Концерт Листа для фортепьяно Ми-Бемоль Мажор
Как вдруг приходит мне по почте приглашение на концерт. В глаза сразу бросилось: Лист, 1-й фортепианный, Ми-Бемоль Мажор.
Да ведь это же мой самый любимый концерт! Миллион раз игранный переигранный в родном симфоническом оркестре! Теперь только по радио его и слышу. Первое время, что приехали сюда, не могла сдержать слёз при первых же его звуках. Вообще не могла спокойно, без слёз, слушать любую симфоническую музыку, что когда-то играла в оркестре. Теперь, как-будто, прошло. Слушаю, не плачу. Нервы, что ли, стали поспокойнее? Нет, вряд ли. Пообвыкла...
Смотрю, где проходит концерт. Да ведь это же совсем рядом. Принстон. Меньше получаса езды.
Значит, так, - говорю себе. – В воскресенье у меня свободный день. Надо же, как повезло! А раз так, значит поедем на концерт. Во что бы то ни стало. При любой погоде.
Муж не упирается, наоборот, с радостью соглашается. Тоже соскучился по прекрасному в живом виде.
За час до начала концерта приезжаем в Принстон. Маршрут накатанный. Ехать - всего двадцать минут. Ставим машину на паркинге полицейского управления и бодро шагаем сотню шагов к Университету, где состоится концерт в прекрасном здании Alexander Hall, бывший в старину университетской церковью. А теперь в зале Richardson Auditorium проводятся концерты. Самые разные. И симфонической музыки, и камерной, и джазовые фестивали там проводятся, и хоры приезжают. Мы там многих слушали.
Берём билеты на самую галёрку. И по винтовой лестнице, как в старинных башнях, поднимаемся на самую верхотуру зала, формой напоминающего огромную подкову. Трубы органа, расписанного разными узорами уже поблекших красок, располагаются по обе стороны сцены с нависающим над ней козырьком для лучшей акустики.
Нам повезло. Наши места, самые крайние слева, оказались как раз над оркестром! Там, где сидят первые и вторые скрипки. И мне хорошо видны даже ноты, по которым они собираются играть. Но пока что оркестр почти пустой. Времени до начала ещё много. И только несколько музыкантов сидят за пультами с нотами и разыгрываются вполголоса. Я сразу же окунулась в знакомую, до боли знакомую атмосферу оркестра, когда постепенно собирается народ в зале, а ты стоишь за кулисами и бегаешь пальцами по грифу скрипки, а кто по смелее, уже сидит на сцене и там разыгрывается, или беседует с сопультником, не обращая никакого внимания на зрителей и чувствуя себя, как дома.
Вот сидят две скрипачки на вторых скрипках. А вот из открытой двери появляется толстая дама в чёрном платье, как и у остальных, и не спеша проходит и садится в группе духовых. Меня до сих пор поражает, как много женщин в американских оркестрах, играющих на духовых интструментах. У нас они тоже были, но две-три, не больше. И, в основном, играли на флейте. А здесь и на валторне, и на кларнете, только что на трубе не видела, чтобы играли.
Высокий худой мужчина довольно громко играет гаммы на контрабасе. Всегда поражалась смелости и независимости музыкантов вот так, прилюдно, разыгрываться. Для меня это всегда было ощущение, будто голой на людях показаться. Ну как можно свои ошибки и фальшивые ноты дать слушать публике?.. Я и подготовленную программу всегда жутко боялась играть соло. Трусила ужасно. А тут...
Звуки оркестра становятся всё громче и громче. Как будто огромная духовая гармошка зазвучала. Людей на сцене стало больше и все изо всех сил, чтобы себя услышать в этом гаме, водят смычками и дудят в трубы. С первого пульта первых скрипок поднимается концертмейстер. Дожидается тишины и начинает настраивать оркестр. Сначала духовые строят по гобою. Потом струнные.
Но вот, как по команде, всё разом стихло. Откуда-то, прямо из под моего балкона, где я сижу, выходит дирижёр в чёрном традиционном фраке, белой манишке, рубашке и с белой же бабочкой. Он входит на помост с дирижёрским пультом, обменивается рукопожатием с концертмейстером оркестра, молодой светловолосой девушкой, и концерт начинается.
Я сижу, крепко вцепившись руками в бархатные подлокотники, будто мы собираемся взлететь. Первые же звуки оркестра заставляют меня насторожиться. Я не очень уверена, насколько профессиональный это оркестр. Получу ли я удовольствие, или придётся спасаться бегством от фальши, как это уже однажды случилось со мной на концерте оркестра из Вест Оранджа. В программке написано, что Prinston University Orchestra объявлен критиками, как «оркестр – виртуоз». Что ж, послушаем.
У меня такое ощущение, что оркестр ещё не разыгрался, как-то робко, без особого подъёма звучит «Весенняя Увертюра» неизвестного мне автора, Gualterio Armando (1887-1973). Эту увертюру мы никогда не играли. Поэтому сердце моё спокойно. Но музыка приятная. Робко начавшись, она под взмахами дирижёрской палочки набирает силу, крепнет, становится шире и торжественней. Идёт весна! Она всё ближе и ближе! И вот уже полнокровно зазвучал оркестр, все инструменты слились в экстазе, и на душе радостно и хочется, чтобы эта музыка никогда не кончалась.
В программке я прочла, что молодой музыкант посетил в двадцатых годах Флоренцию и увидел знаменитую картину Боттичелли «Рождение Венеры», которая потрясла его и вдохновила на создание этой увертюры.
Но исполнялась она только однажды. Разразившаяся Вторая Мировая Война помешала в дальнейшем исполнению этой прекрасной музыки.
Я вздохнула спокойнее. Оркестр справился со своей задачей очень даже неплохо. Не сравнить, конечно, со знаменитым Филадельфийским, или Бостонским оркестром. Но уж не хуже, если не лучше того, где я проработала долгие годы.
Вторым по программе шёл Концерт Листа. Тот, ради которого я, собственно, и пришла. К сожалению, моего литературного мастерства явно недостаточно, чтобы описать эту гениальную музыку. Её надо слышать. А ещё лучше, играть. Быть внутри этой музыки, чувствовать её каждым нервом, каждым пальцем, замирать и взлетать вместе со всеми, соревнуясь и перехватывая пальму первенства у солиста за чёрным роялем, чьи сильные руки способны перекрыть все струнные, духовые и ударные вместе взятые. Три его части идут без перерыва. И я сижу в сладкой агонии узнавания, вспоминания никогда не забытых звуков, навечно впечатавшихся в мою память. Пальцы сами, непроизвольно, двигаются вместе с музыкой, в такт со скрипками, которые я вижу внизу, подо мной. Я отчаянно сдерживаю слёзы, не хочу, чтобы их увидел муж. Ещё усмехнётся, просто не поймёт, чего это я реву, когда все кругом без единой слезинки на глазах. А у меня внутри буря, ураган, знакомые звуки вызывают цепь воспоминаний, перед глазами лица товарищей, с которыми провела лучшие годы в своей жизни, колесила по стране, делила кусок хлеба, номера гостинниц, весёлые забавные истории и анекдоты за полночь. Всё было, было и прошло. Навсегда. Кануло в вечность. Какая-то часть меня умерла. Осталась другая, моя половинка. И она, как родная сестра, как близняшка, помнит ту, другую, и хочет вновь с ней соединиться и не может. Нельзя.
Я рада, что концерт уже доиграли до конца. Я больше не могла выдерживать эту сладкую муку.
Свидетельство о публикации №223080900191