Период Ислама Каримова

1. Ислам Каримов был президентом Узбекистана с 1991 года до своей смерти в 2016 году. Его правление характеризовалось авторитарным режимом и ограничением политических свобод. Во время его правления, Каримов укрепил свою власть, подавляя оппозицию и контролируя средства массовой информации.
Под его руководством Узбекистан столкнулся с некоторыми экономическими и социальными проблемами. С одной стороны, страна достигла определенного экономического роста и снижения уровня бедности. Однако, с другой стороны, были распространены коррупция, неравенство и ограничения на свободу слова и собраний. В итогем все позитивные результаты уже с конца 1990-х годов свернулись, республика вступила в путь однобокого и неэффективного развития.
Внешнеполитически, Каримов стремился укрепить позиции Узбекистана в регионе Центральной Азии, стремясь сделаться лидером в регионе и признавая свой статус как "нового тигра". Он поддерживал нейтралитет страны и развивал отношения с Россией, США, Китаем и другими странами, но в большей степени создавал ауру недружественности с соседями, в частности, с Кыргызстаном и Таджикистаном, напряженные отношения сложились с Казахстаном и Туркменистаном. Афганской близости Каримов боялся больше всего.

2. Во время правления Ислама Каримова, Узбекистан стал известен своим авторитарным режимом, который часто вызывал критику со стороны международных организаций и правозащитных групп. Вот некоторые из международных рейтингов, которые отражали различные аспекты правления Ислама Каримова:
1. Верховенство закона: По рейтингу Rule of Law Index, составленному Всемирным банком, Узбекистан в период правления Каримова занимал низкие позиции. Рейтинг отражает ограничения на независимость судебной системы, отсутствие справедливого судопроизводства и ограничения свободы выражения мнения.
2. Ведение бизнеса: В индексе Doing Business, опубликованном Всемирным банком, Узбекистан также занимал низкие позиции. Это свидетельствует о сложностях, с которыми сталкиваются предприниматели в стране, таких как бюрократическая нагрузка, ограничения на внешнюю торговлю и непрозрачность ведения бизнеса.
3. Коррупция: Узбекистан часто оценивался как одна из самых коррумпированных стран в мире. В рейтинге Transparency International по коррупции Узбекистан занимал низкие позиции, что указывает на распространенность коррупции на различных уровнях государственного аппарата.
4. Свобода слова: В индексе свободы прессы, составленном Reporters Without Borders, Узбекистан также занимал низкие позиции. Ограничения на свободу слова, цензура и преследования журналистов были распространенными явлениями в стране.
5. Дееспособность государства: В рейтинге Worldwide Governance Indicators, оценивающем эффективность государственного управления, Узбекистан также занимал низкие позиции. Рейтинг отражает ограничения на политические права и гражданские свободы, а также слабость институтов государственного управления.
Несмотря на негативные оценки в этих рейтингах, стоит отметить, что они отражают ситуацию в период правления Ислама Каримова и могут быть изменены в последующие годы.

3. В период правления Ислама Каримова в Узбекистане наблюдалось жесткое подавление оппозиции и ограничение свободы слова. Каримов установил авторитарный режим, который не терпел критики или оппозиции.
Оппозиционные политические партии были запрещены, а их представители подвергались преследованиям, арестам и даже физическому насилию. Многие оппозиционные лидеры были лишены свободы и содержались в тюрьмах на политическом основании.
Свобода слова была сильно ограничена. Независимые СМИ подвергались цензуре, а журналисты, особенно те, кто критиковал режим, сталкивались с угрозами, арестами и даже пытками. Многие журналисты были вынуждены покинуть страну или прекратить свою деятельность из-за страха за свою безопасность.
Кроме того, правительство Каримова активно преследовало религиозные и политические группы, которые считалось экстремистскими или потенциально угрожающими режиму. Были проведены массовые аресты и судебные процессы, в ходе которых многие люди были признаны виновными без должного судебного разбирательства.
В результате, в Узбекистане в период правления Ислама Каримова были серьезно нарушены основные принципы демократии, прав человека и свободы. Это привело к тому, что страна была часто критикована международными организациями за нарушения прав человека и отсутствие политической свободы.

4. Андижанское восстание, произошедшее в мае 2005 года в городе Андижан в Узбекистане, вызвало огромную критику со стороны международного сообщества в отношении подавления режимом Ислама Каримова. Во время восстания правительственные силы применили чрезмерную силу против мирных протестующих, в результате чего погибло множество людей. Официальные данные о жертвах разнятся, но некоторые организации прав человека оценивают число погибших в несколько сотен или даже тысяч.
Международные организации, включая ООН и Европейский союз, осудили жестокое подавление восстания и призвали к независимому расследованию происшедшего. Они также выразили серьезное беспокойство по поводу систематических нарушений прав человека в Узбекистане, включая произвол правоохранительных органов, отсутствие свободы слова, массовые задержания и пытки.
Международное сообщество также критиковало правительство Узбекистана за отказ предоставить доступ независимым международным наблюдателям и журналистам для расследования событий в Андижане. Режим Ислама Каримова был обвинен в попытке замалчивания правды и отказе от ответственности за нарушения прав человека.
Критика международного сообщества в отношении подавления Андижанского восстания привела к санкциям и ограничениям в отношениях с Узбекистаном со стороны некоторых стран, а также к приостановке участия Узбекистана в Европейской программе по партнерству и сотрудничеству.

5. В период правления Ислама Каримова в Узбекистане существовала проблема теневой экономики и коррупции. Теневая экономика относится к незаконным или неофициальным экономическим деятельностям, которые обычно не учитываются в официальной статистике. В Узбекистане теневая экономика была широко распространена и включала различные секторы, такие как нелегальная торговля, контрабанда, незаконная миграция, незарегистрированные предприятия и другие.
Коррупция также была серьезной проблемой во время правления Каримова. В стране существовали случаи систематической коррупции на различных уровнях государственной власти, включая правительство, полицию, судебную систему и другие органы. Коррупция проникала в различные сферы общества, включая бизнес, здравоохранение, образование и т.д. Это создавало неблагоприятную среду для развития экономики и оказывало отрицательное влияние на жизнь обычных граждан.
Международные организации и сообщества высказывали серьезную критику в отношении теневой экономики и коррупции в Узбекистане. В отчетах Transparency International, Узбекистан регулярно занимал низкие позиции по индексу восприятия коррупции. Кроме того, многие правозащитные организации выступали с обвинениями в нарушении прав человека и подавлении свободы выражения мнения в стране.
Под давлением международного сообщества, правительство Узбекистана предприняло некоторые шаги для борьбы с коррупцией и теневой экономикой. Однако, прогресс в этой области был ограниченным, и проблемы продолжали существовать в течение всего периода правления Ислама Каримова.

Смерть Ислама Каримова в 2016 году вызвала политическую нестабильность в стране. В результате, Шавкат Мирзияев стал новым президентом Узбекистана и начал внести некоторые реформы, такие как освобождение политических заключенных и улучшение делового климата.
В целом, правление Ислама Каримова в Узбекистане было характеризовано авторитарным режимом, ограничением политических свобод и экономическими вызовами.


Рецензии