Родственник

Председатель правления колхоза Спиридон Доментьевич Кития в это солнечное летнее утро был в страшной тревоге. Накануне он получил записку следующего содержания: «В понедельник, 7 июля прошу явиться в прокуратуру по вопросу реализации неучтенной картошки». И подпись: «Р. Брегадзе, следователь районной прокуратуры».
«Так я и знал - влипну!» — думал Спиридон Доментьевич, болезненно морщась и в беспокойстве бросая свое худое тело из угла в угол. Он прикинул размеры полученных выручек и его прошиб холодный пот: выходило минимум на десять лет с конфискацией! Уголовный кодекс он мог цитировать с закрытыми глазами.
«Теперь только сам бог поможет меня вызволить!»
И тут спасительная мысль забилась в больной голове Спиридона: «Вахо! Вот кто может посоветовать!» Вахо, протеже самого Спиридона, его дальний родственник. И, конечно же, подскажет, как быть.
Через час он был в приемной Вахтанга Силибистровича. Тот внимательно выслушал председателя.
- Ты не оригинален, — заключил он. — Точно такая же история произошла со мной. Как видишь, выкрутился. Правда, мне это влетело в копеечку.
- Говори - не томи, кто помог? —вскричал Спиридон в нетерпении.
- Родственник! — многозначительно произнес Вахо и, покосившись на дверь, тихо добавил: —Вышел на родственника этого следователя. Его зовут Нукри. Он и устроил все.
- Нукри Брегадзе? — усомнился Спиридон. — Который бабочками интересуется?
- Он самый, интеллигент! Подход к нему особый нужен, но зато он человек слова. Сказал — сделал.
- Да он уже неделю с сачком по моим полям бегает! — в диком восторге завопил Спиридон.
- Считай, что тебе повезло. Действуй, но не спеши — сорвется. Человек он тонкий. Я ему тогда сачок французский преподнес. Он растаял. Так прямо и сказал: «Проси, что хочешь, все для тебя сделаю!». Я и попросил. Деньги передать он сам объявился — такой деловой человек.
По дороге в свое хозяйство Спиридон Доментьевич в восторге потирал руки. Как ни говори, а все же великая эта сила — родственник! Он повторил это слово раз сто. Сладость и покой исходили от него. Спиридон глубоко верил в безграничные возможности своего, близкого человека.
В правлении он сказал секретарше:
- Ты, Маквала, отправляйся в школу, к юннатам или как их там? Спроси, какая в нашем районе дефицитная бабочка водится. Вели изловить и доставить мне. Живой! Сегодня же!
Через час в правление прибежал директор школы.
- Всех учеников на ноги подняли. Отменили уроки. Ищем! — доложил он.
- Молодцы! — подбодрил Спиридон услужливого директора, кстати своего родственника. — Поймаете — будут премиальные.
Время шло. Тщетно! Вечером Спиридон собрал правление. Распоряжение было такое: снять с полива бригады и бросить их на помощь школьникам. Этим же распоряжением учащимся 3 «б» класса предписывалось до утра размножить рисунки бабочки в количестве 100 экземпляров.
Однако следующий день ничего не дал: бабочку обнаружить не удалось.  «Пропал!» — думал сникший председатель. Он сидел в своем кабинете и тоскливо смотрел в раскрытое окно. Вечерело. Пахнуло свежестью, блеснуло заходящее солнце. И эту красоту надо было менять на душную камеру! Из глаз председателя потекла непрошеная слеза. И вдруг – о, чудо! На подоконник опустилась бабочка. Та самая!
Спиридон секунду сидел с открытым ртом. Но тут страшная мысль пронеслась в голове: улетит! Он бесшумно пополз к подоконнику. Мгновение, и Спиридон накроет ее ладонью. И в этот момент он почувствовал, что сейчас чихнет и что никакая сила не сможет удержать его. Все решила секунда. Спиридон чихнул. Бабочка вспорхнула, но председатель, пулей вылетев в окно, в свободном парении перехватил насекомое. «Есть!» — успел подумать он прежде, чем потерял сознание.
Утром с перебинтованной головой он был у палатки Нукри Брегадзе, которую тот поставил на краю колхозного поля.
- Я—Спиридон, мы с вами знакомы, — без всяких вступлений начал председатель. — Вот пришел проведать, как ловится на природе?
- А что ловится — ничего! — мрачно ответил Нукри. Он был маленький, кривоногий, с орлиным носом и глазами-бусинками.
Последовала длинная пауза. Спиридон мялся.
- Что это у вас в банке? — спросил вдруг Нукри.
- Да вот, бабочка. Нравится?
- Господи, — вскричал ученый, — да это же...
Тут он произнес какое-то иностранное слово и затанцевал вокруг банки. Затем, став очень серьезным, жалобно попросил:
- Умоляю вас, отдайте ее мне!
- Берите, — окончательно смутился Спиридон.
- Спасибо, большое спасибо! Просите, что хотите, все для вас сделаю.
 В указанный срок Спиридон Дементьевич явился в прокуратуру. Он был весел, бодр и доволен собой. Он любил этот бренный мир, и мир отвечал ему взаимностью. И даже не смущал тот факт, что его направили к другому следователю, а не к тому, который записку прислал. Когда допрашивали, он ухмылялся: «Все мы здесь заодно. Он тебе — ты ему! Моих денег на всех вас хватит. Мы теперь одной верёвочкой связаны.» Он вдруг живо представил себе, как гордо взглянет на следователя, когда тот вынужден будет оправдать его и извиниться перед ним, Спиридоном Кития.
А следователь сказал:
— Вот ордер на ваш арест.
«Вранье, — думал Спиридон, когда его вели в камеру, — испугом меня не возьмёте. Уж кто-кто, а я-то все уже уладил».
Но когда за ним с грохотом закрылась железная дверь, он вскрикнул от неожиданности. Перед ним на нарах сидел его родственник Вахо. В другом углу примостился Нукри Брегадзе. Третий, какой-то незнакомый мужчина, дремал на верхней полке.
У Спиридона мелькнула страшная догадка. Но он, к удивлению, сохранял спокойствие и почему-то спросил, указывая на лежащего:
- А это следователь, Р. Брегадзе?
- Он самый, — успокоил его Вахо. — Они вместе работали. Один записки составлял, другой разведывал ситуацию в хозяйствах и доносил. Родственнички.
- Да, родственники, —с вызовом бросил Нукри. — А вы...
Нукри произнес очень обидное слово. Но Спиридон его уже не слышал. Он рассеянно повел глазами, тяжело вздохнул и сел.
На десять лет. С конфискацией.

#родственник
#никаквижинадзе
#село
#бабочка
#юмор
#советскиерассказы


Рецензии