Роды, виды и жанры литературы

Все мы так или иначе причастны к литературе - как читатели, как авторы или как "сочувствующие". Но всегда ли мы представляем, о чем идет речь? Ведь для того, чтобы вести диалог или хотя бы иметь аргументированную точку зрения, нужны основы – то есть какие-то общие понятия, от которых мы и будем отталкиваться. Итак, что является объектом нашего интереса?

Художественная литература – вид искусства, отображающий жизнь при помощи слова. Основной предмет изображения – человек во всей полноте его материальной и духовной жизни, его взаимоотношения с окружающим миром и обществом. Основная особенность: литература – единственный вид искусства, который сочетает в себе 3 функции. Почему так получилось? А вот почему.

Музыка – самое абстрактное из искусств: никто не может совершенно точно и однозначно объяснить «конкретный смысл» того или иного произведения; она обращается прежде всего к нашей эмоциональной и эстетической сфере, минуя все «логические» и семантические рамки (вспомните хотя бы "К Элизе" Бетховена).

Изобразительное искусство передает жизнь через зрительные образы; его рабочие инструменты – линия и цвет; оно обычно также апеллирует к чувству прекрасного (напр., А.И.Куинджи, Радуга), иногда – к умению абстрагироваться от действительности (напр., П.Пикассо, Женщина с цветком), иногда – нечасто – несет, кроме того, еще какую-то историческую или географическую информацию (напр., К.Брюллов, Последний день Помпеи).

И вот, наконец, литература. Ее способ выражения – художественное слово. А слово и объясняет, и рисует, и звучит... Поэтому художественная литература (не путать с публицистикой, специальной, справочной литературой и пр.) и затрагивает чувства, выполняя эстетико-эмоциональную функцию, и дает новые знания, удовлетворяя стремление к познанию (познавательная функция), и переносит нас в незнакомые ситуации, побуждает думать, сопоставлять, анализировать, сопереживать, создавая таким образом модель мира и формируя личность, то есть имеет воспитательную функцию.

Но общее понятие «литература» – пустой звук, точно так, как абстрактно, например, понятие «человечество». Как оно состоит из конкретных рас, национальностей, народностей, людей, наконец, так и в литературе каждое произведение несет свои родовые и видовые признаки.

Литературный род – главное понятие, фигурирующее при рассмотрении художественной литературы.

В соответствии с основными формами изображения действительности и человеческой личности в каждом из литературных родов можно выделить основной родовой признак: повествование о событии (эпос), субъективно-эмоциональное размышление (лирика), диалогическое изображение событий при отсутствии повествования (драма). В эпосе и драме преобладает объективное  начало, в лирике – субъективное.

Почему же эти названия точнее, чем привычные нам в быту определения «проза», «поэзия», «пьеса»? Да потому, что эпос может иметь стихотворную форму, но при этом не относиться к поэзии в бытовом понимании, Стихи могут не иметь ни рифмы, ни ритма, но при этом не являться прозой, а «пьеса» – это вообще то, что мы видим на сцене, а не читаем.

Остановимся на родАх несколько подробнее. Для того чтобы как-то ограничить этот необъятный материал, речь у нас по умолчанию пойдет о «предках» современной европейской и североамериканской литературы, оставляя вне зоны внимания великие древние культуры, встретившие свой закат задолго до того, как толпы варваров начали осваивать территорию античного мира.

ЭПОС

Главный объект эпического изображения – это внешний мир и человек как одна из множества его составных частей. Первоначально эпические произведения, выросшие из фольклора, опирались на мифы и легенды, повествовали о богах и героях прошлого, передавались изустно (например, поэмы «Илиада» и «Одиссея» Гомера – основателя эпоса в Древней Греции, примерно VIII в. до н. э., а соответственно, и в современной Европе, искусство которой выросло на античной культуре). Они имели поэтическую форму – так и повествовать под сопровождение музыкальных инструментов удобнее, и, главное, запоминать. Примеры эпических поэм более позднего времени - "Слово о полку Игореве" (известнейший памятник древней русской литературы), "Беовулф" (древнейшая эпическая поэма «варварской» (германской) Европы), "Песнь о Роланде" (самая знаменитая из поэм французского средневековья), "Песнь о моем Сиде" (величайший памятник испанского героического эпоса и первое дошедшее до нас литературное произведение на испанском языке). Но когда развилась письменность и тем для повествования стало гораздо больше, эта форма себя практически изжила. Бывают, конечно, исключения, но даже там подчеркивается эпическая сторона: так, «Евгений Онегин» определяется как «роман в стихах».

Внутри эпоса выделяются разные формы. Самые распространенные – роман (большая форма), повесть (средняя форма) и рассказ (малая форма). Но объем – все-таки более формальный признак. Главное – масштаб отображаемых событий. В романе обычно дается очень масштабное изображение жизни социума, там обязательно присутствует несколько сюжетных линий, переплетающихся между собой, действует множество героев, охватывается большой отрезок времени, а часто – и пространства (напр., «Война и мир» Л.Н.Толстого, «Три мушкетера» А.Дюма). В повести охват событий меньше; система персонажей может быть довольно разветвленной, но внимание сосредотачивается на одной сюжетной линии; остальные же как бы создают фон для ее развития (напр., «Повести Белкина» А.С.Пушкина, «Рождественские повести» Ч.Диккенса). Рассказ имеет одного основного персонажа и малое количество других действующих лиц; в нем одна сюжетная линия, отражающая не всю судьбу, а какой-то конкретный эпизод или один отрезок жизни главного героя (напр., «Каштанка» А.П.Чехова, рассказы О.Генри).

ЛИРИКА

Лирика, как и эпос, зародилась в Древней Греции, причем лишь немногим позже эпоса (первые известные нам поэты – Алфей, Сапфо и Анакреонт). Первоначально она была неотделима от музыки и поэтому обязательно имела определенную мелодику (ритм, рифму). Само слово произошло от названия музыкального инструмента, которым мастерски владел прекрасный бог Аполлон, – лиры. Но постепенно эти элементы начали жить отдельно, однако остался основной объект изображения: это, в отличие от эпоса, не «объективный»,  а субъективный, внутренний мир человека; сюжет же складывается не из реальных событий, а из жизни души – развития определенной эмоции; а главный художественный прием – передача авторской мысли не через прямое изложение, то есть не через апелляцию к разуму, но «косвенно», через систему поэтических образов, с обращением непосредственно к эмоциональной сфере, гораздо менее зависящей от знаний, логики, образовательного и социального статуса читателя. Следовательно, только сохранение ритма и относительной рифмы еще не делает произведение лирическим. Неважно, зарифмованы ли эти строки «классически», или имеют только ритмический рисунок («белый стих»), или вообще изложение течет свободно (верлибр) – если вышеперечисленные особенности присутствуют, то это лирика, то есть, в просторечии, стихотворение. Вот несколько отрывков из стихотворений, представляющих три эти формы.

Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.
(М.Ю.Лермонтов, «Тучи»)

***

Приходит врач, на воробья похожий,
и прыгает смешно перед постелью.
И клювиком выстукивает грудь.
И маленькими крылышками машет.
– Ну, как дела? –
чирикает привычно. –
Есть жалобы?..
Я отвечаю:
– Есть.
Есть жалобы.
Есть очень много жалоб...
Вот, – говорю, –
не прыгал с парашютом...
Вот, – говорю, –
на лошади не ездил...
По проволоке в цирке не ходил...
(Р.Рождественский)

***

Когда вы стоите на моем пути,
Такая живая, такая красивая,
Но такая измученная,
Говорите все о печальном,
Думаете о смерти,
Никого не любите
И презираете свою красоту –
Что же?
Разве я обижу вас?
(А. Блок)

ДРАМА

«Драма - (греч. «действие»): род художественного текста, предназначенного для сценического действия. В отличие от лирики драма воспроизводит внешние по отношению к автору события; по сравнению с эпосом она имеет форму диалога, а не повествования. В основе драматического действия лежит конфликтная ситуация, определяющая характер отношений, действий, поступков и слов персонажей. Разнообразие общественных коллизий порождает богатство драматических жанров – трагедия, комедия, драма (как жанр ; ее иногда называют бытовой драмой), мелодрама, водевиль, фарс. Развитие драмы связано с именами Эсхила, Софокла, У. Шекспира, Ж. Мольера, Б. Брехта, Н. В. Гоголя, А. П. Чехова и многих других великих драматургов». (http://www.onlinedics.ru/slovar/fil/d/drama.html)

Я специально привела здесь только краткое описание этого рода, поскольку он стоит особняком и перекидывает мостик между литературой и другим видом искусства – театром. Но не могу не сказать, что и здесь без древних греков не обошлось. Первоначально драматические действа разыгрывались в храмах, поскольку выросли из культа уникального древнегреческого бога – Дионисия (он же Вакх, он же Бахус). Фигура очень сложная и неоднозначная, а уникальность его состоит в том, что по рождению он был не богом, а героем, т.е. родился от бога и смертной женщины. Соответственно, он обладал сверхчеловеческими качествами, но был смертен. Однако поскольку он олицетворял все силы жизни и живой природы, после его смерти вся мифологическая фауна впала в жуткую депрессию. Но при этом чувства свои ее представители выражали очень громко. Больше всех старались сатиры – козлоногие существа, по определенным причинам обожавшие Дионисия. От их воплей и плачей произошло слово «трагедия»: трагос (козел) + ода (песнь), т.е. козлиная песнь, носившая весьма трагический характер. Верховные боги поняли, что придется принимать экстренные меры, дабы не доиграться до экологической катастрофы. Они подарили Дионисию новую жизнь и официально сделали богом (воскрешение после смерти для существования в божественном статусе). И тут началось народное ликование! Радовался весь народ – и возник новый жанр: комос (праздничная толпа) + ода (песнь) = комедия. Такие представления сначала были культовыми, разыгрывались на празднествах (Большие Дионисии, Малые Дионисии), а затем превратились в отдельный вид искусства. Кстати, драма в узком смысле, как жанр, возникла несравненно позже, только в средние века (примерно в XIII-XIV вв. н.э.), а развилась уже в конце XIX в.

Но, как вы заметили, в последнем абзаце промелькнуло еще одно специальное слово – жанр. Действительно, в каждый вид литературы (и сценического искусства) входят отдельные жанры – типы художественных произведений, которые различаются по следующим признакам:

а) тематическим особенностям, напр., роман исторический, психологический, плутовской, авантюрный и т.д.;

б) особенностям идейно-эмоциональной оценки, напр., стихотворение  печальное – элегия, торжественное – ода и т.д.

В художественной литературе периодически возникают новые виды и формы. Так, в двадцатом веке бурно расцвела «массовая литература»,  представляющая собой часть так  называемой «массовой культуры». Одним из ее видов  является  комикс (от англ. “comic” – «смешной»). Это серия рисунков, сопровождающихся кратким пояснительным текстом и образующих связное повествование. Комиксы появились во второй половине XIX в. в газетах США и Англии. В середине XX в. этот жанр становится одним из популярнейших в «массовой культуре». Сов­ременные комиксы далеко не всегда имеют комический характер: появились комиксы ужасов, комиксы на исторические темы, упрощенные переложения классических произведений и др. В конце ХХ в. возникла еще одна очень необычная и перспективная форма – «сетелитература», включающая в себя «гипертексты». Но эта разновидность требует существования определенной технической базы, в частности – Интернета, то есть не может быть полностью причислена к традиционным формам. 

Для завершения нашего краткого теоретического экскурса нужно сказать еще об одном важном аспекте.

Художественный (творческий) метод – понятие, обозначающее наиболее общие принципы и способы отбора, оценки и образного отражения жизни; эти принципы отражаются в творчестве ряда писателей, близких по мировосприятию и приемам художественного отображения действительности. До XVII в. попыток теоретического обоснования отдельных методов не существовало: художник должен был просто «подражать» жизни, как считал Аристотель – древнегреческий философ, разработавший основы теории литературы.

С XVII в. появились теоретические работы, определяющие социально-философскую базу и эстетические рамки литературных методов. Так, манифестом классицизма стал трактат Н.Буало «Поэтическое искусство»,  романтизма – «Философия искусства» Ф.Шеллинга, предисловие к драме «Кромвель» В.Гюго, романтизма и реализма – трактат Стендаля «Расин и  Шекспир», реализма – предисловие О. де Бальзака к «Человеческой комедии», и т.д. Свои литературные манифесты были и у отдельных литературных течений. В литературе конца 20-го - начала 21-го веков одним из самых распространенных методов является постмодернизм. Его манифестом считается эссе «Заметки на полях „Имени розы“» У.Эко, хотя это явление развивается, видоизменяется и, следовательно, находится в процессе изучения.

10.05.2010


Рецензии