Предопред-е и квант-я мех-ка точки соприкосновения

На просторах интернета, наткнулся на интересное разъяснение квантовой механики на примере «Кота Шрёдингера» и мне показалось, что идеи мироустройства, обсуждаемые в рамках квантового мира, каким-то образом пересекается с коранической концепцией Предопределения. Но, чтобы понять, о чем вообще идет речь, вначале с незначительными поправками приведем описание знаменитого опыта с не менее знаменитым котом как оно дается.

Кот Шрёдингера - так называется занимательный мыслительный эксперимент, поставленный, как вы уже, наверное, догадались, Шрёдингером, а точнее, Нобелевским лауреатом по физике, австрийским ученым Эрвином Рудольфом Йозефом Александром Шрёдингером."Википедия" определяет эксперимент следующим образом: "В закрытый ящик помещён кот. В ящике имеется механизм, содержащий радиоактивное ядро и емкость с ядовитым газом. Параметры эксперимента подобраны так, что вероятность того, что ядро распадётся за 1 час, составляет 50 %. Если ядро распадается, оно приводит механизм в действие - открывается емкость с газом, и кот умирает.

Согласно квантовой механике, если над ядром не производится наблюдения, то его состояние описывается суперпозицией (смешением) двух состояний - распавшегося ядра и не распавшегося ядра, следовательно, кот, сидящий в ящике, и жив, и мертв одновременно. Если же ящик открыть, то экспериментатор обязан увидеть только какое-нибудь одно конкретное состояние: "ядро распалось, кот мёртв", или "ядро не распалось, кот жив".
Получается, что на выходе мы имеем живого или мертвого кота, однако в потенциале, кот и жив и мертв одновременно. Таким образом, Шрёдингер пытался доказать ограниченность квантовой механики, без применения к ней определенных правил.

Копенгагенская интерпретация квантовой физики – и, в частности, этого эксперимента - указывает на то, что кот приобретает свойства одной из потенциальных фаз (живой-мертвый) только после вмешательства в процесс наблюдателя.

То есть, когда конкретный Шрёдингер открывает ящик, ему со стопроцентной уверенностью придется нарезать колбаски или позвонить ветеринару. Кот будет определенно жив или скоропостижно мертв. Но пока в процессе нет наблюдателя - конкретного человека, обладающего несомненными достоинствами в виде зрения, и, как минимум, ясного сознания - кот будет находиться в подвешенном состоянии "между небом и землей".

Обратимся теперь к другой занимательной задаче из таинственного и порой беспощадного мира квантовой механики. Звучит она так: "Какой звук издает падающее в лесу дерево, если поблизости нет человека, способного этот звук воспринять?" Тут, в отличие от черно-белой судьбы несчастного/счастливого кота, мы сталкиваемся с разноцветной палитрой спекуляций: нет звука/есть звук, какой он, если он есть, а если его нет, то почему? Ответить на этот вопрос нельзя по очень простой причине - невозможности осуществить эксперимент. Ведь любой эксперимент подразумевает присутствие наблюдателя, способного воспринять и сделать выводы.

То есть невозможно предположить, что происходит с объектами окружающей нас реальности в наше отсутствие. А если это невозможно воспринять, значит этого не существует. Как только мы покидаем комнату, все ее содержимое, вместе с самой комнатой перестает существовать или, точнее, продолжает существовать только в потенциале.

Одновременно там существуют пожар или наводнение, кража оборудования или незваные гости. Более того, в ней существуем и мы, в разных потенциальных состояниях. Один Я ходит по комнате и насвистывает дурацкую мелодию, другой Я грустно смотрит окно, третий - говорит с женой по телефону. В ней живет даже наша внезапная смерть или радостное известие в виде нежданного телефонного звонка.

Представьте на минуту все возможности, скрытые за дверью. А теперь представьте, что весь наш мир - это всего лишь скопище таких нереализованных потенциалов. Забавно, правда?

Конечно, забавно, ответим мы. Еще забавнее, что из этого делаются спекулятивные выводы о том, что на самом деле, вне наших ощущений ничего нет, как нет комнаты, пока мы в нее не вошли. Наши органы восприятия лишь обманывают нас, рисуя в мозгу картину "окружающего" нас мира. Что же на самом деле находится вне нас пока остается тайной за семью печатями. На самом деле это не так. Предположим, мы своими руками построили дом — следовательно, он существует. Но от того, что мы на некоторое время оставили его и ушли куда-то вовсе не значит, что дом перестал существовать, лишь по той простой причине, что мы его не видим.

Но нас в данном случае интересует не эти оторванные от реальности  картины, возникающие в сознании праздно размышляющего, а состояние суперпозици, когда человеку при наблюдении открывается одно из потенциально возможных состояний объекта. Нам представляется, что в этом две концепции – Предопределения и суперпозиции квантовой механики сходятся в единой точке. Но прежде, чем удостоверить это положение дадим разъяснение самому Предопределению.

Так, в философии считается, что «При философском анализе вероучения ислама с экзистенциальной точки зрения (примата осознанного модуса экзистенции) выявляется, что «предопределенность» жизненно важна человеку, прежде всего как изначальная постановка ему от Всевышней индивидуальной «задачи», описания особого личного пути для каждого, поиска истины и спасения, которое в своем изначальном замысле предопределено Всевышним. Весь сотворенный Всевышним «тварный мир», согласно Корану, исполняет свою Богом сущностно определенную и экзистенциально заданную «миссию»: «Славь имя Господа твоего Всевышнего, Который сотворил все сущее и всему придал соразмерность, Который предопределил судьбу творений и указал путь».

По вероучению ислама, Всевышний замыслил своим высшим Разумом экзистенциальный модус, предопределил дизайн гармонии и находящиеся в синергетическом единстве с этим все частные экзистенциальные акты, что передаётся понятием "Taqdir".

"Taqdir" - всеобщий предустановленный закон сотворенного Всевышним мироздания и единой совокупности осуществления (экзистенциализации) предписания всеми объектами мироздания в едином акте экзистенции. "Taqdir" - знание; закон; установление меры; решение; приказ [17, p. 445]: «Он раскрывает утреннюю зарю. Он предназначил ночь для покоя, а солнце и луну - для исчисления. Таково установление [taqdiir] Могущественного, Знающего ['Aliim]». "Taqdir" - абсолютный расчет, предустановление.

Само слово "taqdir" является производным от слова "qadar", корневая основа которого имеет богатую философскую семантику и сигнификативную глубину. В философском плане понятие "Taqdir" рассматривается во взаимосвязи онтологически близких понятий "Al-Qadar" и "Al-Qadza". Это чисто умозрительные номинальные понятия, совокупно отражающие общее понятие «Предопределения» - "Taqdir". В вероучении ислама понятие "Al-Qadar" принято толковать как общее предустановление от Всевышнего Творца всему мирозданию. "Al-Qadar" есть бытийный закон, предустановленный Божественным расчетом и Разумом к экзистенциализации мироздания в целостной совокупности экзистенциальных актов каждой «твари» (объекта, сотворенного Всевышним) мироздания: «Воистину, Мы сотворили каждую вещь согласно предопределе-нию [bi-qadar]».

В исламских источниках Предопределение (к;адар]) — один из основных вопросов исламского богословия пронизывающий все мусульманское вероучение, сводящееся к тому, что все события в мире предопределены Господом. Проблема соотношения предопределения и свободы воли вызывала острые дискуссии в исламском мире. В Коране  существуют аяты, утверждающие как тотальную зависимость человека от божественного предначертания, так и аяты, провозглашающие его ответственность за свои поступки. Всё что существовало и существует в мире зависит от воли Аллаха. Человек не должен роптать на жизненные невзгоды и бедствия, так как они предопределены Богом. Но об этом чуть позже.

Вера в предопределение и судьбу является последней, шестой основой веры в исламе. Во многих аятах Корана указывается на то, что всё происходящее во Вселенной было заранее предопределено Аллахом и соответствует Его мудрому замыслу: Воистину, Мы сотворили каждую вещь согласно предопределению 54:49. Предопределение указывает на безграничное знание и могущество Аллаха, Его милосердие и заботу о творениях, Его мудрость, сдержанность и снисходительность. Мусульмане верят, что всё происходящее в мире является частью Божьего замысла, венцом которого станет торжество добра и утверждение справедливости.   

По аналогии с опытом Шрёдингера положение постулируемое Предопределением наглядно можно отразить на примере первого шага, который делает человек через порог своего дома, выходя из него. Давайте, представим эту ситуацию и спросим себя, с чем он может столкнуться в этот момент? Да с чем угодно!

Например, он может попасть в темноту, царящую в подъезде вследствие перегоревших лампочек, может столкнуться с собакой или крысой, может оказаться в воде вследствие прорыва труб или столкнуться с злым соседом, может просто испугаться или обрадоваться. Арсенал возможных в этом момент событий бесконечен. И поэтому, какой бы из последующих событий ни возьми он оказывается уже намечен. Задача же человека заключается в том, чтобы, отталкиваясь от конкретной ситуации и пользуясь разумом, наделенным его Творцом, из бесконечного ряда таких же потенциально существующих решений выбрать какое-нибудь одно, например, вернуться назад и взять зонтик, выгнать собаку или улыбнуться соседу. В этом-то как раз и проявляется соотношение Предопределения всего и свободой воли человека. Правда есть события и такого порядка, алгоритм действий которых нам еще не понятен или не дано понять в принципе. Например, почему  малолетний ребенок, от которого ничего не зависит, вдруг попадает в аварию и погибает?

Но при всем этом, как нам представляется, квантовая механика своей суперпозицией сходиться с Предопределением Корана и один из них подтверждает другое.

Правда ученые считают, что в мире царить случайность, а не избирательность и, что Вселенная работает методом проб и ошибок. Однако они при этом не учитывают, что тем самым опровергают, во-первых, саму квантовую суперпозицию, которую сами же декларируют и, во-вторых, забывают, что все научные открытия они делают в силу их заданности. Если бы мир не был предопределен или не был задан однажды, то как они могли бы что-то открывать, ведь они открывают не случайно возникающие законы, а уже существующие! Так что, господа, читайте Коран и не ошибетесь.


Рецензии