День памяти мужа

   Сегодня, 9 августа, - день памяти моего второго  мужа Сайганова Ивана Васильевича, Царство ему Небесное и вечная память. Он перестал быть среди живых ровно три года назад... Как быстро летит время! Даже не верится, что прошло целых три года. Как будто всё случилось только вчера...
   Не лежал, не болел, умирать не собирался. Именно в этот день с утра он еще, как обычно, бегал трусцой свои 4 километра на спортплощадке Коллегиума, расположенного в двух шагах от нашего дома, занимался на снарядах. Он был в очередном летнем отпуске, работая учителем химии в областной школе- интернате, уже будучи на пенсии. Ему было 63 года с половиной, а выглядел он лет на 10 моложе: подтянутый, стройный, светловолосый и сероглазый, коротко подстриженный "под бобрик". Он очень любил своё тело и постоянно следил за весом. Ел мало, особенно по утрам. Завтрак его и зимой и летом был - чашечка черного кофе с одной ложечкой сахара, 200гр простокваши, которую он готовил сам по особенному рецепту из деревенского молока, пол яблока или одна мандаринка. Ни кусочка хлеба... В обед он съедал полпорции супа или борща на мясном бульоне с кусочком ржаного хлеба и мог добавить немного соленого сала или дорогой копченой колбаски. И только вечером - сытное второе блюдо. Редко встретишь мужчину, который так мало ест. За праздничным столом Иван, конечно, позволял себе больше. Но праздники бывали не часто. Он избегал печёного и сладкого. Правда, любил мои жареные дрожжевые пирожки с начинкой "картофель- печенка". Мог с борщом и три пирожка съесть сразу. Но тогда - совсем без хлеба! Ни сала, ни колбасы, ни котлеты...
   7 го августа 2020 после завтрака Ваня поехал на своем красном не новом велосипеде в банк, где снял большую сумму денег, т.к. со слов его сына (сын от первого брака, не мой) заканчивался срок депозита. Деньги оставил в сумке прямо в прихожей, повесив на ручку двери кладовки. Меня он не посвящал в свои банковские дела.
Потом катался по городу. Потом в обед пришел его сын 1985 г.р. и они пошли на кухню обедать, без меня. У них с сыночком были свои разговоры и дела, свидетелем которых я, по мнению Ивана, не должна была быть. При встречах с сыном без рюмки вина не обходилось... После обеда в 14 часов я выносила вывешивать во двор постиранное бельё. И папа с сыном сидели на лавочке у подъезда и пили домашний квас, который Иван готовил сам из цветков бузины, собранной далеко за городом. Стояла сильная жара. Мужики не носили головных уборов. Лавочка находилась в тени большого старого ветвистого клёна. К ним ещё подошёл сосед из другого подъезда и они о чём- то заговорили, поздоровавшись за руку. Всё помнится до мельчайших подробностей...
Потом я налила себе тарелку борща на курятине и пообедала. Меня начало морить в сон, наверное, потому, что я рано встала в тот день. Была пятница и Иван, как всегда, на 15 часов уходил в баню с сауной. Совсем рядом с домом, через один двор, находилась эта небольшая частная баня, которую Ваня посещал, не пропуская, 8 лет..Бывало, что он брал в баню бутылку красного вина. Я спала, когда он уходил. Если бы я могла предположить, что это будет его последняя в жизни баня... Но ничто не предвещало беды. Как всегда светило солнце, и город жил своей обычной мирной жизнью с ее суетой и заботами.
Проснулась я, помню, часа в четыре(16). Села за компьютер, пока хозяин техники отсутствовал, чтобы побродить по Интернету. Из бани Иван обычно приходил в 18 часов- половину седьмого.
   Без 15 ти шесть в дверь нашей квартиры позвонили. Я выбежала открыть. Незнакомый мужчина в двух словах сообщил, что Ваню забрала Скорая без сознания и убежал так же стремительно, как и появился... Я в тревоге связалась с  Санпропускником городской больницы. Мне ответили, что поступил мужчина без документов из бани в тяжелом состоянии. Я была уверена, что это ОН. Продиктовала по городскому телефону паспортные данные и адрес. На мой вопрос, в какое отделение госпитализирован больной, я услышала страшное: " В Реанимацию". И трубку на другом конце провода положили.
Забыв обо всем, я схватила деньги, т.к. бесплатно на Украине уже давно никто никого не лечил, и бегом - в Медсанчасть. На Санпропускнике мне по предъявлении паспорта отдали вещи мужа и мобильник, который "разрывался" от звонков. Названивал сын Ивана Васильевича.
Под дверями Реанимации в мучительном ожидании я просидела, наверное, час, пока вышел лечащий врач и меня пригласили в ординаторскую.
    - Всё весьма серьёзно. Больной в коме. Давления не держит. - объяснил доктор.- Обожжено тело, почти всё, только лица ожог не коснулся. Никаких прогнозов. Подключили к аппарату жизнеобеспечения. - И добавил, - со слов врача Скорой пострадавший был в алкогольном опьянении, вся компашка банная были пьяны. Лечение будет очень дорогим, порядка 3000 тысяч гривен в сутки. Лечиться будем?
   - У Ивана Васильевича есть деньги, - почти выкрикнула я. - Только спасите его, пожалуйста! Умоляю!
    - Ещё раз повторяю - никаких прогнозов, - отрезал врач. - Ждите список в коридоре. И не забудьте принести постельное бельё...
   Денег на лекарства и материалы, что я взяла с собой, а сумму я взяла 2000 гривен, не хватило. Подъехал сын Ивана. У него, как всегда, - ни копейки. Я рванула домой за недостающими деньгами и постелью. Принесла всё уже в 22 часа. В палату в Реанимацию родственников не пускают- такой порядок. Домой я ехала уже поздно вечером и наняла такси, хотя пешего хода было 15- 20 минут. Я ужасно устала морально и физически. А тут названивает сестра Ивана из другого города, потому что Ваня в урочный час не вышел на связь по Скайпу с ней и мамой 94 х лет...
Я не могла сомкнуть глаз всю ночь, хотя несколько раз пила капли Пустырника для успокоения. На утро пришла к 9 часам, как мне было велено. Опять врач вынес длинный список на две с половиной тысячи гривен. Сказал, что у больного отёк лёгких, как симптом Ожоговой болезни, что он на аппарате и в медикаментозной коме.
Велел на завтра принести пачку стирального порошка или еще комплект чистого постельного. По дороге домой я купила порошок. Я немного успокоилась и поспала днем, также сон пришел и ночью. А в половине восьмого утра в воскресенье мне позвонили  из Реанимации...
   - Это Вера Ильинична?- спросил женский голос.
   - Да, это я.
   - Нам очень жаль,- продолжил голос,- но Иван Васильевич умер... Сегодня в 6 часов утра. Приходите в морг с Вашим и его паспортом завтра с утра. Сегодня вскрытия не будет. Выходной... Выражаем глубокое соболезнование...
   И закончилась связь. Для звонившей медсестры это была её обычная работа, дежурные фразы, которые в реанимационном отделении говорят всем родным тех, кому выжить не удалось. Очередная смерть. Статистика...
   Для меня это был шок, как от удара электрическим током. На пару минут я онемела. Потом у меня началась жуткая истерика. Я была одна в квартире и работать на публику  абсолютно не имело смысла. Я рыдала, кричала, вопила, причитала... Ну, разве что не рвала на себе волосы. В 8 позвонила Ванина сестра. Я ответила громким плачем без слов.
   - Вани нет?- сдавленным, не своим голосом переспросила родственница? - Когда похороны?
   - Не знаю... Сегодня воскресенье.
   - Я не смогу приехать. Я очень больна. Коля( родной их брат) тоже из России не приедет. Разве что - племянница Алена из Харькова...
   Я снова всю ночь не спала. Ещё в субботу у меня были следователь из Прокуратуры и полицейский. Подробно расспрашивали некоторые подробности того злополучного дня. Я подписала показания. А в воскресенье, даже чаю не выпив, т.к. ничего в горло не лезло, я опять пошла в отделение. Я молила Бога, чтобы сообщение о смерти оказалось ошибкой, прекрасно понимая, что такими вещами не шутят.
   Ко мне выходил  врач, другой, не Ванин, который произнес те же фразы, что были уже озвучены по телефону. Покойного уже вывезли в морг.
Санитарка на мой вопрос о новом комплекте постельного белья только руками развела
   - А что? Мы в мертвецкую голыми людей возим?
   Дома к 11 часам воскресенья меня посетил работник городского похоронного агенства Пантеон, предложив выгодные условия организации похорон, оставив свою визитку.
   - Можете сегодня прийти сделать заказ. Мы работаем круглосуточно.
   - Нет, я еще подумаю относительно выбора фирмы. И, вообще, у меня сегодня уже нет никаких сил...
Я позвонила подруге и мы договорились в понедельник пойти вместе. Я была в таком состоянии, что просто боялась потерять деньги, растеряться при общении с бухгалтером.
   Надо было ещё сообщить близким людям, сотрудникам по работе. Телефон дежурного школы- интерната не отвечал. Все в отпуске. Пришлось идти пешком, тк городской транспорт в ту сторону не ходил, а транжирить деньги на такси не хотелось. В 2020 в свои 69 я еще бегала бегом. У меня была прекрасная ремиссия в течение моего психзаболевания. Я не болела, по большому счету, 13 лет и забыла дорогу к психиатрам. Никаких лекарств кроме таблеток от давления да успокоительных капель изредка я давно не принимала.
10 августа мы с подругой направились пешком в Пантеон. Город у нас небольшой. Кругом - пешком.
Зашли предварительно в банк, где поменяли 200 $ на гривни. По очереди несли сумку с вещами для покойного.
Я положила хороший его выходной костюм( пиджак и брюки), кожаный ремень с золотистой пряжкой, белую почти новую рубашку, галстук, черные туфли, майку, трусы, носки. Еще одну простынь, как просил агент из похоронной службы. Вдвоем выбирали гроб, крест, венки. Я заказала православного священника, поминальный обед для самых близких. Перед похоронами почти не спала- дремала. Приехала из Харькова племянница. Нужно было и ею заниматься, девчонка 30 лет.
   На церемонии прощания я не плакала. Было человек 20: соседи, сотрудники, кто был в городе, сын ИВ. мои подруги. Высокий худой молодой батюшка отслужил панихиду очень красивым пением. Все держали свечки.
В гробу лежал человек, вернее, то, что от него осталось... Лицо и руки только и были открыты. До подмышек - зеленое атласное покрывало. Я выбрала гроб, оббитый зелёным атласом.. Зеленый цвет- цвет жизни!
Тот, которого любила, который меня не любил, как женщину, а лишь жалел, во всём помогал, облагородил квартиру, сделав несколько ремонтов за 14 лет совместной жизни, который расписался с психически больной женщиной на пять лет старше, и чудом вытащил меня на годы из болота психиатрии, - ушёл, улетел далеко- далеко, откуда не возвращаются назад. Это каменное неживое лицо, закрытые глаза, плотно сомкнутые синеватые губы. Эта приклеенная полоска на лбу... Нет, это не был тот Иван, подвижный, шумный, заводной, жизнелюбивый... Это даже не была его тень...
   Говорят, что смерть - иллюзия, что душа бессмертна. И я стараюсь верить в это, потому что верю Богу. Возможно, невидимая для живых душа Ивана присутствовала на своих похоронах. Но никто из живых не мог видеть этой души и как- то контактировать с ней. Все видели только оболочку, которая лежала в длинном деревянном ящике, и гроб был опущен в глубокую яму... У нас песчаная почва на Донбассе, хвойные леса.
   Так и остался лежать в том ящике, в той  яме с дном и стенками из песка Иван Васильевич Сайганов, учитель химии  школы- интерната и мой законный муж. Мы  знали друг друга 20 лет...
   Глупая, нелепая смерть, несчастный случай. Иван был вырван из жизни на бегу. Но у Бога ничего случайного не бывает...
   Я так обезумела от горя, что начала просить Всевышнего явить чудо и Славу Свою и воскресить Ивана из мертвых.
Мне долго казалось после похорон, что он вот- вот откроет дверь своим ключом,  войдет в квартиру. Что я услышу его голос, накрою для него стол. Я даже предлагала Господу взять меня вместо него, а его оживить. Мне снились сны, в которые Иван приходил живой и здоровый и всё удивлялся, откуда взялось его Свидетельство о смерти.
Болезнь моя вернулась спустя полгода после смерти Ивана Васильевича...   


 


Рецензии
Уважаемая Вера, уже несколько произведений прочла у ВАС. Память мужа и мне напомнила о своём, мы прожили вместе 51 год. Пятого августа исполнилось 6 лет, как я одна. Сочувствую Вам, Вера, но по себе знаю, что время не лечит! Утешать ВАС не стану - знаю, ничто не вернёт дорогого человека; просто радуюсь, когда приходит во сне! Ваши произведения написаны сердцем, пусть оно бьётся у ВАС без перебоев, а когда уж совсем невтерпёж - садитесь за компьютер и пишите, пишите! Быть может чуть-чуть отвлечётесь! Тем более, что у ВАС ПОЛУЧАЕТСЯ! Меня дочка так вытащила из безысходности в 17-м, когда выложила на прозу.ру то,что было опубликовано ещё до ухода её папы. Конечно, ВЫ в другой стране, тоскуете о прошлом, но очень хочется пожелать ВАМ вдохновения, добрых соседей рядом и хотя бы маленькую толику женского благополучия! От меня же зелёная кнопочка с изумрудными цветочками. Не прощаюсь! С теплом

Галина Балдина   30.08.2023 17:45     Заявить о нарушении
Спасибо, Галина, за прочтение и такой добрый комментарий. Компьютера у меня, к сожалению, нет. Работаю на смартфоне, а это сложно. Но всё- таки хоть какая- то отдушина, какой- то смысл в жизни.
С теплом,

Вера Шляховер   30.08.2023 17:54   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.