Художественная литература и литературоведение

Мы очень часто недоумеваем: ну пишут писатели разные книги, и у некоторых даже неплохо получается – вот и замечательно! Нет, мало этого: напридумывали еще разных теорий, литературоведений, критик – делать людям нечего! Это филологи просто выделываются, «хочут образованными показаться и всё о непонятном говорят», как метко выразился один из чеховский персонажей.

А вы детективы любите? Так вот я как филолог заявляю: хорошая критическая или/и литературоведческая статья может быть не менее интересна, чем захватывающий детектив. Но всё по порядку.

Литературоведение – это одна из отраслей филологии. Вначале оно существовало как литературная критика, образцы которой можно найти уже в античной культуре, а также в древней Индии и Китае. Но долгое время она имела только «прикладное» значение: дать общую оценку произведения, поощрить или осудить автора, рекомендовать книгу другим читателям. Дальнейшее развитие литературоведение получило в эпоху Возрождения, когда возник большой интерес к античным текстам. Их нужно было расшифровывать, адаптировать для чтения, толковать, систематизировать и т.д. Потом функции этой науки расширились, но практическая задача не исчезла – и касается не только античных произведений. Так, без комментариев к «Евгению Онегину», например, современный читатель может просто не понять части упоминаемых там реалий.

Сегодня литературоведение делится на три основных раздела:
1. Теория литературы;
2. История литературы;
3. Литературная критика.

Все компоненты взаимосвязаны, могут иметь даже общие элементы, но выполняют свои конкретные функции. Теория литературы изучает общие закономерности структуры и развития литературы как живой целостности, где отдельные произведения представляют собой, образно говоря, не более чем отдельные кровяные тельца в человеческом организме. История литературы, естественно, в первую очередь отражает процесс этого развития, «биографию» литературы и отдельные, самые важные, вехи из ее «жизни». Эта отрасль неразрывно связана с философией и эстетикой. Литературную критику же интересует сегодняшний день, конкретные произведения, современные авторы, но для оценки используются не субъективные критерии «нравится – не нравится», а те, которые делают литературное сочинение действительно художественным, актуальным и оригинальным. Однако именно критика, из-за своей актуальности и «свежести», может быть наиболее субъективна. Строго говоря, эта область вообще находится на грани искусства (художественной литературы) и науки.

Таким образом, критика опирается на данные истории и теории литературы и со временем сама становится материалом истории литературы, исторической поэтики и др. наук; история складывается из множества объектов литературной критики, рассматриваемых в целом с определенной временн;й дистанции, и постепенно передает свои данные в копилку теории; а теория обобщает выводы обеих этих отраслей. Проще можно сказать так: критик – это подготовленный, квалифицированный читатель, дающий оценку прочитанному в рецензии, статье, обзоре и т.д.; литературовед – критик, которому тесно в рамках современности; теоретик – аналитик с мощным творческим потенциалом, который собирает и превращает в совершенно новый продукт всё, до чего додумались писатели, читатели, критики и историки литературы. Естественно, четкой границы между ними, как и между рассматриваемыми сферами литературоведения, провести нельзя. Поэтому работы хороших критиков и литературоведов читаются зачастую не менее увлекательно, чем художественные произведения, а в литературоведении появляются новые, «промежуточные» отрасли: текстология, библиография и пр. Есть и «государства в государствах», то есть компоненты, общие для трех основных отраслей, но рассматриваемые под разными углами зрения: поэтика, стилистика и т.д.

В теории литературы выделяются разные «школы», различающиеся по методу исследования литературного процесса, то есть отдающие предпочтение диалектическому или структуральному подходу. К структуральным относятся метод формального анализа (Ю.Тынянов, В.Шкловский, Б.Томашевский, Р.Якобсон), метод структурального анализа (Ю.Лотман, В.Топоров); к диалектическим — метод диалектического анализа (А.Лосев, М.Бахтин), рецептивная эстетика (Х.-Г.Гадамер, Х-Р.Яусс). Также есть школы, основывающиеся на принципе мотивной структуральности, сравнительно-исторического анализа, фрейдовской теории и т.д., но мы не будем говорить о них подробно, поскольку это очень специальные аспекты.

Историю литературы развивали такие отечественные ученые, как И.М.Тронский (античная литература), Б.И.Пуришев (зарубежная литература средних веков и Возрождения), Д.С.Мирский («История русской литературы с древнейших времен до 1925 года»), С.И.Кормилов (история русской литературы XX века) и др.

Что же касается литературной критики, то ее активное развитие в «новое время» началось вместе с появлением литературных журналов. Первым таким журналом в России стали «Ежемесячные сочинения, к пользе и увеселению служащие» (1755). Первым российским автором, обратившимся к рецензии, считается Н. М. Карамзин. Очень интересные критические работы можно найти у Пушкина (они публиковались в журнале «Современник» в 1837 г.). Чего ст;ит только одно его высказывание об Отелло Шекспира: «Отелло от природы не ревнив — напротив: он доверчив». Вы когда-нибудь пытались объяснить поведение вспыльчивого мавра таким образом? Думаю, что вряд ли. А ведь, если вдуматься, все верно: возможно, он убивает Дездемону не из ревности, а потому, что верил ей безоговорочно, видел в ней воплощение всей искренности, любви, чистоты, которая существует в мире. И так же в простоте души своей он верит Яго, плетущему страшную интригу; суровый полководец вообще имеет странную привычку верить людям! А когда ему кажется, что любовь его жизни обманула его, предала, обернулась врагом, он автоматически делает то, что умеет делать профессионально: уничтожает этого врага в облике ангела. Ну чем не увлекательная повесть о том, что, казалось бы, очевидно и однозначно?

Но самыми блестящими образцами русской литературной критики, несомненно, являются работы В.Г.Белинского, Н.А.Добролюбова (помните «луч света в темном царстве»?), К.И.Чуковского, которого сейчас, к сожалению, знают в основном как детского поэта…   Возможно, вы удивитесь, но именно Белинский первым обратил внимание читающей публики на гений Пушкина, а до этого «главным поэтом» считался Василий Жуковский; к Пушкину же даже в высшей степени культурные и понимающие литературу современники относились как к сочинителю острых стишков, занятному прозаику и неудавшемуся драматургу. Белинский же «открыл» и Лермонтова, и Гоголя, а самого его сделал известным смешной случай: в салоне Владимира Одоевского он упал со стула. Все стали спрашивать: «Кто это у вас мебель ломает?». Хозяин отвечал: «Как же, это Белинский, критик, блестящее дарование. Дайте срок – он еще нам всем поприжмет хвосты». Так и получилось.

Вот как страстно защищает критик не своего приятеля, вообще не живого человека, а литературного персонажа: «Вы говорите против него, что в нем нет веры. Прекрасно! но ведь это то же самое, что обвинять нищего за то, что у него нет золота: он бы и рад иметь его, да не дается оно ему. И притом, разве Печорин рад своему безверию? Разве он гордится им? Разве он не страдал от него? Разве он не готов ценою жизни и счастия купить эту веру, для которой еще не настал час его?.. Вы говорите, что он эгоист? – Но разве он не презирает и не ненавидит себя за это? Разве сердце его не жаждет любви чистой и бескорыстной?.. Нет, это не эгоизм: эгоизм не страдает, не обвиняет себя, но доволен собою, рад себе. Эгоизм не знает мучения: страдание есть удел одной любви» (В.Г.Белинский, «Герой нашего времени. Сочинение М. Лермонтова», 1840 г.).

А так характеризовал «неистовый Виссарион», например, сущность поэзии: «Поэзия есть истина в форме созерцания; ее создания – воплотившиеся идеи, видимые, созерцаемые идеи. Следовательно, поэзия есть та же философия, то же мышление, потому что имеет то же содержание — абсолютную истину, но только не в форме диалектического развития идеи из самой себя, а в форме непосредственного явления идеи в образе. Поэт мыслит образами; он не доказывает истины, а показывает ее. Но поэзия не имеет цели вне себя – она сама себе цель; следовательно, поэтический образ не есть что-нибудь внешнее для поэта, или второстепенное, не есть средство, но есть цель: в противном случае он не был бы образом, а был бы символом. Поэту представляются образы, а не идея, которой он из-за образов не видит и которая, когда сочинение готово, доступнее мыслителю, нежели самому творцу» (В. Г. Белинский, «Горе от ума». Комедия в 4-х действиях, в стихах. Сочинение А. С. Грибоедова»). Это было написано в 1839 году, двадцативосьмилетним человеком – а более точно до сих пор не сказал никто. Вот так и превратилось замечание литературного критика, дошедшее к нам благодаря знакомству с историей литературы, в одну из теоретических основ – в правило, при нарушении которого не может быть создано настоящего, «практического» поэтического произведения.  Мысль прошла путь от конкретного произведения через все разделы литературоведения и вернулась в практику: круг замкнулся.

19.05.2012 г.


Рецензии
Опровергателей у литературоведения достаточно: де это не наука, а пересказ художественных произведений под определенным углом зрения. Что по сути верно.

А вот защитников, кроме штатных литературоведов, которые этим кормятся, почти что нет. Принадлежит ли автор к их числу, неизвестно. Но то, что лна вступилась за слабого -- ей респект. Вот только дальше банальных умозрительных схем дело не двинулось.

"Сегодня литературоведение делится на три основных раздела:
1. Теория литературы;
2. История литературы;
3. Литературная критика."

По порядку в обратном порядке

3. Литературная критика никакая не наука и не знание, а литература. Писатели изображают жизнь вымышленных персонажей, прототипами которых являются живые люди. У критиков персонажи литературеые герои

2. Никакой истории у литературы нет. Есть описание литературных фактов (произведений, авторов etc), выстроенных по хронологическому списку без какого-либо внятного принципа отбора

1. Нет и литературной теории, кроме надуманных и претенциозных концепций

Сказанное, разумеется, не значит, что на литературоведение наплевать и забыть. Есть конкретные исследования конкретных вопросов, и они сами по себе интересны, как интересны сами по себе "Война и мир", "Евгений Онегин" или анекдоты про Василия Иваныча и Петьку. Например, интересны размышления Грифцова о психолигии писательского творчества, интересны исследования Мотылевой о влиянии "Войны и мира" на мировую литературы, интересна "Алхимия слова" Парандовского, можно сказать моя настольная книга

Владимир Дмитриевич Соколов   19.10.2023 06:53     Заявить о нарушении
Очень интересная точка зрения. А как насчет Хёйзинги, Проппа, Бахтина, Лосева, Бахтина и др.? Ладно, пойдем по простому пути - по пунктам.
3. Почему литературоведение или критика не могут относиться в широком смысле к литературе? ("Литературная критика никакая не наука и не знание, а литература.") Почему, с Вашей точки зрения, литературная критика рассматривает только литературных персонажей? ("У критиков персонажи литературеые герои")
2. Почему Вы отрицаете (не признаёте? не сталкивались?) существование сравнительного литературоведения? Это один из примеров точек опоры, на которых построена история литературы. ("Никакой истории у литературы нет. Есть описание литературных фактов (произведений, авторов etc), выстроенных по хронологическому списку без какого-либо внятного принципа отбора.")
3. Ну, про теорию литературы даже не спрашиваю, поскольку, мне кажется, Вы просто избегаете близкого знакомства с ней. :-) ("Нет и литературной теории, кроме надуманных и претенциозных концепций.")

Наталья Белинская   19.10.2023 10:01   Заявить о нарушении
3. И критика и литература, разумеется, имеют дело не только с персонажами. Их объектом может быть и жизнь общества, и предметы, и жизнь Вселенной, и история, и... Я просто не хотел растекаться мыслью по древу. Мне кажется, все это подразумевается само собой.

2. Да, есть такая дисциплина -- компаративистика. Но никакого самостоятельного смысла в ней нет. Иногда она продуктивна, скажем, при исследовании психологии творчества -- что у кого и как позаимствовал, иногда любопытны, когда находит сходные явления в литературах разных стран и народов (при рассмотрении т. н. вечных образов, например), а чаще всего это пустопорожнее сравнение отличий и сходств в разных произведениях, у разных авторах, в разных литературных течениях всех стран и времен

1. Теория может быть только там, где есть четко установленный объект исследования: число в математике, твердое тело в физике. В отдельных областях литературоведения также может быть выделен подобный объект: скажем, канонический текст в текстологии. Но в целом у литературоведения такого объекта нет и быть не может. Поэтому скорее речь может идти о литературном знании, но не о науке

Владимир Дмитриевич Соколов   19.10.2023 12:17   Заявить о нарушении
3. "И критика и литература, разумеется, имеют дело не только с персонажами. Их объектом может быть и жизнь общества, и предметы, и жизнь Вселенной, и история, и... Я просто не хотел растекаться мыслью по древу. Мне кажется, все это подразумевается само собой." Конечно, не подразумевается! Объект литературной критики - именно литература, куда, кроме персонажей, входит масса вещей: авторский метод, направление, сюжет, стиль, конфликты и еще масса вещей.
2. Да, есть такая дисциплина -- компаративистика. Но никакого самостоятельного смысла в ней нет." Интересно, а в чем вообще есть смысл? Но это я так, не обращайте внимания. Я имела в виду не компаративистику как отдельную отрасль, а выявление того, как развивался отдельный жанр, скажем, комедия. Здесь без истории литературы не обойдешься. А почему методы сменяют друг друга? Почему сейчас почти исчезла рифма в англоязычной, скажем, поэзии? И так и далее, и тому подобное.
1. "Теория может быть только там, где есть четко установленный объект исследования: число в математике, твердое тело в физике. В отдельных областях литературоведения также может быть выделен подобный объект: скажем, канонический текст в текстологии. Но в целом у литературоведения такого объекта нет и быть не может. Поэтому скорее речь может идти о литературном знании, но не о науке." Вот здесь отчасти соглашусь: должны быть четкие общие критерии. Когда-то меня выгнали с экзамена по педагогике, поскольку я, именно с этой точки зрения, заявила, что педагогика не может быть отнесена к наукам в полном смысле слова. Но с теорией литературы дела обстоят немного иначе. Есть некоторые совершенно определенные вещи. Например, единицы измерения ритма (не только поэзии, но даже прозы). Так что все не настолько туманно, как Вам кажется.
Хотя мне кажется, что Вам ничего не кажется, а Вы сами это все прекрасно знаете: ведь Вы сами в определенной мере занимаетесь критикой и литературоведческими разборами. Но, очевидно, считаете себя практиком, не замечая, что вовсю пользуетесь основами и литературоведения, и теории литературы - о критике уже не говорю.

Наталья Белинская   19.10.2023 13:56   Заявить о нарушении