Комментарий к обсуждению истории Древнего Рима

Следуя обсуждению сначала на форуме, а потом и в переписке, учитывая повторяющиеся вопросы, которые ранее обсуждались с другими, я решил в этой заметке обобщить свои ответы в виде одного развёрнутого комментария. Для непосвящённых речь здесь пойдёт об обсуждении истории Древнего Рима в 1 веке н.э. и отчасти моего эссе «О христианстве на основе книг социолога и историка религии Родни Старка», опубликованном 30 сентября 2020 года на сайте Топоса. Ссылку на это эссе можно найти внизу страницы моего профиля на сайте Proza.Ru.

Во-первых, что касается моего личного отношения к религиозному вопросу, я его никому не навязываю, а мой интерес к христианству изначально был скорее медицинского характера: согласитесь, что когда из всех мыслимых объектов для поклонения (звёзды, стихии, ветер, вода, Солнце и тп) некоторые выбирают «мёртвого еврея», то это, как минимум, интересный выбор, который хочется понять. Не то, чтобы я считал, что живой еврей, либо нееврей были б предпочтительнее, просто ведь хочется исследовать историю вопроса, узнать причину ажиотажа. Правда заключается в том, что атеисты в нашей стране ныне составляют меньшинство – жалкие 5%. Это официальные цифры.

Во-вторых, что касается цифр и фактов из моего эссе - да, это правда, что для эссе в качестве первоисточников использовались не только книги самого Родни Старка. Возьмём, скажем, цифры о населении Рима в 1 веке. У меня в эссе сказано «в Риме 1 века н.э. с населением 400 - 650 тыс. человек число сенаторов определялось императором и составляло около 600 человек». 650 тыс. человек – это то, что можно найти в книге самого Родни Старка, хотя похоже, что это число лучше описывает ситуацию в Риме в начале, а не в конце 1 века. Данные о населении Рима весьма разнятся между разными источниками. 400 тыс. – это, пожалуй, наименьшая оценка, которую мне довелось встретить в одной старой публикации. Я знаю источники, в которых говорится о 800 тыс. населения Рима уже во времена Августа. См. в частности, публикацию Samuele Rocca «Foreigners at home» на academia.edu. Андрей Мовчан в своей книге «Проклятые экономики», комментируя события древнеримской истории, пишет о 1.5 млн. населения Рима в 1 веке и приводит ссылки на другие источники. Samuele Rocca пишет о росте до 1 млн. человек ко временам Траяна, к началу 2 века. Все эти цифры – вопрос второстепенной важности. Сложно себе представить, что Рим 1 века по плотности населения соперничал с Манхэттеном современного Нью-Йорка или представлял собой бразильские фавелы наших дней, хотя бы потому что добыча и производство стали для строительства многоэтажных инсул  - это достижение цивилизации более позднего времени, а отнюдь не древнего Рима, где случаи саморазрушения домов, похоже, не были такой уж редкостью. Родни Старк, к слову, оценивая технические достижения Рима, вовсе пишет, что за несколько веков своей истории Рим не изобрёл ничего, кроме бетона и христианства. И потом, кого именно считать «населением Рима»? Рим – крупнейший торговый центр своего времени с массой мигрантов и рабов. Каждый день люди прибывают и уезжают из города. Одно дело – это сколько человек город может вместить одномоментно, другое дело – это сколько людей живёт там постоянно. Вполне можно допустить, что временное население города составляло значительный процент от его постоянного населения. Даже в наше время есть страны, в которых мигранты составляют значительный процент от местного населения. Примеры таких стран – Объединённые Арабские Эмираты и Катар, где мигранты составляют 80-90% от общего населения.

В-третьих, что касается вопроса о сенаторе Квинте Корнелии Пуде (Quintus Cornelius Pudens) и районе Альта Семита. Есть интересная публикация за авторством немецкого историка Werner Eck – «Cum dignitate otium. Senatorial Domus in Imperial Rome». Кажется, её тоже можно было найти на academia.edu. В этой публикации Werner Eck приводит любопытную табличку, в которой подсчитывает количество сенаторских домов в разных районах имперского Рима, определенных в границах периода Августа. На первом месте по числу сенаторских домов – район Alta Semita, в котором насчитали 57 домусов, на втором месте – Эсквилин с 39 домусами. Район Альта Семита ещё весьма примечателен близостью расположения к Castra Praetoria, баракам преторианцев. Это был хорошо защищенный район. Римская церковь San Pietro in Vincoli, построенная вроде как на месте дома Пуда, и церковь Santa Pudenziana на Via Urbana  находятся всё там же, в относительной близости друг от друга. Альта Семита также характеризуется близостью расположения к Suburra, где проживала одна из крупнейших еврейских общин Рима. В районе Альта Семита, возможно, находились 2 синагоги Seceni/Siburenses, которые упоминаются в надписях, обнаруженных в римских катакомбах, если верить Samuele Rocca и его публикации «Foreigners at home».
 
В-четвёртых, достоверных данных о том, что Авл Пуд был центурионом или преторианцем нет, разве что есть эпиграммы Марциала (вкл. про Primus Pilus). Авл был типичным представителем римской "золотой молодежи". Но если говорить о преторианцах, то весьма примечательна в этом отношении одна старая книга, изданная в 1900 году. Её автор – англичанин Arthur Stapylton Barnes. Книга называется «St. Peter in Rome and his tomb on the Vatican hill». На русский её, кажется, не переводили. На стр. 62 книги можно найти абзац о том, что апостол Павел вероятно был поручен заботам преторианцев, один из них мог быть постоянно скован цепью с его рукой. Это конечно аллегория: якобы рукой Павла водили преторианцы, даже когда он писал. Однако в известном послании Павла к Филиппийцам можно найти строчку: «так что узы мои о Христе сделались известными всей претории и всем прочим». Нам точно известно, что преторианцы имели отношение, как минимум, к двум митраистским памятникам. Об одном из них говорится в старой публикации от 1975 года "The Mithraeum on Andros" за авторством Nicholas Reed. Другой памятник - римская статуя Митры, перерезающему горло быку. Надпись на монументе говорит, что он посвящён некому Алкиму (Alcimus), наместнику у T.Claudius  Livianus, командующему Преторианской гвардией в 101 году н.э. Понятно, что преторианцы могли быть кураторами не только митраистского, но и христианского культов в Риме. Потому что, вообще говоря, все религиозные культы империи относились к компетенции Pontifex Maximus, которым, как известно, был римский император.

В-пятых, данные о 50,000 евреев в древнем Риме можно найти во многих  публикациях, например, у Thomas Sowell в книге «Migrations and cultures». Понятно, что исторически и демографически палестинские евреи были ближе скорее к Персии, чем к Риму. В Вавилонский плен угнали до четверти палестинских евреев, если верить тому же Мишелю Абитболю и его «Истории евреев». Когда персы освобождали евреев из плена, то сложно поверить, что все они тут же вернулись в Палестину. Так что еврейское население Персии вполне могло быть сравнимо по количеству с Римом.

В-шестых, данные о росте христианского населения Римской империи на 3.4% каждый год Родни Старк цитировал в книге со ссылкой на проведённое исследование. Для сравнения ровно на столько же в среднем рос американский ВВП, начиная с 1929 года, когда его начали публиковать, до предкризисного 2007 года, если верить книге Роберта Шиллера «Spiritus Animalis».

В-седьмых, то, что религиозные организации (не только Римской империи, но христианских государств вообще) были тесно связаны с финансовым бизнесом и налоговыми преференциями тоже не является тайной. Об этом, в частности, писал Сало Барон в томе 2 "Древний мир. Возникновение христианства" своей "Социальной и религиозной истории евреев". Распространение христианских монастырских орденов в 5 веке, этих предтечей оффшоров - тому наглядное подтверждение. О налоговом иммунитете римских аристократов, вступающих в жреческие коллегии, говорится и в книге Ведешкина М.А. "Языческая оппозиция христианизации Римской империи".


Рецензии
Вопрос о численности - чисто технологический. Средневековые города с частичной канализацией и мостовыми никогда не превышали 70 000 порога населения. Эпидемии депортировали лишних на тот свет. Прогресс римской медицины касался только хирургии. Водопровод, бани и канализация были. Но обычаи весьма антисанитарные. Думаю, 200 000 это - предел. Что касается фундаментов и прочих площадей - не факт, что они существовали одновременно.

Эдя Псковский   17.08.2023 13:46     Заявить о нарушении
<<Моя щедрость никогда не достигала менее 250 000 человек. Я дал по 240 сестерциев каждому из 320 000 римлян.>> - это слова самого Октавиана Августа,
сказанные в 5-ом году до н.э.
Имеются в виду только мужчины, свободные граждане Рима, хозяева семейств.
Прибавьте столько же жён и умножьте ещё на два - среднее количество детей
в семье. Таким образом мы выходим на полтора миллиона.
Плюс рабы, о численности которых мы можем только догадываться.
Плюс заезжие торговцы, просители, актеры и прохиндеи всякого рода.
Я уже не говорю о 10 000-ой Претории - мизер на общем фоне...

Серж Левен   17.08.2023 19:55   Заявить о нарушении