О наслаждениях и лишениях

        Святитель Игнатий Брянчанинов писал: «Умерщвляется жизнь падения отъятием наслаждений; а из недр этой смерти возникает жизнь о Христе, находящая наслаждения в лишениях». Для того, чтобы понять это высказывания святителя, необходимо выяснить, о каких наслаждениях он говорит. Существует расхожее выражение: «природа не терпит пустоты». Мы же, православные, утверждаем, что Бог Вездесущ, Он повсюду и нет места, где Его нет. Соответственно, если что-то исчезает, то его место занимает что-то иное, а точнее одно всегда переходит в другое не оставляя незаполненным область бытия ни на долю секунды. Поэтому, если отнимаются наслаждения, то вместо них должно возникнуть что-то другое. Это другое и есть лишения, о которых говорит Св. Игнатий. Если одни наслаждения отнимаются, а вместо них возникают другие наслаждения, то эти наслаждения отличаются друг от друга.  Нужно понять их отличие. Первые наслаждения – это удовольствия плоти и нашей греховной жизни, все то, что ублажает плоть и приносит ей чувственные удовольствия. Когда человек начинает ограничивать себя в наслаждениях и похотях, то он непременно сталкивается с тем, что приходит им на смену т.е., - с лишениями или скорбями. Лишения – это месть падшего естества за отказ исполнять повеления плоти. Это борьба дьявола за свое и его месть нам, потому что страсти и похоти скрывают от человека, придающегося наслаждениям и удовольствиям Бога, присутствующего везде и во всем. А это и нужно врагу; а значит, душа находится во власти дьявола, который будет яростно бороться за удержание своего. По мере борьбы человека со страстьми и похотьми, они вынуждены отступить, открывая душе Божественный свет или присутствие Божие. Это похоже на труды археолога, который снимает долго и упорно, слой за слоем старого грунта, чтобы найти искомый пласт, несущий артефакт. Но человеческая логика убеждает нас, что в лишениях нет наслаждений, а есть горе и страдания, т.е. болезненные и неприятные переживания души. Так о каких наслаждениях говорит святитель? Дело в том, что Бог, видя, труды и борьбу человека со своими страстями, после долгих испытаний, заменяет изгнанные им наслаждения, на иное, - на дары Святого Духа. Ибо, как сказал Спаситель: «трудящийся достоин пропитания» (Мтф.10:9). Пропитания не только тела, но и души. И эти Дары Святого Духа приносят трудящемуся неизреченные наслаждения, ни с чем несравнимые, которые не только просвещают душу истинной духовной радостью, но и открывают в человеке доселе неизвестные способности и дарования. Прп. Авва Аммон (III в.) писал о сподобившихся принять дары Святого Духа: «Они  уже не будут ни в чем утруждаться и не устрашаться никаким страхом, но радость Божия будет с ними днем и ночью, а дело Божие будет услаждать их паче меда и сота (Пс.18;11). И Бог всегда будет с ними и даст им откровения и великие таинства , не могущие быть изреченными языком человеческим». Ради получения и умножения этих Даров, человек готов и дальше не только нести, случающиеся с ним лишения, но и желает их усиления, справедливо полагая, что умножением скорби, умножается благодать, а значит и Дары Святого Духа, по словам Господа, Который сказал: «Сила Моя в немощи совершается» (2Кор.12:9) И вершиной этих духовных наслаждений является стремление отдать жизнь свою за Христа.


Рецензии