Истории Евсея. Часть 3. Глава 13

Великий император Траян (определение «Великий» использовано в отношении укрепления римской государственности) умер летом 117 года в прибрежном местечке в Киликии (Малая Азия). Траян возвращался в Рим после победоносных восточных походов, ещё более увеличивших земли громадной империи, но непобедимая и нежданная смерть не предоставила ему возможность вернуться в столицу и принять ожидающие его грандиозные почести, оказанные ему как божественной особе, непобедимому императору.

Прежде чем приступить к некоторым историям из жизни Братства, несколько штрихов к политической и идеологической картине могущественной империи и портрету следующего императора, Адриана (Публий Элий Траян Адриан), двоюродного племянника Траяна.

В единой идеологии – сила империи. В преданности пантеону богов, в вере в их существование и в помощь от них и, соответственно, в божественность императора римляне видели могущество и исключительность своей государственности. Иудеи, порабощённые Римом и рассеянные им по провинциям империи с целью адаптации к римской идеологии, продолжали хранить веру в единого Бога Творца и свою богоизбранность (исключительность), собираясь в диаспоры (общины) и мечтая о воссоединении и восстановлении безусловной святыни, храма в Иерусалиме.
Иерусалим и храм уже полвека лежали в развалинах, как результат этого идеологического противостояния и борьбы Иудейского государства за свою независимость. Когда Траян вёл войны с Парфией на территории бывшей Вавилонии и Персии, богатые еврейские общины городов Низиб и Нагардея, существующие на этих землях со времён вавилонского плена, опасаясь, что римляне поступят с ними так же, как с единоверцами в Иудее, выступили против римских отрядов с оружием. Траян решительно и быстро подавил это восстание.

Пыталось ли Братство вмешаться в эти события с предупреждением о бессмысленности кровопролития? Да, все диаспоры Вавилонии были предупреждены нами напрямую или через посредников (Хумата и его друзей) о начале войны с Римом, о том, что Парфия уступит Риму Междуречье, но наместничество Рима на этих древних землях не будет долгим, и поэтому будет неразумным проливать кровь. Но прислушались к нам только в Ктесифоне – в самых богатых диаспорах Нижнего Междуречья страх превзошёл рассудок…

И евреи порабощённой Иудеи, рассеянные по империи, продолжали ждать скорого пришествия Машиаха-Избавителя, который освободит их от ненавистного Рима, воссоединит народ и восстановит храм в Иерусалиме. Известные учителя закона предвещали, что Машиах ветви Давидовой уже рождён. Евреи в 116 году подняли восстание (Малая Азия, Кипр, Египет), которое было подавлено с непомерной жестокостью. В Александрии была разрушена до основания ещё одна святыня – великая синагога, славящаяся по всему Средиземноморью со времён Птолемеев.
В Иудее, чтобы не было поползновений к восстанию в ожидании Машиаха (а сыск доносил, что восстание готовилось), Траян поставил наместником жестокого и бескомпромиссного полководца, которого хорошо знал по военным действиям.
Христиане, увеличивающие числом, перестали восприниматься во времена правления Траяна иудейской сектой. Они проявляли себя самодостаточным верованием в Единого Бога Отца и явленного Сына Его Христа (Помазанника), поправшего смерть и явившего единственный Путь к жизни Вечной.

Не имело смысла рассеивать христиан по великой империи во имя нивелирования их веры. У них не было малой родины, малого дома – домом своим они считали весь мир и с оружием в руках не восставали против Рима. У них не было национальности, одного языка, а храмом Божьим они могли считать звёздное небо любой дальней провинции, куда с радостью шли сами, неся весть благую о Сыне Отца любящего, жизни Вечной, Царствии Божьем. Делали они это по-разному, но верили в одно – Спасение возможно обрести только через Христа.

Траян, прилагавший усилия строить правовое государственное устройство, был первым императором, издавшим указ в отношении христиан. Указ этот предписывал устраивать суд над христианами только в случае доноса от лиц, взявшихся доказать справедливость доноса. То есть христианина нельзя было осудить лишь на голословном обвинении, как было ранее. И это было хорошо. Но во многих провинциях было достаточно для суда над человеком показать со свидетелем или толпой гомонящих свидетелей, что судимый не признаёт божественности императора, не свершает жертвоприношений богам. Степень наказания в таких случаях зависела от личных качеств проконсула…

Умирающий Траян усыновил Адриана, в тот год Адриан был наместником Сирии, и был ему 41 год). Бумага об усыновлении Адриана была составлена женой императора и влиятельным сенатором Аттианом, близким другом Траяна и опекуном Адриана. И жена, и Аттиан присутствовали при смерти великого императора, а Адриан был их любимым воспитанником. Хотя это завещание в пользу Адриана было и поддельным (подписано лишь женой Траяна), Траян видел в Адриане будущего императора и был одним из двух его опекунов (с десятилетнего возраста Адриана).

Через три дня после смерти императора Адриан получил известие о своём усыновлении, которое очень ждал, – и сирийский легион провозгласил его императором. Адриан стал, вслед за Траяном, вторым императором из династии Антонинов. Правление этой династии – время расцвета римской государственности. В династии Антонинов власть передавалась, за редким исключением, не по прямой крови, будущий император усыновлялся действующим. Будущие правители подбирались из правящей элиты, где воспитание и обучение с детства происходило у лучших наставников. Результат – достойные правители, которые превосходно разбирались в политике, праве, военном искусстве, владели и ораторским мастерством, и оружием.
Адриан был человеком одарённым и разносторонне образованным, обладал феноменальной памятью. Мог самостоятельно и безошибочно просчитать государственную казну, образцово управлял движением средств, прекрасно помнил входящие и выходящие цифры. Был большим поклонником греческого искусства и греческой философии, отлично владел оружием и поддерживал физическую форму упражнениями с холодным оружием. Успевал уделять время занятиям музыкой и пением, живописью, скульптурой, архитектурой (был одним из архитекторов проекта величественного храма Венеры и Ромы в Риме). Высокого роста, крепкого сложения, русые волосы во всегда аккуратной причёске, глаза светлого тона с карими вкраплениями. Первым из римских императоров носил бороду, дань уважения эллинской культуре. Миролюбивый человек переменчивой натуры, противоречивого характера, одни считали его добрым и великодушным, другие – жестоким и скупым. Подробно рассказывать на этих страницах о гороскопической карте Адриана, составленной Даздой, не стану, но упомяну, что карта указывала на вероятность внезапной гибели Адриана, которую можно было избежать при коррекции собственных действий с этической стороны, внимательном выборе своего окружения и осторожности в военных действиях на границах империи.

Летом 118 года Адриан с императорскими почестями, сопровождаемый восторженными криками толпы, въехал в великою столицу. Этот год был памятен для меня: с тех пор как я оставил плотное тело, время было не властно надо мной, но для Ани прошло одиннадцать лет, и мы с ней сравнялись по возрасту (хотя Ани по-прежнему выглядела моложе меня), в этом же году наш сын Евсей составил семью.
Когда закончились торжества в честь божественного избранника, по указанию избранника были казнены четыре сенатора, близкие Траяну, поддерживающие его внешнюю политику и имеющие теоретическую вероятность стать во главе Рима. И в эти же дни Адриан сжёг открыто перед римлянами долговые расписки, принадлежащие правлению его великого дяди (простил долги).

Адриан сразу же и решительно стал менять внешнюю политику. В первую очередь вернул Парфии земли Месопотамии и Ассирии, тем самым выстроил дружеские отношении с царём Парфии и поддерживал такие отношения с парфянскими царями на протяжении всего своего правления. Армения решением Адриана перестала быть провинцией Рима, ей был предоставлен статус протектората. Земли, завоёванные Траяном за Нижним Дунаем, были оставлены дакам, Адриан вывел оттуда римский гарнизон. Таким образом Адриан укреплял стабильность долго существующих границ империи и перенаправлял ресурс на улучшение снабжения и снаряжения воинов. Он укреплял империю не завоеванием новых земель, а сохранением мира и стабильности внутри государства.
На какое-то время Адриан умиротворил ситуацию в Иудее (Палестина) – заменил жестокого наместника, поставленного Траяном, на более миролюбивого и обозначил, что желает отстроить разрушенный Иерусалим, но не назвал важные для иудеев детали – он хотел отстроить Иерусалим в римском стиле, а на месте разрушенного храма поставить храм Юпитера (Творца мира в римском звучании).
 
Не много ли слов об Адриане? Очень необычный правитель, совмещающий в себе, казалось, противоположное: практический рационализм (он был ещё и юрист-новатор) и романтический идеализм. Он как будто опережал время, в котором был воплощён, или, сказать по-другому, торопил его. Вместе с известным римским юристом он создал сборник правил и законов, подлежащих исполнению не только в текущем году, как было до Адриана, но и в последующие годы существования империи. По его решению была создана адвокатская структура, защищающая интересы государства в суде. При этом император дал правовую защиту рабам. Отныне хозяин не мог убить раба за провинность и продать его в гладиаторскую школу или публичный дом, не мог вмешиваться в его жизнь кастрацией.
Именно Адриан ввёл разделение полов при посещении общественных бань. Его мечта об идеальном обществе выразилась в неожиданном решении – он упразднил тюрьмы для свободных граждан и рабов.

В качествах Адриана было то, что позволяло Братству искать пути к непрямому взаимодействию с ним. Конечно, мы видели и понимали, что хранитель римского мира не позволит в этот период укрепления римской государственности принципиальных уступок в идеологии. Но как логик, сторонник правового подхода и в то же время творческая личность, обновляющая свои взгляды на мир (Адриан провёл большую часть своего царствования в дорогах по империи), он был способен и имел смелость корректировать правовое пространство.
Братство видело предлагаемые провидением события и могло воспользоваться возможностью передать свои предложения Адриану, если, к примеру, такая возможность представится).

Братство жило событиями, которые попадали в поле нашего внимания, о которых сообщали наши друзья, живущие в разных местах известного мира. Узнав о событиях, познакомившись с их качеством, мы принимали недолго обсуждаемое решение об участии в определённом мероприятии и способе участия в нём, часто разделялись на группы для участия в нескольких делах.
Участвовали, конечно, и индивидуально в каких-то мероприятиях – всегда знали, кто из нас где находится. Мы жили в полном доверии друг другу, по-другому  в нашем состоянии быть не могло, мы естественным образом были полностью открыты друг другу. Восприятие реальности в Братстве неизбежно отличалось от трёхмерного. То, что в плотном теле ты учишься воспринимать через ощущения, здесь видишь естественным зрением, присущим тонкому телу, да ещё и в цвете: поля мыслей человека, эмоций, энергию взаимоотношений, течение энергий и их качество. Видишь существ, которых не фиксировал, будучи в плотном мире…

Ситуация в Иудее недолго была мирной. Среди народа стала ходить информация, будто от наместника, что, если иудеи хотят иметь храм, посвящённый своему Богу, они могут его построить, но вне Иерусалима. То есть в Иерусалиме святыня отстроена не будет. Известие взбудоражило народ, нашлись те, кто призвали к восстанию, люди стали вооружаться. Был намечен сбор в Бет-Римоне.

Нам надо было торопиться: мы получили известие о вооружённом сборе от Эльдада, часто наведывающегося в многострадальную Иудею, за два дня до этого сбора в Бет-Римоне. В то время главой синедриона (совета священников, старейшин, законодателей), собранного полвека назад после падения Иерусалима в Явне, был Иошуа бен Хапания, мудрый, миролюбивый молитвенник.

Эльдад и Иоанн, почтенные старцы, предстали перед главой синедриона в завершении его второй ночной молитвы. Ещё не открыв глаза, Иошуа увидел перед собой двух седовласых старцев, светящихся чистотой. Он не задал вопроса «Кто вы?» – он подумал: «Пророки Всевышнего!» И услышал глас: «Достойный сын Иудеи! Ступай в Бет-Римон. Не откладывая. И останови неразумных сынов Авраама, возомнивших себя спасителями родины. Останови готовящееся кровопролитие. Нет оснований будить льва». После этих слов видение ушло. Иошуа поспешал в Бет-Римон.
В Бет-Римоне перед вооружённой толпой из уст уважаемого мудреца и законоучителя прозвучала притча. Мы, полным составом Братства, молились рядом с мудрецом, наполняя пространство светлой силой.

– Сыны Израилевы, братья мои, – обратился к народу законоучитель. – Выслушайте, что Господь желает донести до нас. Однажды царь зверей съел добычу свою и подавился костью, она застряла в горле его. И пообещал лев великую награду тому, кто сможет вытащить кость. На призыв откликнулся журавль. Подлетел ко льву и ловко вытащил кость из горла царя зверей. После чего потребовал обещанную награду. Лев усмехнулся и прорычал: «Ступай, журавль, и будь доволен тем, что вынул голову из моей пасти…»
Когда мудрец говорил, некоторые видели большое свечение вокруг него и указали на это тем, кто был рядом. Весть о божественном огне быстро разнеслась по собравшимся.

– Хвала Всевышнему! – продолжал законоучитель. – Находясь в пасти римского льва, мы не съедены им. Будьте довольны тем, что имеете сегодня, и благодарны сему! Разве есть средь вас тот, кто знает, что делает?! Не вижу средь вас такового! Ступайте к семьям своим и растите их в вере, мире и здравии до дня Господнего! И да будет страх пред Всевышним в вас большим, чем страх перед людьми!
В этот раз восстание не началось, мудрость была услышана…

Может появиться вопрос: почему бы Братству было не предстать в видении перед императором, как они это сделали перед главой синедриона?
Императором Рима не мог быть тот, кто восприимчив к видениям. При наличии таких возможностей человек может попасть под воздействие различных сил, цели которых трудноопределимы для человека, но что может предопределить его выбор. Для такого рода взаимодействия с невидимым миром («миром богов») существовали жрецы, оракулы, пророки, пророчицы, к кому император мог обратиться за советом по собственному желанию. К тому же надо учитывать, к кому обращался своими молитвами-прошениями, – к полю греко-римских богов. Братство не имело отношения к этому полю, лишь иногда вступало в общение с ним…


Рецензии