8. Гороховик Т. М. -шофёр В. И. Ленина

Гороховик Тарас Митрофанович - 1890г., село Николаевка Лотаковской волости Суражского уезда Черниговской губернии (в н/вр. – Колюдовского СП).

Шофёр.

Тарас родился в бедной крестьянской семье Митрофана Филипповича Гороховика, в которой было 7 детей: 4 сына и 3 дочери.  Ещё подростком отец определил его в Поповогорское ремесленное училище, где он изучал кузнечное дело.

В 1910 году Тарас Гороховик был призван в армию, получил специальность военного шофёра и был удостоен ряда царских наград. С началом Октябрьской революции он стал её активным участником. Как лучшего шофёра, его направили в распоряжение автобазы Совета Народных Комиссаров (СНК). Солдат 1-й автороты Т.М. Гороховик на 7-местном лимузине "Delaunay-Belleville 45" (французский «Делоне-Бельвиль») номер 46-47 в основном обеспечивал первого народного комиссара по военным делам РСФСР Н.И. Подвойского.

Прославился он и вошёл в историю, как человек, спасший вождя революции – председателя Совета народных комиссаров РСФСР В.И. Ленина в ходе первого покушения на него…

Персональным водителем Ленина был Степан Казимирович Гиль (1888-1966гг.). Свой автомобиль он ставил у главного подъезда Смольного, во дворе, круглосуточно охраняемом красногвардейцами. В один из дней декабря 1917 года, средь бела дня, машина исчезла. Как выяснилось в дальнейшем, она была уворована с использованием поддельного пропуска.

Реакция В.И. Ленина была лаконичной (л.208): «Ищите её, где хотите. Пока не найдёте, со мной будет ездить другой».

В данной ситуации нарком Николай Подвойский временно уступил вождю революции своего воителя. Так Тарас Гороховик стал шофёром Ленина.

1 (14) января 1918 года в Петрограде морозный воздух, напитанный влагой, укрыл всё вокруг белёсой плотной туманной мглой. В этот день вечером Владимир Ильич выступал в Михайловском манеже с приветственной речью на митинге, посвящённом проводам на Западный фронт первого сводного отряда добровольцев социалистической армии. Его водитель вместе со всеми с интересом слушал Ленина. Митинг завершился под звуки Интернационала.

Вместе с В.И. Лениным в машину сели его сестра Мария Ильинична и Фридрих Платтен – друг В.И. Ленина, швейцарский деятель международного  социалистического и коммунистического движения.

Гороховик ехал не спеша, внимательно всматриваясь в стелющуюся под колёса машины дорогу, уверенно продвигаясь к Смольному. Смутные фигуры редких прохожих, как силуэты, проплывали за окнами автомобиля.

В 19.30 автомобиль неожиданно был обстрелян неизвестными лицами. Один за другим раздались короткие и сухие выстрелы.

В лицо водителя брызнуло осколками разбитого пулей переднего стекла, в салон автомобиля ворвался морозный воздух.

Тарас Гороховик не растерялся, он резко ускорил движение и, лавируя, гнал вперёд, уходя от прицельной стрельбы и опасного места.

«Обстрел был произведён во время переезда по мосту через Фонтанку, когда машина притормозила. Кузов машины был продырявлен в нескольких местах пулями, некоторые из них пролетели навылет, пробив переднее стекло автомобиля. Лёгкое ранение в руку получил швейцарский социалист Ф. Платтен, пригнувший голову Ленина вниз...» (л.210).

Владимир Ильич, добравшись до Смольного, крепко пожал руку водителю и поблагодарил его.

Из письма управляющего делами СНК В.Д. Бонч-Бруевича (архив автобазы СНК):
«Благодаря тому, что шофёр Т.М. Гороховик не растерялся и тотчас же, как только раздались выстрелы, дал особо сильный ход машине, можно сказать, Владимир Ильич избежал смертельной опасности, мы должны быть чрезвычайно благодарны Т.М. Гороховику».

Вскоре из Петрограда красноармеец Гороховик ушёл на фронт, воевал, мастерски управляя броневиком и штабными машинами. Прошёл всю гражданскую войну, переболел тифом, а затем из госпиталя вернулся в родное село.

Работая в Николаевке кузнецом, он продолжал по-прежнему мечтать о машинах, хотя понимал, что даже в уездном городе Клинцы не было автомобилей.

Необычная история демобилизованного крестьянина-бедняка всплыла в 1925 году при подготовке номера уездной клинцовской газеты «Труд» к годовщине смерти В.И. Ленина. Эту информацию привез из поездки по уезду молодой сотрудник Евгений Соколов. В редакции не сразу поверили, что рядом находится человек, лично знавший Ленина и спасший его, поэтому написали М.И. Ульяновой, работавшей тогда ответственным секретарём в газете «Правда».

Мария Ильинична, не забывшая историю 1-го покушения на брата и благодарная Т.М. Гороховику,  не только подтвердила всё сказанное им, но и приняла участие в его судьбе - по её рекомендации автобаза Совнаркома вызвала Тараса Митрофановича в Москву и предоставила ему любимую работу.

Воспоминания же Тараса Гороховика были сначала полностью опубликованы в уездной газете «Труд», а через год – на страницах «Правды».

Жил Т.М. Гороховик с семьёй в городе Москве, ул. Садово-Самотечная, 2/12-1. Мария Ильинична периодически звонила им, расспрашивала о жизни, заботливо интересовалась - не надо ли чем-то помочь, бывала и дома у Гороховиков. Иногда звонила и Н.К. Крупская.

Почти в 70 лет ушёл на пенсию и расстался с любимым автомобилем Тарас Митрофанович. Он всю жизнь гордился службой в гараже Смольного, где неоднократно встречался с Лениным, и до последних дней бережно хранил петроградское удостоверение от 22.12.1917 года №119 (хранится в одном из Московских музеев):

«Выдано прикомандированному к Государственной автомобильной базе солдату Тарасу Гороховику на право свободного проезда и прохода по улицам Петрограда и Царского Села. Сроком по 1 января 1918 г.»

Вместе с супругой Марией они вырастили 7 детей. Из них Иван (1923г.р., с. Николаевка) -   гвардии красноармеец, радиотелеграфист 286 гвардейского зенитно-артиллерийского полка  погиб 6-го января 1944 года при форсировании Днепра (л.66), Георгий умер во время войны. 13-летнего Михаила, ещё в военные годы, Тарас Максимович привёл в гараж автобазы Совмина, где он и трудился далее. 

Т.М. Гороховик ушёл из жизни 18.09.1967 года, г. Москва.

Источники: л.10, 66, 72, 73, 208-213 и другие.


Рецензии