
Большой, взъерошенный медведь;
Татьяна ах! а он реветь,
И лапу с острыми когтями
Ей протянул; она скрепясь
Дрожащей ручкой оперлась
И боязливыми шагами
Перебралась через ручей;
Пошла — и что ж? медведь за ней

(«СВЕРХ-Я» еще не уснуло и возлюбленный является в образе медведя. Ведь если бы это было не так, Татьяна не протянула бы ему руку. — М.Л.)

//Тут я впал в не-до-умение от этих психо-комментов г-на Литвака:  откуда могла знать Таня в свои 13  лет 17-летней (диагноз  Ев Гения  =  а это, как никак да вот так, все ж лучший гений)  об эрекции мужского приспособления для неискусственного размножения?  где  она, не имевшая друзей, вообще в глуши степных селения (так у Пушкина!)  могла видеть эрегированный мужской половой член?  Неужто Пушкин показал ей литрографии заветно-запретного Пьетро Аретино !?//

Но вернемся к Татьяне Литвака  и посмотрим, что ей снится.

<<<
Она, взглянуть назад не смея,
Поспешный ускоряет шаг;
Но от косматого лакея
Не может убежать никак

(или не хочет. — М.Л.);

Кряхтя, валит медведь несносный;
Пред ними лес; недвижны сосны
В своей нахмуренной красе;
Отягчены их ветви все
Клоками снега; сквозь вершины
осин, берез и лип нагих

(символы фаллоса. — М.Л.)

Сияет луч светил ночных;
Дороги нет; кусты, стремнины
Метелью все занесены,
Глубоко в снег погружены.

Кстати, многих девочек мамы воспитывают примерно так. «Мужчины — это грязные животные, будь с ними осторожнее». Вот девочку и раздирают противоречия. «ОНО» тянет к противоположному полу, а «СВЕРХ—Я» пугает и отталкивает. Если «СВЕРХ-Я» побеждает, девочка с мальчиками не общается и не приобретает соответствующего опыта. Реальность («Я») приведет к замужеству. И без опыта предварительных ухаживаний начинается сексуальная жизнь. Вот где истоки сексуальной холодности!
Татьяна в лес; медведь за нею;
Снег рыхлый по колено ей;
То длинный сук ее за шею

(пошли в ход руки. — М.Л.)

Зацепит вдруг, то из ушей
Златые серьги вырвет силой;
То в хрупком снеге с ножки милой
Увязнет мокрый башмачок;
То выронит она платок;
Поднять ей некогда; боится,
Медведя слышит за собой,
И даже трепетной рукой
Одежды край поднять стыдится;
Она бежит, он все вослед:
И сил уже бежать ей нет

(да и не хочется. Оправдание «ОНО» перед «СВЕРХ-Я» — М.Л.)
 
Татьяна засыпает глубже. Возникают картины почти сексуального содержания.
Упала в снег; медведь проворно
Ее хватает и несет;
Она бесчувственно-покорна

(сама не знаю, как получилось. — М.Л.),
Не шевельнется, не дохнет;
Он мчит ее лесной дорогой;
Вдруг меж дерев шалаш убогой

(с милым рай в шалаше. — М.Л.);
Кругом все глушь; отвсюду он
Пустынным снегом занесен,
И ярко светится окошко,
И в шалаше и крик и шум;
Медведь промолвил: «Здесь мой кум:
Погрейся у него немножко!»
И в сени прямо он идет
И на порог ее кладет

(сон продолжает углубляться — медведь уже заговорил человеческим голосом — М.Л.)
 
Опомнилась, глядит Татьяна:
Медведя нет; она в сенях;
За дверью крик и звон стакана,
Как на больших похоронах;
Не видя тут ни капли толку,
Глядит она тихонько в щелку,
И что же видит?., за столом
Сидят чудовища кругом:
Один в рогах с собачьей мордой,
Другой с петушьей головой,
Здесь ведьма с козьей бородой,
Тут остов чопорный и гордый…

Опускаю описание других чудовищ.
Но что подумала Татьяна,
Когда узнала меж гостей
Того, кто мил

(для «ОНО». — М.Л.)

и страшен ей

(для «СВЕРХ-Я». — М.Л.
 
Героя нашего романа!
Онегин за столом сидит
И в дверь украдкою глядит.
Он знак подаст: и — все хлопочут;
Он пьет: все пьют и все кричат;
Он засмеется: все хохочут;
Нахмурит брови: все молчат;
Так он хозяин, это ясно.
И Тане уж не так ужасно,
И любопытная, теперь
Немного растворила дверь…
Вдруг ветер дунул, загашая
Огонь светильников ночных;
Смутилась шайка домовых;
Онегин, взорами сверкая,
Из-за стола гремя, встает;
Все встали; он к дверям идет.
И страшно ей; и торопливо
Татьяна силится бежать

(«СВЕРХ-Я». — М.Л.)
 
Нельзя никак; нетерпеливо
Метаясь, хочет закричать;
не может; дверь толкнул Евгений

(работа «ОНО». — М.Л.);
И взорам адских приведений
Явилась дева; ярый смех
Раздался дико; очи всех,
Копыты, хоботы кривые,
Хвосты хохлатые, клыки,
Усы, кровавы языки,
Рога и пальцы костяные,
Все указуют на нее,
И все кричат: мое, мое!
Мое! — сказал Евгений грозно,
И шайка вся сокрылась вдруг;
Осталася во тьме морозной
Младая дева с ним сам-друг…

Онегин тихо увлекает
Татьяну в угол и слагает
Ее на шаткую скамью
И клонит голову свою
К ней на плечо; вдруг Ольга входит

(тут вмешалось «СВЕРХ-Я». — М.Л.)
 
За нею Ленский; свет блеснул;
Онегин руку замахнул,
И дико он очами бродит,
И незваных гостей бранит

(фрустрационное поведение. — М.Л.)
 
Татьяна чуть жива лежит.

«ОНО» и «СВЕРХ-Я» продолжают скандалить. В жизни, особенно нашей, когда мораль претерпела существенные изменения, хотя бы во сне побеждает «ОНО». Но тут XIX век.

Спор громче, громче; вдруг Евгений
Хватает длинный нож и вмиг

(символ фаллоса. — М.Л.)
 
Повержен Ленский; страшно тени
Сгустились; нестерпимый крик
Раздался… хижина шатнулась…
И Таня в ужасе проснулась…

«СВЕРХ-Я» даже во сне не дало довести дело до конца. Но Татьяна не очень закомплексована. У сильно невротизированных личностей и ханжей символика более сложная, и вытянуть из сновидений реальность достаточно трудно. З.Фрейд создал символику сновидений и расшифровывал истинный сигнал. Фрейд считал, что в норме неизрасходованная энергия «ОНО» направляется на творческую деятельность (сублимация) или представляется в виде механизмов психологической защиты и симптомов невроза. Психоанализ позволяет продуктивным образом разрядить энергию «ОНО» и избавить человека от невроза.
Ханжи совершенно несправедливо обвиняли Фрейда в пан-сексуализме, так как он в термины «сексуальное», «либидо» вкладывал совсем другое содержание. Он просто призывал правильно удовлетворять прямой сексуальный инстинкт, указывая, что его можно очень долго подавлять и сублимировать, но кое-что необходимо использовать по прямому назначению.
Три основных инстинкта — пищевой, оборонительный и сексуальный — Фрейд разделил на два: эрос   — инстинкт любви, ведущий к соединению, и танатос   — инстинкт смерти, ведущий к разобщению, разрушению.
Пищевой инстинкт он распределил между эросом и танатосом. Когда мы поглощаем пищу, можно наблюдать действие эроса, диссимиляция — проявление тана-тоса. Дружеские отношения — проявления эроса, враждебные — танатоса.

>>>

Предел экзерсисов сублимации мозга 13-летней Тани Лариной в ее 17 биологических лет на границе попадания в старые девы ( с 18-ти), т.е. когда дремать уже особо некогда и раз «пришла пора…» а ты Ждала … кого-нибудь» (так! У Пушкина sic!) , то беги, ори в оре «Я твоя!». давай и особо не размышляй

Что-то как-то захотелось прочесть про А и Б … концовку «у А упало, у Б – пропало , что ж осталося в трупе»

И Литвак предлагает всем обязательно регулярно ходить в ЦАП и впадать в лапы Гипноса на кушетке психоаналитика  … Иначе вас ждут такие же сны. Даже если вы не дева, не цел… целомудренна давно (лет с 13 как Таня Л.) , ваша «Пришла пора…» давно прошла и «ягодка опять» сгнила, усохла и отвалилась, а пенис давно забыл бунтовать и спать не давать …

НО продолжим поддаваться на уговоры автоhа книги:

<<<
Фрейд описал четыре фазы развития сексуальности: орального каннибализма, анального садизма, фаллическая и зрелой сексуальности. 
V фаза   — генитальная — наступает с приходом, половой зрелости и возвращает внимание либидинозной энергии к половым органам. Юноши и девушки начинают искать пути удовлетворения своих эротических потребностей.
>>>

Пушкин назвал эту фазу поэтически точно  тремя  стихами – Пришла пора, Она ждала --- кого-нибудь (!)   и « Я твоя»

Отсутствие возможности удовлетворения под маской любви ведет к неврозу и съезду крыши пациента под куполом черепа в клинике «Любите меня пока я молода « и ее конкуренту «Любовь и никаких гвоздей» (для распятия)

<<<
Фрейд описал следующие механизмы психологической защиты: сублимация, рационализация, реактивное образование, изоляция, проекция и регрессия.
>>>

Родился психоанализ, отличающийся в медицинской психиатрии от первичного анализа биоматериалов. Потом он шагнул из медицинской теории и практики в сферу беснования интеллектуалов 

Поэт У.Оден (которого поэт И. Бродский поставил на пьедестал мировой Поэзии (наряду с К. Кавафисом и М. Цветаевой = на твой безумный мир Один Ответ Отказ…) говорил: «хотя это часто ошибочно, а иногда и прямо абсурдно, для нас это более чем личность — это целое умонастроение эпохи».

Карл Густав Юнг (1875–1961) сблизился с Фрейдом … но не до… или не полностью.    Юнговское представление о личном бессознательном совпадает с трактовкой Фрейда. Но он формирует также понятие о коллективном бессознательном. Его содержание универсально и не коренится в нашем личном опыте. Юнг создал свою структуру личности, состоящую из «ЭГО» («Я»), Персоны, Тени, Души. «ЭГО»   — центр сознания и один из основных архетипов личности. Его содержание и функции совпадают с «ЭГО» Фрейда. Оно стоит между сознанием и бессознательным. Персона   — то, какими мы предстаем перед миром. Она включает социальные роли, одежду, индивидуал. стиль самовыражения.  Тень   — центр личностного бессознательного, фокус для материала, который был вытеснен из сознания. В нем собирается все то, что несовместимо с Персоной или противоречит социальным идеалам. В снах Тень выступает как животное, карлик, бродяга или иная фигура, наделенная низким статусом. Если Тень не осознается, то индивидуум проецирует свои отрицательные качества на других людей или остается во власти Тени, не осознавая этого. Каждая вытесняемая в бессознательное частица Тени ограничивает нас. В Тени много позитивного. Это хранилище нашей энергии, спонтанности, творчества. Тень с нами всю жизнь, и чтобы иметь с ней дело, нужно вглядываться в себя и честно сознавать, что мы видим. Душа (Анима, Анимус)   — то неосознаваемое противоположного пола, которое есть в каждом человеке. Женское неосознаваемое начало в мужчине Юнг назвал Анимой, а мужское начало в женщине — Анимусом. Тень и Анима (Анимус) совпадают с представлениями Фрейда об «ОНО».

Альфред Адлер (1870–1937)   был создателем нового направления, которое получило название «индивидуальная психология».

Вильгельм Райх (1897–1957)  считал, что каждый невроз основан на отсутствии сексуального удовлетворения и умер в тюрьме за борьбу с системой психов, анализаторолв и психо-аналитиков

 Другие школы психоанализа (продолжение): К. Хорни, Э. Фромм (восстановление чувства любви   —одна из основных задач психоаналитической терапии). Б. Ф. Скиннер, А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл  (у личности всегда есть свобода выбора. Он отметил, что и в таких условиях одни становятся свиньями, а другие святыми, Смерть также имеет смысл, Человек должен жить по формуле: быть — значит отличаться, Быть человеком — это значит не только не походить на других, но также уметь становиться непохожим на себя, т. е. уметь изменяться,  Пока мы способны к страданию, мы остаемся живыми духовно.   ), Д. Л. Морено, Э. Берн, А. Бек

По Маслоу:
@Различают дифициентную любовь и бытийную. Дифициентная любовь — это любовь к другим потому, что они удовлетворяют какую-то потребность. Чем полнее удовлетворение, тем сильнее такая любовь. Бытийная любовь — это любовь к сущности другого. Такая любовь не стремится к обладанию. Дифициентая любовь выражается в срывании цветов, бытийная — в их выращивании. Бытийная любовь богаче и длительнее, чем дифициентная.
Я знаю — век уж мой измерен;
Но чтоб продлилась жизнь моя,
Я утром должен быть уверен,
Что с вами днем увижусь я…

Так объясняется в любви Онегин. Конечно, это дифициентная любовь.
Поверьте, моего стыда
Вы не узнали никогда,
Когда б надежду я имела
Хоть редко, хоть в неделю раз
В деревне нашей видеть вас…

Татьяна, конечно же, испытывает бытийную любовь.@
К. Роджерс считал, что главное — то, что происходит внутри организма. И этот внутренний мир часто не соответствует внешнему. Главное — не реальность, а то, как человек воспринимает реальность. Обычно поле опыта ограничено тем, что мы обращаем внимание или на опасность, или на приятное вместо того, чтобы воспринимать все стимулы среды. Он выдвинул понятия конгруентности — неконгруентности. Конгруентность — это соответствие мира внутреннего миру внешнему. Тогда мои наблюдения совпадают с наблюдениями другого. Конгруентность — это соответствие чувств и их внешних проявлений. Неконгруентность определяется как неспособность не только воспринимать мир, но и точно выражать свой опыт. Каждый индивид стремится к конгруентности и, следовательно, к более эффективной жизни, хочет самоактуализироваться, т. е. развить свои способности.
>>>


Истопник:
Литва М.Е. ЛЕКЦИЯ 15. Психотерапия и «Евгений Онегин» А.С.Пушкина

(см. отд. наш пост и спящего часового  на оном…)


Рецензии