Начальник РСХА Третьего рейха Кальтенбруннер

Как известно из истории, по окончании Втором мировой войны был проведен Международных трибунал в Нюрнберге, который отправил на виселицу главных бонз Третьего рейха, виновных в разжигании войны и обвиненных в убийстве миллионов человек.

Ходатайства о помиловании подавали все приговоренные к смерти в Нюрнберге высокопоставленные германские нацисты. Даже адвокат, представлявший интересы Мартина Бормана (который числился пропавшим без вести) – тоже просил от его имени о снисхождении.

Лишь один из «смертников» не посчитал нужным воспользоваться этим последним правом – Эрнст Кальтенбруннер. Он посчитал это бессмысленным, и не ошибся.

Кальтенбруннер был арестован американцами 12 мая 1945 года, в отдалённой хижине в австрийских Альпах. Высокопоставленный нацист выдавал себя там за простого врача. С ним вместе скрывались его адъютант Артур Шайдлер и двое телохранителей из СС. Но никакого сопротивления при аресте никто из них не оказал. О том, кем он был, и почему принял такое решение, я и расскажу далее. История необычная.

Американцы знали, за кем пришли: о местонахождении прячущегося Кальтенбруннера им рассказал зам. бургомистра Альтаусзе Йохан Брандауэр. Начальник Главного управления имперской безопасности СС не смог спрятать свою личность за фальшивыми документами, был замечен и опознан местными жителями.

Колоритная у него была внешность, не среднестатистическая, и не арийская. Многих вводила в заблуждение: слишком уж Кальтенбруннер походил на уличного громилу. Огромный рост (194 см), грубые, словно вырубленные топором, черты лица, шрам на щеке.

На самом деле, он был очень интеллектуально развитым человеком, который имел учёную степень доктора юриспруденции. Причём, получившим эту степень ещё задолго до прихода к власти нацистов: в 1926 году в Австрии, откуда Кальтенбруннер был родом. До ухода в политику он был преуспевающим адвокатом, имел свою юридическую фирму.

Тем не менее, этот человек с очень высоким уровнем интеллекта выглядел как какой-то амбал-лесоруб. Его маленькие карие глаза оставляли неприятное впечатление, так как буквально сверлили собеседника проницательным взглядом.

Перед арестом Кальтенбруннер выбросил свою личную печать с указанием должности в озеро, где в 2001 году она была обнаружена туристом.

Судя по многим свидетельствам, после крупного поражения Вермахта под Сталинградом Кальтенбруннер склонялся к тому, что война на Востоке будет проиграна, и начал систематически злоупотреблять алкоголем.

Что натворил Кальтенбруннер?
Вскоре после прибытия в Нюрнберг он перенёс кровоизлияние, из-за чего какое-то время передвигался исключительно на инвалидной коляске. Ходатайство защиты о его освобождении по состоянию здоровья было отклонено судом.
Никаких обвинений, предъявленных ему, Кальтенбруннер не признал. Он заявил, что на всех вменённых ему в вину преступных приказах стоит не его живая подпись, а факсимиле, которым без его ведома пользовались адъютанты и шеф гестапо Генрих Мюллер (бесследно исчезнувший). Такого судья ещё не слышали!

В преступлениях же начальник Главного управления имперской безопасности СС обвинял своего непосредственного начальника Гиммлера (покойного). Кальтенбруннер утверждал, что до 1943 года ничего не знал о холокосте, впервые слышит о приказе о комиссарах и никогда не посещал концлагерь Маутхаузен, хотя его визиты были задокументированы.

Более того, Кальтенбруннер уверенно заявил, что он высказывал протест против жестокого обращения с евреями Гитлеру и Гиммлеру, и даже провозгласил себя человеком, остановившим холокост.

На Нюрнбергском процессе он представил себя активным борцом против нацистской машины уничтожения и утверждал, что до определенного времени просто не знал о преступлениях нацистов.

В отличие от остальных подсудимых, он активно изобличал нацистский режим, признавал существование программы уничтожения евреев, а также не скрывал, что искал переговоров с американцами в конце войны.

Кальтенбруннер также утверждает, что не подписывал преступных приказов: это, якобы, делали за него подчиненные, согласно сложившейся ранее практике (предположение, что предыдущий начальник РСХА Рейнхард Гейдрих, известный как крайне жесткий руководитель, делегировал право ставить его подпись другим людям, — это полный абсурд). В то же время бывший комендант концлагеря Освенцим Рудольф Хёсс засвидетельствовал в Нюрнберге, что видел несколько приказов о казнях узников с подлинной подписью Кальтенбруннера.

«Я не создавал никаких концентрационных лагерей в Австрии, где находился до 1943 года. Я не создал ни одного концентрационного лагеря в Рейхе с 1943 года и далее. Каждый концентрационный лагерь в Рейхе создавался по приказам Гиммлера. Это также относится – и я хочу подчеркнуть это – к лагерю Маутхаузен. Австрийские власти были не только отстранены от создания Маутхаузена, но и неприятно им удивлены, потому что сама концепция концентрационных лагерей в таком виде была в Австрии неизвестна, и необходимости их создания там не было.

Я уже ответил, что никогда не видел газовой камеры, ни в действии, ни в любое другое время. Я не знал о том, что они существовали в Маутхаузене, и свидетельства об этом ошибочны. Я никогда не бывал в лагере задержанных в Маутхаузене – то есть в самом концентрационном лагере. Я бывал в Маутхаузене, но в трудовом лагере, а не в лагере для задержанных».
(цитата из показаний Кальтенбруннера на процессе).

Начальником Главного управления имперской безопасности СС он стал в январе 1943-го года. Якобы увидев преступления нацистского режима – начал критиковать их, хотел добиться своей отправки на фронт. Но потом решил остаться на месте – делать всё необходимое для изменения всех этих остро критиковавшихся им условий.

Линия защиты, избранная Кальтенбруннером, не произвела никакого впечатления на судей. План хитрого нациста провалился. 30 сентября 1946 года он был признан виновным по всем пунктам обвинения, кроме совершения преступлений против мира – в силу специфики своей должностной деятельности. 1 октября трибунал приговорил Кальтенбруннера к смертной казни через повешение.

Как уже сказано, он стал единственным из приговорённых, отказавшимся подавать прошение о помиловании.

В ночь с 15 на 16 октября 1946 года 43-летний Эрнст Кальтенбруннер был повешен, вместе с другими приговоренными. Перед казнью, он произнёс: «Gl;ck auf, Deutschland!» («Счастливо выбраться, Германия!»).

«Gl;ck auf» – это старинное приветствие немецких шахтёров, которое переводится как «Счастливо выбраться!», «Счастливо вернуться наверх!»


Рецензии