О Саше Старостенко

Александр Старостенко
(гитара, Санкт-Петербург)
Александр Игоревич Старостенко родился в 1961 году. Музыке начал обучаться с шести лет (первоначально на фортепиано). Гитарное образование: музыкальное училище им. М.П.Мусоргского в Санкт-Петербурге (1979-1984). Влияния: Джорж Бенсон, Хэрби Хэнкок, Джон Колтрэйн, Джон Скофилд, "Пинк Флойд". Начиная с 1985 года преподавал в названном училище по классу джазовой гитары, гармонии, аранжировки и импровизации.
В 1982 дебютировал в ансамбле саксофониста Михаила Костюшкина (Анатолий Глонти - барабаны, Дмитрий Колесник - бас).
В 1983 был приглашен саксофонистом Валерием Зуйковым участвовать в его квартете (Олег Бутман - барабаны, Владимир Кудрявцев - бас).
Александр Старостенко, 1984 (на заднем плане В.Кудрявцев)В 1984 организовал собственное трио (Юрий Еремин - барабаны, Владимир Козлов - бас). В это же время появляются первые сочинения. Далее -участник многих джазовых концертов и фестивалей по стране и за рубежом.
Американский журнал 'Guitar Player' за декабрь 1988 года пишет:

"...Interviewed on page 93, 26-year-old Sasha Starostenko is one of the finest jazz guitarist in the U.S.S.R. Based in Leningrad, he is an imaginative, accomplished musician and composer (see music, page 94), whose work is a far cry from mere imitation. Starostenko is a professor of guitar at the Mussorgsky College of Music, which maintains a rare jazz program and represents the highest level at which jazz is taught in the Soviet Union..."

ноты Александра Старостенко из журнала Guitar Player"...двадцатишестилетний Саша Старостенко, интервью с которым размещено на странице 93 - один из лучших джазовых гитаристов в СССР. Живет и работает в Ленинграде. Он одаренный, состоявшийся музыкант и композитор (смотрите ноты, стр.94),чья игра далека от простой имитации. Старостенко преподает гитару в училище им.Мусоргского, которое поддерживает уникальную джазовую программу и демонстрирует высокий уровень, на котором джаз преподается в Советском Союзе..."

Начиная с 1996 года Александр Старостенко изучает древнерусские распевы (столповой, знаменный, путевой, демественный).
"Я обнаружил ,что построение древнерусских распевов во многом схоже с построением мелодий в джазе. И в той и другой области существуют короткие фразы, из которых составляется мозаика мелодий. То,что в джазе называется клише, в древнерусских распевах называется напевкой. Присоединив к характерным русским мелодическим оборотам византийский иссон и добавив несколько гармонических отклонений в духе Маккоя Тайнера, получаем весьма необычное созвучие. Метрическая организация древних мелодий диктует необходимость употребления сложных размеров. Например, девять четвертей и одна восьмая, или пять четвертей и три восьмых.
Как преподаватель гармонии и построения мелодий в джазе смею утверждать, что этот исходный материал может быть основой для развития в независимый стиль в современной музыке".
В настоящее время (лето 2000) приглашен в Бостон, США для выступлений и проведения мастер-классов в Беркли Колледже, а также в Гарвардском университете.
Александр Старостенко и Scrapple: "Forest", запись с концерта в клубе JFC, 1999доступно в Real Audio
Александр Старостенко - гитра, Сергей Мальцев - клавишные, Олег Тархов - бас-гитара, Гарий Багдасарян - ударные.

Сергей Шевченко:

Да, кстати, к вопросу об организации Толиком Царь Бэнд... Изначально я просил JFC устроить концерт памяти Старого. Они мне отказывали. Потом я организовал бэнд... И оказалось, что все работали с Старостенко... Дункул, Трощенков. А гитарист Обоенко тоже тусил с ним и ученик, собственно... Кроме своих композиций вставили и Сашины... Назвали, в духе Старого, Армия Тресогуски Снова в Бою... TABL Tresogoos's Army Back in Line... Это очень в его стиле. Почти Операция Ы))) Пару концертов сыграли. На одном был Коля Старостенко... Где-то видео есть. Ну на репу народ было не собрать. И как то тяжело всё... Хотя и JFC были довольны!!! Потом, видимо, Толику понравилась идея и он пригласил Дегусарова... Всё бы ничего, только вот это Царь... Почему??? Я ему тогда звонил и сказал, что это уж за гранью. И потом он изговнял группу в Контакте... Ну, мне пришлось послать его конкретно. Коля сначала как-то говорил мне, ну ладно, он хоть какую-то активность ведёт. А по моему, если группа о Старом, то надо свою рекламу ограничивать. Хрен с ним, это Царь Бэнд, хотя бы музыку его играли. Но рекламу преподавания и других проектов там ни к чему. У меня, например, есть отдельное сообщество. Sergebass Lessons... Или как то так. Своя группа 10 Дюймов. Была 5 Баллов... Не суть. Я, по этому, и организовал другую группу, которую ты нашёл. Туда Березовой подстегнулся... Ну, как то, скомно, но как-то материал выложили... Старому нравилась идея с пароходом с именем Александр Старостенко. Но не из пафоса, а потому что его дед был конструктор и один из кораблей действительно его именем и называли. И он очень гордился этим, но мало кому об этом рассказывал. И я его понимаю. Это как у меня прадед знаменитый мостостроитель Соловьёв. Я когда проезжаю мимо тех мостов, которые с его участием построены немножко... ретируюсь))) А это Троицкий, Большеохтинский, Дворцовый и Финляндский железнодорожный.

Спасибо моим друзьям, музыкантам и гитаристам, в первую очередь, за память о гениальности Саши Старостенко, ведь тело его ушло из жизни при невыясненных обстоятельствах, а дух его только сейчас начинает возрождаться, благодаря нашей всеобщей памяти о нем. Работая над третьей и еще не финальной частью Сашиной импровизированной концепции, хочу сообщить вам о своем глубоком восхищении Сашиным авторским даром. У нас было много личных встреч, которые мало кто помнит во время моей подготовки к американскому турне в 1988 году. Совсем недавно я был потрясен, когда хотел купить экземпляр журнала Guitar Player и вдруг увидел единственный экземпляр на EBay. Я сразу нажимаю - купить (19,99$) и через 3 дня заветная посылка прибывает на дом. И там я вижу нотацию музыкального произведения, о котором мы никогда не говорили и которое никто не исполнял ни до, ни после. Гениальная джазовая баллада - Билет в Штаты! Я опубликую его в ближайшее время. Я думаю, что это должно стать обязательным джазовым стандартом Саши Старостенко. Хочу организовать фонд памяти и наследия Александра Старостенко. Кому понравилась эта идея ставьте (+) в комментариях и я свяжусь с вами лично по ряду вопросов

 Мы познакомились в Витебске в 1987 году на джазовом фестивале. Саша Старостенко оказался одним из самых прогрессивных джазовых музыкантов того времени. У нас было много общего и мы сильно сдружились в период моего приезда в Питер в 1988 году. Оба мы выступали в том же году на Джаз Фестивале В.Феертага в ЛДМ и тогда стали думать о том, чтобы стать партнёрами, хотя всё время двигались параллельно. Помню как Саша радовался и гордился тем, что получил письмо от Джона Скофилда и посылку со струнами, отправленную непосредственно ему Сюзанной Скофилд - женою легендарного гитариста. Несмотря на потрясающие возможности для становления карьеры Саши в более поздний период, после того как он вернулся из поездки в Бостон, где он давал мастерклассы и концерты в легендарном джазовом колледже Беркли. Судьба и развитие его зашло в тупик. Я уже жил в Нью Йорке и к сожалению не мог быть рядом и влиять на его жизнь. Жизнь его трагически оборвалась. В начале года его бывшая жена - известная блюзовая певица, Ольга Пономарёва попросила меня организовать видеоматериалы по музыкальной концепции Саши. Наконец у меня появилось время закончить первую, вторую и третью серии его гитарной школы под названием "Improvised SoundScapes". Эта серия и весь остальной материал построен на сквозном и практически бесперерывном блиц-опросе. У Саши нет времени на отдых и у него нет возможности читать или сверяться с каким-либо конспектом. Гитару он слышит на ощупь и всё идёт прямо из головы и как таковых вопросов нет. Временами собеседник его останавливает. Идея компоновки полностью принадлежит мне, поскольку мы много времени провели с Сашей обсуждая его выкладки ещё задолго до появления данного видеоматериала записанного Валерием Тхаем в Санкт Петербурге в 2004 г.


Рецензии