Подвиги героев не подвластны времени!

 

Несколько лет назад в «Калининце» был опубликован мой материал о разрушающемся памятнике на  Зарубовском кладбище Гривенской. Помню, побывав на кладбище,  очень расстроилась, что могила и чудом уцелевший гранитный памятник солдату Первой мировой войны — в неприглядном виде.  Прапорщик Русской армии Арсентий Калле Ольховик погиб ровно сто лет назад в боях под Трапезундом   в 25 лет.  Он командовал пулеметным конным отделением. Когда турки пошли в атаку,  сражался вместе с рядовыми  до последнего вздоха.
Тело воина доставили в Славянскую, где базировался Таманский отдел Кубанского казачьего войска. Потом  по Протоке  на пароходе “Бурлак” – на родину. Там и похоронили казака с подобающими почестями. К сожалению,  за памятником герою первой мировой войны не кому ухаживать, все его родные в гражданскую войну подались за границу. Были они дворянами из казаков, а отец прапорщика некоторое время - станичным атаманом. Много лет назад об этом мне рассказывал любитель-краевед гривенец Иван Каракай (уже покойный).      
И вот наконец-то земляки отдали дань памяти и уважения храброму прапорщику. По инициативе атамана Гривенского казачьего общества Александра Васильченко  неухоженное захоронение привели в порядок. Сделали металлическую ограду и бетонный постамент, на который уложили мраморную плиту, облагородили прилегающую территорию. А тронутый временем, но еще довольно крепкий массивный памятник из черного гранита твердо стоит, словно часовой на посту.    Раньше его увенчивал небольшой каменный крест. Кому - то он помешал, и лихие люди отбили этот символ православия.  На месте фотографии героя  зияет дыра. Гранит славится своей крепостью, но как видно, у  вандалов было достаточно дурной силы, что бы совершить преступление перед памятью славного воина, перед историей своей малой родины. Очень жаль, но в станице не осталось родственников героя и найти его фотографию, чтобы поставить на место утраченной, не удалось.
Время, ветра, дожди, морозы и знойное южное солнце тоже "поработали". Черный камень кое-где начал разрушаться. Пострадали и надписи, но их, хотя и с трудом, все же можно разобрать. Они сделаны в старом, дореволюционном стиле (в словах на конце стоит твердый знак и т. п.). Читаем буквально по слогам: "Здесь покоится прах прапорщика Арсентия Калле Ольховик. От роду 25 лет. Родился 18 февраля 18..(дальше цифры сбиты). Убит в бою с турками под  Трапезундом 7 марта 1916 года". "Спи, дитя мое дорогое, положивши жизнь свою за Отчизну и царя. Герою зарыта глубокая яма. Последний салют прогремел.  Окончена тяжкая драма". На вершине памятника, где раньше был крест, выбит отрывок из Священного писания. Но он уже практически не читается. Конечно, разрушения на граните восстановить не так-то просто, нужны специалисты. Но уже то, что сделано гривенскими казаками, достойно всяческих похвал! Теперь старинный памятник не выглядит сиротой на фоне стоящих неподалеку захоронений последних лет, на которых надписи сверкают на солнце «золотом». Современники сделали все для того, чтобы потомки не забыли имя славного воина. Как это, наверное, было трудно: доставить тело прапорщика с чужбины на Родину, поставить такой дорогой по тем временам памятник, достойный подвига героя.
Очень хорошо, что спустя столетие, в Гривенской не забыли о храбром воине и позаботились о его могиле. Неделю назад на кладбище состоялся митинг, посвященный памяти прапорщика. В нем приняли участие гривенские казаки и учащиеся Гривенской (единственной в районе) казачьей СОШ № 13 во главе с директором Аленой Юрьевной Дидыч.
Ведущие (юноша и девушка - старшеклассники) рассказали о проведенной школьниками и учителями поисково-исследовательской  работе. Участники митинга внимательно слушали историю столетней давности. В конце февраля 1916 года части Приморского отряда, в котором находились пластунские батальоны, заняли город Ризе. Создалась благоприятная обстановка для захвата важного опорного пункта турецких войск на Черном море - города Трапезунда. Именно через этот порт турки перебрасывали на русский фронт свои подкрепления. Русское командование решило послать на усиление Приморского отряда Первую и Вторую Кубанские пластунские бригады. В начале апреля 1916 года казаки с боем форсировали реку Кара-Дере и овладели турецкими позициями в 50 километрах к востоку от   Трапезунда. Военные действия велись в труднопроходимой местности Понтийского Тавра. В одном из дел архива Кубанского войскового музея  юные следопыты нашли такую запись: «...приказано выбить турок из сильно укрепленной позиции на левом берегу реки Кара-Дереку и преследовать их до г. Трапезунда, взять город и пройдя его, закрепиться на правом берегу Акана-Девеси».
Первого апреля батальон после артподготовки пошел в наступление. Спустившись к реке,  он оказался на ровной, широкой и открытой долине. Турки открыли ураганный огонь. За несколько минут было ранено пять офицеров и 90 пластунов. Батальон залег, затем с криком «Ура» пластуны бросились в реку и начали переправу, кто вплавь, кто  шел по грудь в воде. Некоторых унесло течением. Кто первый переправился, бросились в штыки. Только к вечеру  выбили всех турок и заняли селение Парке.  Три дня казаки преследовали противника, а пятого апреля заняли оставленный турками  Трапезунд. Прапорщик А. Ольховик командовал пулеметным конным отделением и при атаке неприятеля был зарублен турками. 
Настоятель Гривенского Святоникольского храма отец Вячеслав отслужил заупокойную службу. О важности чтить память погибших воинов во все времена говорили заместитель председателя районного совета ветеранов войны, ветеран боевых действий на Северном Кавказе Сергей Александрович Клочков и атаман Гривенского казачьего общества Александр Иванович Васильченко.
Школьники с волнением читали стихи «о мужестве, о доблести, о славе». После скорбной минуты молчания к подножию памятника  поставили корзину цветов. Трепетали на ветру зажженные свечи. Справедливость восторжествовала. Прапорщика помнят! Подвиги героев не подвластны времени! Просто всем нам надо делать для этого все возможное.
 


Рецензии