Встреча навсегда. В стиле Бредбери

С годами вдруг заметил, что старые черно-белые фотографии стали как-то милее душе и глазу, чем те, что делал последние десятилетия. И вроде бы яркие они, цвета такие сочные, абрисы четкие, а уж что до количества - так их тьма тьмущая! И все, прямо, на компьютере: зашел, папку открыл и щелкай мышкой. Что ни говори - удобно.
Я, правда, по старинке еще относил в "Kodak" цифровые изображения, и заказывал печать некоторых форматом 10х15, а избранных - 20 на 30 см. Последние как правило ставил в рамочку и на полки с книгами, или подвешивал на стену. Динозавр, правда?
Из тех, что на стене висели, были и черно-белые. Даже с ретушью еще. Их я в прошлом веке анахронизмом считал, а сейчас раритетом полагаю.
Наш мир так стремительно летел по пути завоеваний прогресса, что людям, порой, было не угнаться за ними. Профессора, доктора наук обращались ко мне, человеку мало смыслящего в компьютерной грамотности, за помощью в печатание статей и монографий, считая меня профи в этой области. Я в свою очередь, к сыну, тот к своим более разбирающимся в предмете младшим товарищам. Наверное, это было правильно, но не покидала меня мысль, что однажды такое status quo может нарушиться. А я никогда не ошибался в прогнозах.
Книги! Книги перестали быть источником знаний, во всяком случае не в бумажном исполнении; их попросту выкидывали - слишком много занимали места. Эти самые знания, зачастую просто популистские, на злобу дня, публикации сомнительных экспертов, теперь черпались на сайтах всемирной компьютерной паутины. Но я книги хранил, и не только хранил, но даже писал.
И вот однажды настал день, когда нефть и газ перестали быть горючими материалами; с электричеством вдруг стали непонятные перебои, и все реже в многоквартирных домах по вечерам светились окна, а через какое-то время и вовсе погасли. На улицах исчезла реклама, погасли фонари. Цены на этот ресурс стали такими запредельными, что простые люди не могли себе позволить смотреть телевизор, "сидеть" в компьютере, едва-едва хватало на то, чтобы вскипятить воду или разогреть еду. Потом исчезло и это. Давно еще говорили, что Земля - живой организм, и не позволит вечно над собой издеваться вирусу под названием человек. Тогда это звучало смешно, сейчас пророчески.
Теперь на балконах домов мегаполисов все чаще стали разводить давно забытые примуса и керосинки, а с учетом того, что их производство резко снизилось не смотря на спрос, стали просто жечь костры в ведрах. Мы стремительно возвращались в каменный век. И счастлив стал человек, у кого в доме было ружье с запасом патронов или хотя бы топор.
И вот те, кто еще совсем недавно считался успешным преуспевающим человеком, вдруг в одночасье превратились в людей не только без будущего и настоящего, но и без прошлого. Потому что все, благодаря чему они удачно существовали, вдруг стало совсем не актуальным. Никого не интересовали больше цены на нефть и газ, курсы валют и всевозможные индексы непонятных компаний. А у этих недавно успешных людей не осталось даже фотографий, не осталось памяти, застывшей на кусочке картона. А цифровые изображения открыть было не возможно. Почти мгновенно слетела шелуха цивилизованности, и на первое место опять вышла теория Дарвина "О происхождении видов". Выживает сильнейший. Вот в таких условиях я встретил свое восьмидесятилетие.
Впрочем, рассказать я хотел не об этом.
Будучи к тому времени человеком, кто все-таки сохранил память о своем прошлом не только в голове, но и документально - фотки, статьи, что писал и публиковал, книги, когда-то продаваемые в городах не только России, но и других стран, я в предвидении скорого конца своим земным мытарствам, не скучал. Когда небо не слишком застилали тучи (а Солнце светило, надо признать, как и раньше, и еще раньше, и много-много раньше), я брал несколько альбомов с фотографиями, нацеплял очки, выходил на балкон или просто подсаживался к окну, и на время переносился в те года, которые нынешние дети считали фантастикой. Наверное, именно поэтому стук в мою дверь не умолкал никогда - малышня хотела историй! Мне даже пришлось завести специальные часы приема - не молодой человек, силы не беспредельны.
Я читал им свои, когда-то не сильно разрекламированные, но очень хвалимые потребителями этого контента книги, читал признанную классику и то, что сам полагал ею, показывал фотографии, комментируя каждую из них. То поколение было мне во сто крат ближе этого, что лишилось своего прошлого и памяти о нем. Но именно в данный момент я был счастлив.
Опять отвлекся. Как-то утром, удобно усевшись у окна, раскрыл старенький альбом, и начал просматривать фотографии шестидесяти с небольшим летней давности. С одной из них на меня смотрел мой друг, погибший при аварии в далеком 1990-м году. Андрей Кузьмин, по прозвищу "Рокер".
Чуть размытое черно-белое изображение, сидящего на "Яве" молодого парня... Вот более четкое - в военной форме. Симпатичное, приятное лицо. Взгляд, полный надежд на будущее, светлый и радостный. Я с улыбкой вглядывался в его веснушчатое лицо. И вдруг! Не может быть! Изображение мне подмигнуло!!!
Я снял очки и протер стекла, потом подслеповатые глаза. Вновь водрузил их на переносицу.
- Привет. - Услышал чуть с хрипотцой голос.
Губы на снимке шевелились.
- Привет, - ответил на автопилоте.
- Заходи, - кивнул Андрей, - ты так долго скучал по мне.
Я молчал. Сошел с ума? Свихнулся на старости лет? По всему выходило, что так.
- Кто говорит со мной? - Хорошо, что дома никого нет... Сейчас должно пройти.
- Чего испугался? - Прищурился мой старый друг, - ведь не страшно же тебе было, когда видел меня во сне. А помнишь, как ты рыдал на моих похоронах? Как тебя отпаивали валерианой?
- Помню, - ответил, сглотнув комок в горле, - это и вправду ты?
- Можешь не сомневаться! Почему у тебя не вызывает удивления негорючая нефть, полное отсутствие электричества, и так поражает разговор с другом детства?
- Но... но это так необычно... Ты, ты ведь...
- Умер? Погиб? Разбился на мотоцикле? - Андрей на фото закивал, - можем обсудить. Так, зайдешь?
- Да, конечно, только... как? - Встал со стула, шагнул неизвестно куда, и вдруг оказался в деревне, сидящим на бревнах, около сарая с сеном.
Рядом сидел мой друг. Молодой, девятнадцатилетний, может и младше. И я, хоть и неплохо для своего возраста сохранившийся, но седой, морщинки на лбу, кожа на руках пергаментная. Впрочем, может он видел меня по-другому.
- Здравствуй, Санек. - Еще раз поприветствовал меня Андрей.
- Андрюха! - Из глаз потекло.
Я потянулся все еще не слабыми руками к другу. На миг застыл - подумал, что он отпрянет - нет, раскрыл объятия. Мы расцеловались.
- Это опять сон? - Спросил я.
- Нет, - успокоил он.
- А что тогда? Так ведь не бывает...
- Бывает.
- Но как же... Почему так долго надо было ждать?
- Просто, всему свое время.
Я смотрел на моего молодого друга и будто сам наливался силой и молодостью.
- А помнишь, как мы ссорились почти каждый день? - Спросил улыбаясь.
- Конечно, но к вечеру всегда мирились, - улыбался он в ответ.
- А как ездили за сеном? А потом уминали его в сарае.
Я обернулся и ткнул пальцем в направлении того самого сарая, что был за спиной.
- Конечно. Ох и колючее оно было! Здорово в речке после этого купались!
- К ней теперь и не подойти, весь берег зарос. В деревне коров никто не держит, так и косить не для кого.
Вспомнили, как плющили гвозди под колесами товарняков и электричек на станции.
Помолчали.
- Ты так и не научился водить? - Спросил Андрей.
- Нет, - усмехнулся я, - видимо, не мое. Купил как-то жене машину, но сам так за руль и не сел.
- А Вика-то как?
- Нормально, вроде. Да, я и не знаю, не слежу.
- Не следишь? Это почему? Жена же.
- Ну, ты даешь! - Я рассмеялся, - мы еще в 2003-ем развелись. Столько лет прошло!
Дрюня помолчал.
- Печально... Но у нас ее нет. Значит, жива.
Я немного оторопел.
- Где это у вас? - Спросил тихо.
- Здесь, - друг пожал плечами.
- Где здесь?
По спине заструился пот. Может, показалось.
- Помнишь, я сказал: всему свое время? - Андрюха взял меня за руку.
- Да.
- Оно пришло. Твое время.
Я молчал. Молчал от того, что все понял. Безмолвие, казалось, длилось вечность.
- И что дальше? - Спросил.
- Ничего особенного. Встретишь тех, кого давно не видел. И можешь не торопиться - времени у тебя не счесть!
- А как же те, кто остался там? - Я ткнул пальцем в неопределенном направлении. - Я не хочу расставаться с ними.
- Это не расставание, - Андрей обозначил улыбку уголками губ, - это разлука. Но она обязательно закончится, надо просто подождать.
- Как разлука с тобой?
- Да, как она.
Я опустил голову вниз. Серая ящерка молнией сверкнула между бревен.
- Тогда я подожду.
Андрей поднялся. Поднялся и я. Он обнял меня за плечи.
- Здесь время течет совсем по-другому. Ты ничего и не заметишь.
- А они точно попадут сюда? - Забеспокоился я.
- Конечно, - успокоил Андрюха, - если хоть немного будут похожи на тебя.
- А есть и другие варианты?
Старинный друг ненадолго задумался.
- Есть, - наконец, сказал он, - но это касается лишь тех, у кого нет черно-белых фотографий. Но будь спокоен - своих ты увидишь.
И мы пошли...


Рецензии