Глава 346. Попов. Виолончельный концерт

Андрей Геннадиевич Попов
Концерт для виолончели с оркестром ре-минор
Оркестр московского музыкального театра «Амадей»
Олег Митрофанов (дирижер)
Максим Золотаренко (виолончель)

gurold: Андрей, Вы дважды молодец. Потому что пишете интересную музыку. И потому что Вы пишете для виолончели. У этого инструмента очень мало нотной литературы.

Andrew_Popoff: Ну, не так уж мало. В XVIII веке и ранее действительно виолончель рассматривали как малый бас — ансамблевый или оркестровый инструмент. Но у Гайдна есть два превосходных концерта, а у Баха его потрясающие сюиты. Романтики же виолончель полюбили. Есть у Шумана мой любимейший ля-минорный концерт, концерты у Дворжака, сонаты у Рахманинова, Дебюсси. Хотя, согласен, у рояля и скрипки репертуар намного обширнее. Я виолончель очень люблю, и тут мне повезло с моим другом Максимом Золотаренко, который постоянно провоцирует меня на написание чего-нибудь новенького.

Mikhail_Kollontay: Насчет до-мажорного концерта Гайдна высказывались сомнения по части подлинности, а ре-мажорный — да, прекрасный.

bubusir: В книге Льва Гинзбурга «Виолончельное искусство» утверждается, что ре-мажорный концерт написал Антонин Крафт.

Лично мне до-мажорный больше нравится.

Andrew_Popoff: Я тоже люблю до-мажорный больше, хоть и история с его обнаружением кажется сомнительной. Но там очень хорошая и мощная энергетика, которая вполне соответствует Гайдну уровня Лондонских симфоний. Если это и мистификация, то гениальная. Мистификатор настолько влез в шкуру Гайдна, что сам стал им.

bubusir: Превосходный концерт! Виолончелист просто супер! Где он и как?

Andrew_Popoff: Виолончелист один из самых моих близких друзей, мы дружим с первого курса консерватории, то есть, уже двадцать два года. Его основная работа — оркестр Большого театра. Если бы не он, я бы написал для виолончели раз в десять меньше, хотя и очень люблю этот инструмент.

tagantsev: Здорово! Но почему Концерт? Произведение очень камерное по форме и по объемности звучания.

sir Grey: А что Вы имеете в виду, когда говорите, что камерное по форме?

tagantsev: Я употребил слово «форма» в широком смысле. Наверное, не очень удачно. Лучше было бы сказать — «камерное по масштабности».

sir Grey: Все равно не понял. Большое по времени, много инструментов.

Andrew_Popoff: Дорогой Сэр!
Камерность звучания связана с одной стороны с тем, что оркестрик маленький, струнных мизерное количество, какие-то партии вообще по одному инструменту. Тут, как говорится, чем богаты, тем и рады.
С другой стороны, это почти двойной концерт. Второй солирующий инструмент арфа. Схожий принцип у Шостаковича в Первом фортепианном концерте, где второй солирующий инструмент — труба.
Все это, конечно, создает ощущение камерности, которое, впрочем, исчезнет, если с солистами будет соревноваться большой оркестр, человек в сто.

weina: Хорошая музыка, не надуманная, искренняя, очень естественно уложенная в традиционную форму.

SmirnovPierre: Вот и я хотел так же сказать. Это — музыка, а не голое экспериментаторство. Это может слушать человек не изощренный и получать положительные эмоции. Спасибо, Андрей.

musikus: Наконец-то добрался до этого концерта. Вещь из наиболее масштабных у Андрея Геннадьевича и, я бы сказал, определенно концептуальная. «Из света в тень», как у Тарковского (ну или из тени в свет)... Музыка интересная. Особенно хороши, замечательно красивы, как всегда у этого автора, лирические, пасторальные эпизоды. Что касается концепции борьбы, заложенной, как представляется, в концерте, то, на мой вкус, хорошо, если она была бы драматургически еще более выпуклой, масштабной, особенно к финалу. А виолончелист, как всегда, замечателен.


Рецензии